Государственная информационная политика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Материал подготовлен Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

с использованием сведений

Министерства информации Республики Беларусь

Средства массовой информации представляют собой один из важнейших институтов современного общества, так как непосредственно влияют на формирование и эволюцию общественного сознания.

Сегодня СМИ именуют не иначе как четвертой властью, потому что представить себе мир без прессы, телевидения, радио, а также сети Интернет практически невозможно.

Как справедливо подчеркивает Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «работники СМИ пишут историю современности, обобщают явления и события, создают картину мира. Именно поэтому колоссальное значение приобретают профессионализм и гражданская ответственность людей из сферы масс-медиа».

****

Мировые тенденции развития информационной сферы

За последние годы информационное пространство кардинальным образом изменилось. Ведущую роль стала играть сеть Интернет, которая выступает основным каналом для получения новостей и пространством для общения.

Интернет не уничтожает традиционные СМИ (телевидение, радио, прессу), но заставляет их меняться, внедрять новые форматы, технологии.

Во-первых, средства массовой информации становятся мультимедийными – то есть одновременно сочетают в своих материалах текст, видео и звук. Это связано с тем, что в интернет-пространстве на смену разрозненным форматам приходит единый – цифровой.

Справочно:

Например, новостной интернет-портал объединенной редакции газеты «Советская Белоруссия» не является дубликатом печатной версии издания: на сайте пользователи могут читать ленту новостей, которая обновляется в реальном времени, смотреть интернет-телевидение «ТВое сегодня», слушать «Альфа-радио», оставлять комментарии и общаться на форумах.

Во-вторых, СМИ становятся многоканальными: для того чтобы «достучаться» до своего читателя и зрителя, они создают веб-сайты, сообщества в социальных сетях, используют рассылки по электронной почте, баннерную рекламу.

Важно сказать, что все больше интернет-пользователей получает материалы СМИ через социальные сети – этими сервисами пользуются в мире более 2,7 млрд. человек. Это удобно, так как позволяет не просто узнать новости, но и сразу же обсудить их с друзьями, высказать свое отношение к ним. Поэтому для СМИ соцсети выступают также важнейшим каналом обратной связи с аудиторией: на смену письмам в редакцию и «горячим» линиям приходит онлайн-общение.

Справочно:

По оценкам экспертов ежемесячная аудитория социальной сети Facebook составляет сегодня порядка 2 млрд. человек. На втором месте по охвату аудитории находится система мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp – 1,2 млрд. пользователей. На третьей позиции располагается видеохостинг (аналог интернет-телевидения) YouTube – более 1 млрд. человек.

В-третьих, наблюдается персонализацияСМИ. Умные поисковые системы вроде Google или «Яндекс» предлагают читателям публикации с учетом их личных интересов. Алгоритмы социальных сетей, например, Facebook или Instagram также выбирают из новостного потока лишь самое значимое. Говоря проще, не люди сегодня ищут новости – новости сами их находят благодаря большим массивам персональных данных, которые собрали интернет-компании.

Современным государствам, в том числе Республике Беларусь, нельзя не учитывать описанные тенденции развития информационных технологий. Новые медиа, которые приходят на смену традиционным СМИ – это мультимедийные многоканальные персонализированные интернет-ресурсы. И чем раньше отечественные масс-медиа смогут осуществить этот переход, тем эффективнее они встроятся в новую систему информационных отношений.

Правовые основы государственной

Медиапространство Республики Беларусь:

Характеристика, тенденции

Совершенствование использования

Реализация в Беларуси крупных информационных проектов

И медийных инициатив

Государственная информационная политика Республики Беларусь направлена на формирование такой системы отношений власти и общества, которая будет способствовать социально-экономическому развитию и обеспечению национальных интересов страны.

Особую значимость в современных условиях приобретают борьба за обладание информационными ресурсами, возможность определять информационную «повестку дня».

В Республике Беларусь

В нашей стране обеспечен свободный доступ журналистов к получению информации.Созданыравные условия для деятельности любых медиа, отсутствуют законодательные барьеры для выражения различных точек зрения. Единственным требованием для всех СМИ является безусловное выполнение ими норм национального законодательства.

В значительной степени информационной открытости Беларуси способствует деятельность отечественных пресс-центров (прежде всего, Национального пресс-центра Республики Беларусь и Пресс-центра РУП «Дом прессы»). На этих статусных коммуникационных площадках проводятся мероприятия с участием высших должностных лиц страны, руководителей органов государственного управления и крупнейших общественных организаций. Это дает возможность «из первых уст» получать самую актуальную и достоверную информацию.

Всем СМИ предоставлен свободный доступ к издательским мощностям государства, а также дается возможность реализации своей продукции через официальные структуры распространения печатных СМИ (РУП «Белпочта» и систему организаций «Союзпечать»), а также другие организации.

Справочно:

В Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ на 1 августа 2017 г. входят 437 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аналогичный Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ включает 162 юридических лица и индивидуальных предпринимателя.

Одной из основных задач Министерства информации Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением законодательства о СМИ.Принимаемые в рамках этой деятельности решения Мининформа направлены исключительно на защиту населения от информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательными актами.

В целом на 1 августа 2017 г. ведомством был ограничен доступ к 173 информационным ресурсам (либо их составным частям). Из них 53 были заблокированы за распространение информации, направленной на реализацию наркотических средств, 2 – за табуированную лексику, 64 – за ненадлежащую рекламу, 4 – за пропаганду порнографии, 1 – за распространение информации, которая может нанести вред национальным интересам, 49 – за распространение экстремистских материалов.

При этом в 2016 – 2017 годах предупреждения в основном выносились за распространение запрещенной информации и информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ.

Справочно:

В 2016 году было вынесено 16 письменных предупреждений 8 СМИ и 8 информационным ресурсам, а также 24 письменных предупреждения – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

В 2017 году вынесено 7 письменных предупреждений 1 печатному СМИ и 5 различным информационным ресурсам, а также 2 – распространителям продукции телевизионных и радиовещательных СМИ.

Такие меры ответственности, как приостановление выпуска СМИ либо прекращение выпуска СМИ в 2015 – 2017 годах Министерством информации Республики Беларусь не применялись.

Примечательно, что население республики в целом поддерживает необходимость законодательного регулирования процессов, протекающих в сети Интернет.

Согласно результатам республиканского телефонного опроса, проведенного ИАЦ в IV квартале 2016 г., среди интернет-пользователей в возрасте от 16 лет и старше доминирует мнение, что информационные потоки в Сети необходимо регулировать (отметили 73%). При этом среди тех, кто поддерживает ограничения в Интернете, подавляющее большинство указало на необходимость контроля информации эротического и порнографического содержания, сайтов террористических организаций, а также информации экстремистского содержания с призывами к межнациональной, межрелигиозной розни, гражданской войне и т.д. (отметили в среднем почти 90% опрошенных).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Наши рекомендации