I. этапы развития римских публично-правовых институтов 51 страница
рошенные в море с чужого судна? Вопрос заключается в том, с каким намерением вещи
ьиа брошены, так как если они были выброшены с намерением оставить их, как это
ычно делается, то считается, что вещь будет утрачена и тот, кто ее найдет, мо-
ет приобрести ее в собственность, и это не будет считаться кражей; но если вещь
Рошена не с этим намерением, но с целью подобрать эту вещь позднее, если удастся
астип, тогда следует отказаться от приобретения найденного, и тот, кто сознает,
ем "Ыла брошена вещь, но все равно захватывает ее с намерением украсть, несет
ветс"1венность за кражу. И наоборот, если он захватит вещь с намерением спасти ее
°3вратить собственнику, а также если он думает, что вещь была просто выброшена,
°н не отвечает за кражу».
§209
Договоры добройсовест,.
Казусы но морской перевозке
§209
при этом пересматриваются уже сделанные пропорциональные возмещения206.
Частным случаем морских грузоперевозок является смешение или путаница в определении собственников грузов (aversio), если судно нагружено одинаковыми родовыми вещами. Но при этом речь не идет о смешении в одно целое, которое приводит к возникновению ситуации общей совместной собственности (condominium)207, и грузоперевозчик не считается получателем займа. При смешении родовых вещей претор предоставляет их собственникам иск о смешении грузов (actio oneris aversi)208.
Также этим договором был предусмотрен специальный принцип об ответственности грузоперевозчика за хранение (receptum res salvas fore) или об обязательной ответственности за сохранность209 грузов и других вещей судовладельцами (nautae), содержателями гостиниц (caupones) и постоялых дворов (stabularii). По данному обязательству они принимали на себя ответственность в том случае, если товары погибли еще до того, как были погружены, а также в других случаях, которые не были специально оговорены в типовых контрактах, а именно: ответственность за хранение чужих вещей, находящихся на кораблях, постоялых дворах и в гостиницах210. К лицам, которые несли такой риск, предъявлялся иск по факту содеянного (actio in factum) - иск, отличный от штрафного иска с возмещением стоимости ущерба в двукратном размере. Римские юристы считали, что эта ответственность подразумевается уже самим контрактом, хотя в него и не включалась дополнительная клаузула об ответственности за сохранность вещей (custodia)»2".
Казус № 91. Кораблекрушение судна, груженного зерном
«Несколько лиц погрузили зерно на корабль Сау-фея в общую массу, но еще до отправления Сауфей
206 Павел, 34 ed. D. 14.2.2.7: «Если вещи, которые были выброшены в море, затем вновь объявятся, то сбор вскладчину аннулируется. А если платеж уже был произведен, тогда те, кто уплатили, судятся иском о сданном в аренду с капитаном, чтобы он иском из сдачи в аренду отыскал это и вернул им то, что истребует».
207 О coniusio и commixtio см. § 113 и 120.
208 Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 511, примеч. 2) возражает Томасу (Thomas // Antologia giuridica. 1. 1968. P. 288): это, очевидно, был не штрафной иск.
209 Ср.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 512.
210 D. 4.9: «Да возвратят полученное судовладельцы, хозяева гостиниц и постоялых дво-ров»; Ульпиан, 14 ed. D. 4.9.1 рг.: «Говорит претор: "Я предоставлю право на предъявление иска к судовладельцам, содержателям постоялых дворов и гостиниц, которые не возвращают вещи, принятые ими на хранение у третьих лиц "».
211 Это мнение Брехта (Brecht. Zur Haftung der Schiffer im antiken Recht. Miinchen, 1962). Другие исследователи полагают, что это расширительное толкование принадлежит Юстиниану.
Ответ
Алфен:
вернул груз, принадлежащий одному из них, изъяв его из общей массы зерна; в пути корабль затонул. Спрашивается: могут ли остальные собственники груза предъявить к Сауфею, как судовладельцу, иск о своих частях зерна?»
