Варвары любили захаживать в Рим, однако вели себя там хуже русских туристов
Не все мировые войны развязывались ради чистых и светлых идей вроде власти над миром или смерти неверных. Иногда причиной военного конфликта становилась обычная (хотя чаще все-таки симпатичная) женщина.
Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Женщины часто становятся причиной драк, а война отличается от дворовой потасовки только масштабностью боевых действий и объемом разрушений. Там, где схлестнулись два человека, вполне могут повоевать и две армии. И каких бы потом оправданий ни выдумывали триумфаторы, как бы ни перевирали историки факты, им все равно не спрятать неприглядную правду: военные конфликты из-за женщин происходили на этой планете с давних времен и с завидной регулярностью. И далеко не всегда их участниками и победителями становились благородные рыцари, вступившиеся за даму сердца…
Похищение и наказание (XIII век до н.э.)
Эта легенда тебе наверняка знакома (если ты хоть раз читал Гомера или хотя бы смотрел Брэда Питта). После того как троянец Парис умыкнул из Спарты царевну Елену, греки вознамерились отмстить неразумным троянцам. Случилось это в XIII веке до н. э., а в те далекие времена, как известно, женщин считали военной добычей — наряду с домашним скотом и драгметаллами. То есть красавиц крали часто и без последствий (если не считать таковыми ораву крикливых детей). Однако у Елены оказалось слишком много фанатов, или, как сказал бы Гомер, ее лицо позвало в путь тысячу кораблей. Мнением самой Елены при этом никто не поинтересовался, хотя сбежала она в общем-то добровольно и с любимым мужчиной. В результате Троя, цветущий город в Малой Азии, был разрушен до основания. По легенде, после взятия города греки хотели побить Елену камнями, но, увидев ее (есть версия, что она была обнажена), впали в экстаз и выронили из рук булыжники.
Однажды украденные (VIII век до н. э.)
В первые годы после своего основания (VIII век до н. э.) Древний Рим представлял собой город, в котором проживали все, кому не лень, включая всякий сброд и гастарбайтеров из дальних провинций. Вот только женщин там катастрофически не хватало. Первый царь Рима Ромул, опять же согласно легенде, решил поискать невест для римлян в соседних племенах. И получил твердый отказ: Рим в то время был даже не городом, а каким-то географическим недоразумением. Тогда римляне пошли на хитрость — объявили о проведении игр в честь Нептуна и широко их разрекламировали. На праздник пришли толпы соседей. Самыми многочисленными гостями было племя сабинов. Когда все отвлеклись на игры, римские юноши бросились похищать девиц. Нахватав себе невест и прогнав с глаз долой их родственников, похитители сумели быстро утешить девушек. К тому же римляне по-честному женились на похищенных. Вот только осложнились отношения с соседями, которые объявили Риму войну. Римляне сумели отразить почти все нападения, но многочисленным сабинам все-таки удалось ворваться в город. И тут вмешались сами сабинянки, которые остановили кровопролитие. Им-то как раз не хотелось лишаться ни родственников, ни внезапно обретенных мужей. Все закончилось полной идиллией: сабины и римляне помирились, став одним народом. Как раз с тех пор римляне стали называть себя еще и сабинским словом «квириты».
Властелин кольца (V век)
В 417 году в Западной Римской империи родилась Юста Грата Гонория, виновница еще одной кровопролитной войны. Ее отец, император Констанций III, умер довольно рано, и потому новым правителем Рима стал брат Гонории Валентиниан III. Когда девушке исполнилось 16 лет, она получила титул «Августа». А это значило, что в будущем ее муж, кем бы он ни был, вполне мог претендовать на императорский престол. Вскоре Гонория присмотрела себе жениха. Как только об этом стало известно Валентиниану, несчастную девушку отправили в Константинополь и посадили под домашний арест. Возлюбленного Гонории, как водится, казнили. В Константинополе Юста Грата прожила монашеской жизнью более десяти лет, мечтая о простом женском счастье. Перспектива брака с каким-нибудь вельможным пенсионером ее не радовала. И тогда она совершила ужасный по своим последствиям поступок — с помощью верного человека отправила свое кольцо с письмом самому Аттиле, грозному предводителю гуннов. В письме она предложила гунну себя (в жены) и половину Западной Римской империи (в качестве приданого). Аттилу долго уговаривать не пришлось. Получив кольцо, он потребовал у Рима отдать ему законную невесту. Многострадальную Юсту Грату в мгновение ока выдали замуж едва ли не за первого встречного (счастливчиком оказался какой-то старик сенатор). Однако Аттилу это не остановило, и он начал войну. Так в 451 году на Каталаунских полях сошлись две огромные армии — гуннская, во главе с Аттилой, и римско-варварская, возглавляемая Флавием Аэцием. Хронисты утверждают, что с каждой стороны насчитывалось около полумиллиона человек, а суммарные потери составили 165 тысяч убитыми. И все эти люди погибли из-за того, что Гонория не хотела замуж за старика…
Путевка в Рим (V век)
Валентиниан III (тот самый, который не давал родной сестре Гонории выйти замуж) по своей глупости стал участником еще одной кровавой драмы. Он внезапно и очень сильно возжелал жену своего приближенного — Петрония Максима. Заманив доверчивую женщину в свой дворец, он надругался над ней. Несчастная вскоре умерла. Петроний обиделся и отомстил: два преданных ему человека стали телохранителями Валентиниана III, после чего беспрепятственно зарезали его кинжалами в 455 году. Сделав таким образом вдовой императрицу Евдоксию Лицинию, Петроний принудил ее к совместной семейной жизни и стал править Римом (сейчас такие вещи принято называть свингом). Но протянул всего лишь пару месяцев: Евдоксия призвала в Рим вандалов во главе с Гейзерихом. Почему именно их? Потому что сын Гейзериха, Гунерих, был помолвлен с дочерью Евдоксии, Евдоксией Младшей, а Петроний собирался женить на ней своего сына Палладия, чего вандалы не могли потерпеть. К тому же, как известно, в эпоху Великого переселения народов любимым туристическим направлением варваров был Рим.
