Состояние проблемы профессионально-этического уровня муниципального служащего

В российских органах муниципальной власти принцип этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики муниципального служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере /37/.

В русле патримониальной этики приоритет получали такие свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

Государство призвано совершенствовать очень сложный механизм кадровой политики, которая не сможет работать без отвечающих современным требованиям профессиональных и личных качеств муниципального служащего. Руководители и специалисты муниципальной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию муниципальной службы. Одним из основных качеств, необходимых муниципальному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является этика.

Муниципальному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Е.Г. Анимица считает, что в условиях зарождающихся новых рыночных и демократических отношений в стране муниципальная служба становится принципиально новым, относительно самостоятельным специфическим общественным институтом со своими целями, идеалами, нормами деятельности, корпоративными интересами. Именно на этом уровне решающее значение приобретают демократические принципы власти, гражданские начала его организации /3/.

В результате резкого усиления роли муниципальных служб в решении экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все возрастающая потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях.

Сегодня всем органам муниципальных служб необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики /3/.

Муниципальный служащий должен владеть совокупностью методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества.

Кроме того, по мнению Е.Г. Анимицы, современный муниципальный служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, психологии, информатики и статистики. В противном случае он ничем не будет отличаться от администраторов «старой формации» и по существу превратится в тормоз/3/.

Муниципальный служащий должен обладать методами и процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.

Муниципальный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений /3/.

Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского муниципального чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей муниципальной структуры. Формирование демократических структур гражданского общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики. Однако такой муниципальной кадровой политики, по оценкам ведущих специалистов, в России пока нет. В целом становится очевидным, что кадровое обеспечение сферы управления и властных отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и перспективных проблем развития российского общества. В условиях рыночных отношений принципы этики становятся определяющими /10/.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия – самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем роль управленческого чутья, организации труда или искусства управления.

Значительную роль в развитии культуры муниципального управления играет формирование у муниципального служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности муниципального служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у муниципального служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей /10/.

В этой связи, наличие в образовательных программах по специальности: муниципальное управление значительного объема гуманитарных предметов обусловлено необходимостью осознания и принятия гуманитарных и нравственных оснований этики. Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по муниципальной должности осложняется тем, что у муниципального служащего, помимо уровня образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего современным требованиям этики муниципального служащего усугубляются тем, что исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы муниципальных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям /10/.

Указанные нами проблемы сведены в Таблицу 3.

Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала муниципальной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения муниципальных служащих.

Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

1) стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;

2) пропаганда, создающая образ муниципального служащего, обладающего высокими моральными принципами;

3) осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше общество развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата.

В настоящее время исследователями почти не уделяется внимание этики поведения муниципального служащего. Нет ни одной подготовительной программы, учитывающей все составляющие этических норм. Прежде всего необходимо разработать программу переподготовки служащих в муниципальных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы муниципального служащего.

Но, прежде всего, следует более дифференцировано подходить к отбору слушателей для подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения. Важность имеет и разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для слушающих, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для служащих (особенно вновь избранных руководителей муниципальных служб), не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере муниципального управления.

Для того чтоб руководитель высшего и среднего ранга в системе муниципальной службы научился правильно мыслить, разумно рассуждать и обладать этикой, необходимы курсы логики и даже философии, проникновение в глубинные принципы права, экономики, психологии, социологии и т.д.

Профессиональная переподготовка полезна и для узконаправленного обучения, и в этом плане главная задача состоит в подборе слушателей при формировании групп по характеру деятельности (близкой или взаимодействующей), а в учебном плане следует предусмотреть изучение практического опыта – т.е. внедрение системы стажировок.

Повышение квалификации – краткосрочные курсы, проводимые в настоящее время для тех категорий служащих которые не могут быть включены в программы подготовки и переподготовки, необходимо также предусмотреть и сделать часть программ как дополнительную подготовку по изучению этического кодекса и по конкретным направлениям работы на базе уже полученных знаний в рамках других программ. Актуально это и при формировании состава участников проблемных семинаров.

В работе с муниципальными службами по оказанию методической помощи также необходимо перейти от контроля над организацией постоянно действующих семинаров и разовых выездов по заявкам к определению первоочередных проблем, подбору команд для их изучения и разработки стратегии развития каждой территории.

Однако следует отметить, что ни один из видов профессиональной подготовки не может быть достаточным, хотя каждый имеет свое воздействие. Подготовка в виде специализированных курсов, а не комплексных программ теряет свою важную задачу – побудить у обучающихся (муниципальных и муниципальных служащих) стремление к самосовершенствованию, приспособленное к его собственным потребностям, что является возможным только при прохождении через четко составленную последовательность стадий обучения, и что в целом изменяет мышление, подходы к оценке реальных ситуаций, видению перспектив.

С другой стороны, следует опасаться, что этапы подготовки поглощенные одни за другими, останутся практически наружными или просто побочными. Поэтому и дальше необходимо развивать все формы обучения, совершенствуя содержание, индивидуально подходя к каждому с учетом перспективы его использования на муниципальной. В то же время учеба сама по себе не может быть эффективной без системы кадровой работы в целом.

Профессиональной подготовке должна предшествовать большая работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности, которые составляются на основании аттестации работы, и затем – уже оценка персонала, причем не формальная, а именно на профессиональную пригодность. И только по результатам профессиональной оценки определяется форма обучения: повышение квалификации, переподготовка в случае высокой оценки интеллектуальных и организаторских способностей, а также моральных качеств. При этом необходимо учитывать:

- личные потребности слушателей в профессиональной подготовке;

- возможное продвижение по службе;

- потребности органа управления в тех или иных специалистах.

Прохождение профессиональной подготовки обязательно должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.

На профессиональную подготовку муниципальных служащих тратятся бюджетные средства, и, понимая, что самое выгодное вложение – это вложение в подготовку кадров, мы считаем, что не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки муниципального служащего возможно лишь при определении принципов и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом региона, тем самым повысить эффективность функционирования муниципальной службы.

Определенное негативное влияние на привлечение к муниципальной службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности муниципального служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности муниципальных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:

1) ухудшается профессиональный состав муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;

2) не хватает муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;

3) происходит снижение престижа муниципальной службы как вида профессиональной деятельности;

4) мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.

5) нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда муниципальных служащих.

Организация муниципальной службы также имеет ряд специфических недостатков:

1) поступление граждан на муниципальную службу и должностной (служебный) рост муниципального служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.

2) смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению муниципальных служащих.

3) во многих случаях качество подготавливаемых муниципальным служащими документов является неудовлетворительным

4) нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.

5) утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников муниципальных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.

6) до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.

7) не устранены недостатки в области подготовки кадров для муниципальной службы и профессионального развития муниципальных служащих.

8) недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития муниципальной службы.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на муниципальной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования муниципальной службы на благо общества

Наши рекомендации