Алфен, 5 dig. D. 19.2.31
Есть два вида аренды вещей: по одному из них подлежит возврату та же самая вещь (как в случае с одеждой, сданной в чистку), по другому - следует вернуть вещь того же рода (как если бы ювелиру было дано чистое серебро для изготовления ваз или золото для колец). В первом случае вещь продолжает оставаться собственностью лица, ее предоставившего, во втором случае будет заем. То же самое происходит при заключении договора хранения, ведь если некое лицо передало на хранение другому некоторую сумму денег, не опечатав их и никак не пометив, но лишь пересчитав монеты, то лицо, принявшее деньги на хранение, обязано лишь вернуть переданные деньги в том же количестве и ничего более. Сообразно с этим видно, что зерно сделалось зерном Сауфея и правильно выдано им. Но если зерно каждого (грузоотправителя) было помещено в отдельные трюмы, тростниковые корзины или бочки так, чтобы можно было легко определить, кому что принадлежит, то мы никак не сможем перепутать грузы, и тогда тот, кому принадлежит зерно, выданное корабельщиком (другому лицу), может предъявить к судовладельцу виндикационный иск. Таким образом, (Алфен) не одобрил предъявления иска о смешении грузов (actio oneris aversi), поскольку в том случае, если товары, переданные корабельщику, были такого рода, что они сразу же переходят в его распоряжение, а передавший их торговец становится его кредитором; при этом отнюдь не кажется, что он
§209
Договоры доброй совести
(Сауфей) смешал грузы, поскольку они принадлежали судовладельцу; а в том случае, если он обязан вернуть ту же самую вещь, давшему задание (перевести груз) предоставляется иск о краже, вследствие чего предъявление иска о смешении грузов является лишним. Если груз был сдан с тем условием, что выполнение обязательства могло быть произведено путем возвращения подобных же вещей, то подрядчик отвечает лишь за вину, ибо в сделках, которые заключаются в интересах обеих сторон, должник отвечает за вину, и во всяком случае не является виной то обстоятельство, что из (имевшегося у него) зерна он возвратил одному, так как было необходимо выдать кому-либо раньше, чем другим, хотя бы в силу этого он сделал положение (получившего) лучшим, чем (положение) других.
НАСЛЕДОВАНИЕ
т
Преемство mortis causa
§210
I. НАСЛЕДОВАНИЕ
§ 210. Преемство mortis causa и наследство. Терминология
«Наследование есть не что иное, как получение в целом прав, которыми обладал умерший».
Гай, ed. prov. D. 50.16.24; Юлиан, 6 dig. D. 50.17.62
Co смертью человека не прекращаются юридические отношения и права, носителем которых он был. Уже в архаическом праве возникла необходимость регулирования юридической ситуации с семьей и имуществом умершего. Порядок древней патриархальной системы предусматривал, что отец семейства (paterfamilias) должен был иметь преемника в религиозных культах и в управлении семейным имуществом1.
В терминологии римских текстов мы находим следующие выражения, относящиеся к преемству, или наследованию, лица:
- Приобретение всего имущества полностью. Гай (2.97) исследует способы приобретения отдельных вещей, потом переходит к приобретению в целом (per universitatem), в первую очередь говоря о наследстве.
- Вступление в положение и права умершего (succesio in locum или in ius defuncti). Это означает занять место умершего и стать носителем его прав2. В классической концепции наследование всегда относится к наследственному имуществу в целом (per universitatem), или к универсальному преемству. В противоположность этому постклассические юристы применяют данное понятие в отношении единичных вещей (adquirere singulas res), называя это сингулярным наследованием, или частичным.
Универсальное преемство, или переход всего имущественного комплекса полностью от одного лица к другому, включает в себя, помимо предоставленных кредитов и имеющихся долгов, все вещи и все права, которые его составляют, и имеет две формы.
1 Фундаментальные исследования по римскому наследственному праву следующие. Biondi. Diritto ereditario romano. Parte Generate. Milano, 1954; Idem. Successione testamen-taria e Donazioni. Milano, 1955; Foci. Diritto ereditario romano. I: Introduzione. Parte Generale. Milano, 1960; II: Parte Speciale. Milano, 1963. Обновленную библиографию см.: Voci. Erede e eredita (d. romano) // ED; Impallomeni, v. successioni (d. romano) // NNDI.
2 Ульпиан, 6 opin. D. 8.4.13 pr.; Павел, 3 ed. D. 2.13.9.1. Наследник замещает умершего; Цицерон, de leg. II.19.48: «Пусть заступит на место того, кто ушел из жизни» (ad vicefli eius qui vita migravit accedat).
