Наша страна уже давно стала признанной коммуникационной площадкой для проведения информационных мероприятий не только национального, но и международного уровня.

В 2016 году прошел Первый фестиваль региональных телекомпаний Беларуси и России «Образ времени». В мероприятии приняли участие представители 27 телекомпаний из 16 регионов Беларуси и России.

Справочно:

Среди главных целей и задач фестиваля были названы укрепление белорусско-российского сотрудничества в информационной сфере, привлечение внимания региональных телекомпаний Беларуси и России к тематике экономического и социально-гуманитарного сотрудничества двух государств, расширение профессиональных творческих контактов, поддержка инициатив, направленных на формирование патриотических и духовно-нравственных ценностей, содействие повышению просветительской и культурной функции регионального телевидения.

Важнейшим мероприятием является Белорусский международный медиафорум, который проводится ежегодно, начиная с 2006 года, при финансовой поддержке Постоянного комитета Союзного государства и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Традиционно в форуме принимают участие руководители ведущих СМИ стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (свыше 20 государств).

В 2017 году второй раз в Беларуси прошел XIX Всемирный конгресс русской прессы, организованный Всемирной ассоциацией русской прессы совместно с Министерством информации Республики Беларусь и Фондом сотрудничества с русскоязычной прессой – Фонд ВАРП. В работе пленарного заседания конгресса, как и в 2013 году, принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Открывая данное мероприятие, Президент Республики Беларусь подчеркнул: «Напечатанное на газетной полосе или прозвучавшее с телеэкрана, а тем более – выложенное в Интернет и подхваченное социальными сетями слово все чаще расходится с реальностью. Дальше – больше, эта информация становится оружием, которое провоцирует конфликты и вооруженные столкновения. Разжигая вражду и ненависть, не дает возможности для мирного строительства, здорового обсуждения разных мнений, политических и социальных подходов к жизни. И здесь, согласитесь, вряд ли можно оправдаться рейтингами».

В этой связи Глава белорусского государства выразил мнение, что интернет-пространство и социальные сети должны основываться на законах нравственности, моральности, духовности: «Во имя этой самой моральности, защиты прав граждан на достоверную информацию государство вправе применять нормы и силу закона. Информации, разрушающей личность, должны ставиться надежные барьеры».

Управление информационными процессами

В Республике Беларусь

В нашей стране обеспечен свободный доступ журналистов к получению информации.Созданыравные условия для деятельности любых медиа, отсутствуют законодательные барьеры для выражения различных точек зрения. Единственным требованием для всех СМИ является безусловное выполнение ими норм национального законодательства.

В значительной степени информационной открытости Беларуси способствует деятельность отечественных пресс-центров (прежде всего, Национального пресс-центра Республики Беларусь и Пресс-центра РУП «Дом прессы»). На этих статусных коммуникационных площадках проводятся мероприятия с участием высших должностных лиц страны, руководителей органов государственного управления и крупнейших общественных организаций. Это дает возможность «из первых уст» получать самую актуальную и достоверную информацию.

Всем СМИ предоставлен свободный доступ к издательским мощностям государства, а также дается возможность реализации своей продукции через официальные структуры распространения печатных СМИ (РУП «Белпочта» и систему организаций «Союзпечать»), а также другие организации.

Справочно:

В Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ на 1 августа 2017 г. входят 437 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналогичный Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ включает 162 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.

Одной из основных задач Министерства информации Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением законодательства о СМИ.Принимаемые в рамках этой деятельности решения Мининформа направлены исключительно на защиту населения от информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами.

В целом на 1 августа 2017 г. ведомством был ограничен доступ к 173 информационным ресурсам (либо их составным частям). Из них 53 были заблокированы за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств, 2 – за табуированную лексику, 64 – за ненадлежащую рекламу, 4 – за пропаганду порнографии, 1 – за распространение информации, которая может нанести вред национальным интересам, 49 – за распространение экстремистских материалов.

При этом в 2016 – 2017 годах предупреждения в основном выносились за распространение запрещенной информации и информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ.

Справочно:

В 2016 году было вынесено 16 письменных предупреждений 8 СМИ и 8 информационным ресурсам, а также 24 письменных предупреждения – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

В 2017 году вынесено 7 письменных предупреждений 1 печатному СМИ и 5 различным информационным ресурсам, а также 2 – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

Такие меры ответственности, как приостановление выпуска СМИ либо прекращение выпуска СМИ в 2015 – 2017 годах Министерством информации Республики Беларусь не применялись.

Примечательно, что население республики в целом поддерживает необходимость законодательного регулирования процессов, протекающих в сети Интернет.

Согласно результатам республиканского телефонного опроса, проведенного ИАЦ в IV квартале 2016 г., среди интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше доминирует мнение, что информационные потоки в Сети необходимо регулировать (отметили 73%). При этом среди тех, кто поддерживает ограничения в Интернете, подавляющее большинство указало на необходимость контроля информации эротического и порнографического содержания, сайтов террористических организаций, а также информации экстремистского содержания с призывами к межнациональной, межрелигиозной розни, гражданской войне и т.д. (отметили в среднем почти 90% опрошенных).

Наши рекомендации