Варвары любили захаживать в Рим, однако вели себя там хуже русских туристов
При любой возможности они стремились прогуляться по улицам Вечного города, но вели себя хуже современных российских туристов, что очень не нравилось римским гражданам. И как только стало известно о приближении вандалов, горожане побили камнями Петрония Максима. В итоге вандалы захватили Рим, разграбили его и, уходя из города, прихватили с собой Евдоксию с дочерьми.
Баня для королевы (VI век)
В конце V века племя остготов осело в Италии и образовало свое королевство. Жить бы им да радоваться! Но не получилось: Амалазунта, дочь короля Теодориха, в 526 году стала править страной в качестве регентши при своем восьмилетнем сыне Аталарихе. Умная, энергичная и красивая женщина мечтала сделать свой народ цивилизованным. Она наладила дипломатические отношения с Юстинианом, императором Византии, а своего сына воспитывала в римском духе, что вызывало недовольство у многих ее подданных. В конце концов готы настроили против нее родного сына и приучили его к типично варварским развлечениям. Аталарих вошел во вкус и изнурял свой организм пьяными оргиями. Вскоре он умер «от излишеств», как скупо сообщают хронисты. Желая сохранить власть, в 534 году Амалазунта договорилась с двоюродным братом Теодагадом о совместном правлении. Однако, став королем, этот самый гад сразу же отправил ее в тюрьму. Посол Византии вел переговоры об освобождении Амалазунты, но Теодогад приказал ее убить. Амалазунту заперли в бане, наполненной горячим паром, отчего она и скончалась. Юстиниан этого не потерпел и в 535 году объявил войну остготам. Страна была ввергнута в кровавый хаос на целых 19 лет!
Две сестры (VI век)
В VI веке в Европе между королевствами Австразия (так называлось государство, включавшее в себя часть современных Франции и Германии, Голландию и Бельгию) и Нейстрия (располагалась чуть западнее) вспыхнула война. Ее виновницей хронисты единогласно считают Брунгильду, королеву Австразии, хотя на самом деле там были замешаны еще две дамы. Брунгильда была замужем за австразийским королем Сигибертом I, а ее родная сестра Гальсвинта тоже не теряла времени даром и вышла за Хильперика, короля Нейстрии. Вот эту самую Гальсвинту Хильперик и убил, поскольку его любовница захотела стать королевой. Брунгильда попросила мужа, чтобы он наказал обидчика сестры и затребовал назад города, которые достались Хильперику в качестве приданого. Гордый и жадный Хильперик ультиматум не принял, и началась война. В 575 году Сигиберт погиб (говорят, удачное покушение на него организовала все та же любовница Хильперика). Брунгильда же попала в плен к врагам, откуда умудрилась сбежать. Она управляла Австразией еще долгое время, пока ее не взял в плен сын Хильперика Хлотарь II. Он обвинил Брунгильду в разжигании междоусобицы (вот это цинизм!) и в 613 году приказал разорвать престарелую королеву лошадьми.
Война, эмир! (VIII век)
Королевство вестготов, просуществовавшее 300 лет (с 418 по 718 год) на территории современной Испании, тоже пало из-за женщины. В испанских народных романсах до сих пор звучит ее имя — Ла Кава. Ее страстно возжелал король вестготов Родриго. Не добившись взаимности, он взял гордую красавицу силой. Если бы король знал, что из этого получится, он заранее отрезал бы себе орудие преступления, ведь Ла Кава была дочерью коменданта Сеуты графа Хулиана. А крепость Сеута в то время как раз и перекрывала маврам путь на Пиренейский полуостров через Гибралтар. Дон Хулиан решил отомстить королю и в 711 году согласился пропустить в страну семитысячное войско арабов. Родриго был убит в первом же сражении. Спустя семь лет вестготские беженцы, прибывшие в Рим, сообщили папе римскому, что христианского королевства на Пиренейском полуострове больше нет: арабы основали на захваченных землях Кордовский эмират.
Ясно, солнышко? (X век)
В X веке на Руси между собой враждовали сыновья Святослава. Ярополк в то время правил в Киеве, а в Новгороде сидел Владимир, будущий Креститель, он же Красное (по некоторым источникам — Ясное) Солнышко. Третьей силой был полоцкий князь Рогволод. Его дочь Рогнеда славилась красотой. Сподвижник Владимира Добрыня Никитич (кстати, реальный прототип былинного русского богатыря) посоветовал Владимиру посвататься к Рогнеде, чтобы заручиться поддержкой Рогволода. И угораздило же девушку ответить «нет»! К тому же Рогнеда высокомерно добавила, что не желает быть женой князя холопского происхождения (мать Владимира, Малуша, была ключницей, то есть рабыней). На это сильно обиделся Добрыня, тоже родственник Малуши. Князь же обиделся еще больше и в 978 году пошел войной на Полоцк. Город был захвачен, после чего Владимир сделал Рогнеду своей женой в присутствии всех ее родственников (на этом чудовищном акте насилия настоял Добрыня).