-Преемство среди живых (succesio inter vivos), когда одно лицо приобретает положение и становится носителем прав другого лица; по нормам цивильного права (ius civile), преемственность среди живых происходит, когда под властью отца семейства (paterfamilias) оказывается лицо своего права (sui iuris), и, как следствие, его имущество целиком переходит домовладыке: это случается при усыновлении (adrogatio), посредством которого один отец семейства (paterfamilias) подчиняется власти другого, и при переходе под власть мужа (conventio in manum) женщины, которая является лицом sui iuris и владелицей имущества (Гай. 3.83)3. Тем не менее долги тех, кто переходит под власть домовла-дыки, не передаются посредством преемства (Гай. 3.84). Этот принцип, который мог возникнуть в результате личного характера древнего обязательства, был уничтожен претором, давшим иски и против домовла-дыки (paterfamilias), и против перешедшего под его власть лица4.
- Преемство mortis causa. В случае смерти лица его наследник получает то же положение, каким обладал умерший, и при этом считается, что это происходит без какого-либо перерыва5. Наиболее важным следствием является то, что преемство происходит как в отношении кредитов, так и долговых обязательств, то есть имущественного актива и пассива (выгоды и убытки - commodum et incommodum: Ульпиан, 39 ed. D. 37.1.3. pr.). Если пассив превышает актив, этим не прекращается существование наследства, которое в таком случае считается убыточным (hereditas damnosa: Помпоний, 3 ad Q. Muc. D. 50.16.119). Наследственное имущество и юридические отношения передаются наследнику в том состоянии, в котором они находились у умершего. («Известно, что на-
«Действительно, когда отец семейства дает себя на усыновление, или женщина переходит под власть мужа, то все их вещи, бестелесные и телесные, равно и все вещи, которые им причитались с других, приобретаются усыновителем или фиктивным мужем, за исключением тех, которые уничтожаются вследствие умаления правоспособности, как, например, узуфрукт, обязательство личных работ вольноотпущенников, клятвенно заключенное, и иск, доведенный до момента засвидетельствования спора в законном суде» (Гай. 3.83). Бьонди добавляет положение об обращении в рабство лица sui iuris (Biondi. Diritto ereditario. I. P. 22). Другие примеры преемства среди живых (inter vivos) относятся к продаже по закону имущества несостоятельного должника (Гай. 3.79). См.: Biondi. Diritto ereditario. I. P. 23 e sgg.
Претор предоставлял против лиц, претерпевших умаление правоспособности (capitis deminutio) вследствие перехода под власть другого лица, иск, как если бы умаление правоспособности не имело места (Гай. 3.84; Ульпиан, D. 4.5.2.1). Также давался иск о пекулии (actio de peculio) против домовладыки за долги, сделанные его сыном (Ульпиан, 12 ed. Р- 15.1.42; Ульпиан, 25 Sab. D. 33.8.6.5).
«Все наследство, даже при вступлении в права позднее, приобретается с момента смерти наследодателя»; Павел, 27 ed. D. 50.17.138 pr.: «Почти все права наследников понимаются так, как если бы наследники стали таковыми в самый момент смерти наследодателя»; Цельс, 38 dig. D. 50.17.193.
I
т
§211
Наследована,
следник обладает той же властью и правом, что и умерший»: Ульпиан 3 disp. D. 50.17.59.) Наследник отвечает по унаследованным долгам, даже если активов наследства для этого недостаточно (ultra vires hereditatis)6 В таком случае он использует собственное имущество, и происходит так называемое наследственное слияние, в силу которого имущество умершего сливается с имуществом наследника7.
§ 211. Система наследования на разных исторических этапах
В архаическом квиритском праве наследственное право зависело от характера и структуры агнатической семьи. По смерти домовладыки (paterfamilias) его должен был заменить во главе семьи наследник или преемник культов и личных и имущественных отношений. Поэтому к наследству призывались «свои» (sui), или подвластные сыновья, затем ближайший агнат или близкий родственник мужского пола, и только потом, при их отсутствии, призывались дальние родственники из того же рода (gentiles). Был поднят вопрос о том, что изначально было наиболее важным в наследовании: религиозная, то есть культ, политическая, то есть власть, или имущественная составляющие8. Без сомнения, уже в Законах XII таблиц наследование носило имущественный характер. Оно рассматривалось как совокупность, или комплекс материальных благ, переходящих к наследнику, что передается выражением familia pecuniaque, которое указывает на семейное имущество (familia) и средство обмена (pecunia)9.
В классическом праве, ввиду того что при торговом обороте все большее значение получают средства обмена, наследство приобретает исключительно имущественное значение, отождествляясь с pecunia. В
6 Юстиниан проводит реформу и вводит «льготу инвентаризации», или составления описи имущества, полученного по наследству, чтобы наследник, который принимает наследство, когда сделана предварительная опись имущества умершего, отвечал только в рамках наследственных активов (intra vires hereditatis). См. § 222.
7 Слияние предполагает, что кредиторы умершего могут обращаться к наследнику, который отвечает своим собственным имуществом. См. §221.
8 Существует множество сомнений и разногласий по поводу первоначального характера и структуры наследства. Преобладает мнение, что наибольшее значение имеет передача наследственного имущества в рамках семьи умершего. Наледование, видимо, было теснейшим образом связано с сыновьями. Объектом продолжительной критики был тезис Шалоти и Бонфанте о том, что наследство является древним преемством, служащим ДО» приобретения верховной власти в семейной группе. См.: Biondi. Diritto ereditario. I. P- ™ sgg.; Volterra. Istituzioni, cit. P. 704.
9 XII Tab. V.3: «Как кто распорядится относительно своего домашнего имущества ил опеки над своими делами, то это и будет правом» (Ulti legassit super familia pecuniaq sua tutelave suae rei ita ius esto).
Система наследования
§211
конце Республики Цицерон (Top. VI.29) свидетельствует о том, что наследство является денежным имуществом (hereditas est pecunia).
В концепциях юристов классической эпохи наследство фигурирует в качестве совокупности, или общности, обладающей собственной идентичностью, так же как пекулий и приданое; позднее оно понимается как абстрактный объект или юридическая категория (nomen iuris). Гай (2.14) говорит о наследстве в числе бестелесных вещей как об абстрактном объекте, четко отделяя его от телесных вещей, входящих в его состав («и не важно, что наследство содержит в себе телесные вещи»). Юристы рассматривают наследство как юридическую категорию (Juris nomen: Помпоний, D. 50.16.119; iuris intellectum: Папиниан, D. 5.3.50; iuris suc-cessores: Ульпиан, D. 50.16.178.1)10.
Видимо, с конца классической эпохи наследство рассматривается как universitas, самостоятельный объект, независимый от составляющих его вещей". Исходя из этих представлений, интерпретаторы считают наследство правовой совокупностью (universitas iuris), отличной от фактической (universitas facti), то есть от комплекса вещей в виде, например, стада или корабля, и от совокупности лиц (universitas personarum), то есть корпорации или муниципия.
Вследствие такого понимания наследства как унитарного юридического института завещатель распоряжался им посредством единичного акта - завещания; наследник также приобретал его посредством единичного акта - вступления в права наследования. Иск о предъявлении прав на наследство (hereditatis petitio) носил универсальный характер. Наследство в своей совокупности может быть частью собственности, передаваемой в форме уступки в суде (in iure cessio). Наконец, приобретение прав наследника по давности (usucapio pro herede) распространялось на наследство в целом, а не на отдельное имущество, присвоенное по праву давности (usucapio)12.
В постклассическом и Юстиниановом праве получают широкое распространение выражения «все право» (omne ius), «единое право умершего» (universum ius defuncti), «совокупность» (universitas), и при-
10 р
Сенека (de benef. VI. 5), рассуждая логически, не видел разницы между наследством и наследуемыми вещами: «Как если бы чем-то отличались наследство и вещи, входящие в наследство», и считал эти теории «остроумным вздором правоведов» (acutae ineptiae jwisconsultorum).
в Романистике считается, что понимание наследства как совокупности (universitas) ходит к Юстиниану и что составители Кодекса интерполировали текст, чтобы ввести "° определение. Тем не менее Гай (2.97) использует выражение «приобрести в совокуп-°c»m» (adquirere per universitatem), и из этой же концепции вытекает его унитарный под-°Д> что позволяет утверждать о наличии, по крайней мере, предшественника такого по-п р ания' которое можно обнаружить в уже классических текстах. Ч>.: Biondi. Diritto ereditario romano. P. 58 e sgg. CM. § 220.
mg-f-
т
т
§212
НаследоваН11р
ходят к заключению, что наследник продолжает личность умершего таким образом, что они составляют как бы одно лицо13.
§ 212. Объект наследования
Наследство включало в себя все юридические отношения, носителем которых является тот, «о чьем» - de cuius (сокращение от: «о чьем наследстве идет речь» - de cuius hereditate quaeritur. - /. Inst. 3.2.6, то есть умерший или наследодатель), за исключением отношений личного характера или тех, которые прекращаются со смертью их носителя и не могут быть переданы. Непередаваемыми были полномочия отцовской власти, супружеской власти (manus) и опека.
Что касается вещных прав, они в целом могли быть перенесены, исключая те случаи, когда они носили личный характер, как узуфрукт, пользование (usus) и право проживания (habitatio). Из обязательств могла быть передана стипуляция о dare, но не о совершении каких-либо действий (facere), хотя и она могла быть распространена на наследников актом стипуляции. В общем, передавать можно права и обязательства, происходящие из договоров, кроме тех, которые реализуются в отношении конкретных лиц (intuitu personae), как товарищество, поручение и, в некоторых аспектах, аренда14.
Существуют определенные внеимущественные отношения или элементы, которые считаются пережитками древнего семейного характера наследства15. Во-первых, это семейные культы (sacra), связанные с членами семьи и налагавшие на постороннего, получившего что-либо от наследодателя, обязательство внести свой вклад в дело их поддержания16. Во-вторых, право гробницы (ius sepulchri) также имеет отношение к семье, различая семейные гробницы (sepulchra familiaria), которые запрещено включать в наследство'7 и которые управляются в соответст-
13 «И второй наследник, и следующие за ним по порядку наследники считаются одним» (Et secundus heres et deinceps successores unus essc videntur. - CI. 3.33.14; Nov. 48).
14 При договоре найма услуг (locatio operarum) или предоставлении личных работ договорные отношения не переходят к наследникам, поскольку в основе договора лежат особенности лица, с которым он заключен. См. § 208. Также в случае смерти одной из сторон не передается поручение, но наследник должен завершить сделку, начатую мандатарием. См. § 194.
15 См.: Biondi. Diritto ereditario romano. P. 67.
16 Бьонди утверждает, что культы (sacra) принадлежали исключительно к праву понтификов (ius pontificium) и санкции всегда носили сакральный характер, в то время как наследование регулировалось цивильным правом (Biondi. Diritto ereditario romano. P. 69).
17 В надгробных надписях часто встречается выражение: «Этот памятник наследнику 4е переходит» (hoc monumentum heredem ne sequetur). См.: Albertario. Sepulchra familiana У Sepulchra hereditaria // Studi. 2. P. 13 e sgg; Garcia Valdecasas II AHDE. 1958. Право погре-
Объект наследования
§212
вии с правилами погребальных фондов (см. § 44), и наследственные гробницы (sepulchra hereditaria), входящие в его состав. Наконец, право патроната переходит сыновьям, но не посторонним наследникам18.
Имущество наследодателя, которое в совокупности именуется ас-сом (as), по названию древней монеты, делилось на идеальные доли - 12 частей-унций, чтобы облегчить раздел при наличии многих наследников (/. Inst. 2.14.5; см. схему 1). Если унций не хватало, их в свою очередь подразделяли на кратные 12: 24, 36 и т.д.
Схема 1
о X
я
X
я
<и
I
S S
§.§
S о "^ С
бения
не переходит в порядке универсального фидеикомисса и остается у наследника
(Павел, 20 ed. D. 36.1.43(42)). '"«• 3.58; Алфен Вар, D. 48.22.3; Помпоний, D. 38.1.4. Исключением из этого правила ется факт патроната над Юниановым латином, о котором, видимо, упоминает Гай . 11.195). См.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 240, 319 (примеч. 2).
Т"'
§212
Наследована»
Казус № 92. Раздел наследства
а) «В случае если у меня родится сын, то пусть он будет наследником в 8 унциях, а в остальных 4 - моя жена; но если у меня родится дочь, то пусть она будет наследницей в 4 унциях, а в остальных 8 - моя жена»; (а если родятся сын и дочь, то как разделится наследство?/
Юлиан, 29 dig. D. 28.2.13 рг.
Ответы
Ювенций, Цельс и Юлиан:
Следует сказать, что совокупность наследства должна быть поделена на семь частей, чтобы из них сын получил четыре части, жена - две, а дочь - одну, и, таким образом, согласно воле завещателя сын получит вдвое больше жены, а жена - вдвое больше дочери; поскольку, хотя по строгому праву завещание не должно было иметь силы, но, как в одном случае, так и в другом, завещатель хотел, чтобы что-нибудь получила и жена, поэтому и пришли к такому решению, подсказанному справедливостью.
Ь) «Прим назначается наследником в 6 унциях, а Секунд - в 8, назначается ли потом Терций наследником остального, или его доля не указывается (относительно того, что следует ему из наследства?)».
Гермогениан, 3 iur. espit. D. 28.5.88(87)
Ответ
Гермогениан:
Он получит 5 унций, поскольку, если предположить, что наследство разделено на 24 части, то Терцию назначено 5 унций, поскольку он будет считаться наследником в 10 частях.
Т
Казусы наследования
§212
а
Казус № 93. Наследство Паннония Авита
Панноний Авит, в бытность прокуратором Кили-кии, был назначен наследником, но умер прежде, чем узнал об этом. Наследники Авита, так как не смогли подтвердить предъявление прав на наследственное имущество, сделанное прокуратором, потребовали реституции (restitutio in integrum) от имени умершего наместника.
Папиниан, 6 resp. D. 29.2.86 рг.
Ц
§212
Наследование
Вопросы
— Может возникнуть спор между наследниками П. Авита и остальными наследниками, или бенефициариями в завещании.
- Существует срок для вступления в права наследства.
- Наследник П. Авит умер прежде, чем узнал, что был назначен наследником.
- К императору обращаются с вопросом, можно ли передать его часть, если он не вступил в права наследства, наследникам П. Авита.
Ответы
Мециан, По строгому праву им ничего не следует, по-
quaest. тому что Авит умер до того, как исполнился
Папиниан: срок для вступления в права наследования. Тем
не менее божественной памяти император Антонин Пий, как свидетельствует Мециан в «Вопросах», в связи с одним находившимся в Риме легатом, у которого в его отсутствие умер сын, «не способный по причине отсутствия его отца принять наследство», доставшееся ему от матери, распорядился о реституции, не принимая во внимание различие между смертью до окончания срока для вступления в права наследования или по истечении этого срока. В этом случае также нужно исходить из соображений гуманности.
Казус № 94. Конфликт между братом и сестрой
Луций и Тиция - брат и сестра, эманципирован-ные своим отцом; будучи несовершеннолетними, они имели попечителей, которые передавали каждому из них общие суммы, полученные в качестве дохода «с недвижимости их обоих». Позднее они разделили имущество. После этого сестра Тиция начала спор с братом Луцием, говоря, что он получил больше, чем она, при том, что ее брат Луций получил не более своей доли, а даже меньше половины. Я спрашиваю: может ли Тиция предъявить иск против брата?
Павел, 3 resp. D. 10.2.38
Наследование и bonorum possessio
§213
Вопросы
-Брат и сестра получали доходы с общего имущества, которое разделили.
- Они спорят о доле каждого при разделе и о суммах, полученных на содержание.
Ответ
Павел
Если Луций не получил из доходов от их общей недвижимости больше того, что ему следовало по наследственной доле, его сестра никакого иска против него не имеет. Такой же был ответ, если из содержания, назначенного претором, брат получил больше, чем сестра, однако не больше причитающейся ему части. v
§ 213. Наследование (hereditas) и преторское владение
наследственным имуществом (bonorum possessio) u
Организация наследования в архаическом цивильном праве была основана на агнатической семье и на узах властных полномочий. Она была адаптирована к патриархальной структуре и к примитивной сельской экономике. Она предполагала также существование замкнутой системы норм и формализмов, которые уже вскоре должны были рассматриваться как недостаточные или несправедливые. По Законам XII таблиц, в случае смерти без завещания наследниками оказывались подвластные сыновья («свои» - sui), а при отсутствии их - ближайший агнат и дальние родственники из того же рода (gentiles)19. Закон исходил из возможности существования завещания; только в случае его отсутствия призвание родственников к наследованию становилось законным20. В этом случае учитывали агнатическое родство, а не когнатическое, естественное, исключая эман-Ципированного сына, который не находился под властью на момент смерти отца. Мать также не могла наследовать своему сыну, он - своей матери, так как между ними не существовало никаких прямых властных отношений21. С другой стороны, отец семейства мог лишить сыновей наследства при условии выполнения определенных формальностей. Для «своих» (sui), то есть подвластных сыновей (heredes sui et necessarii), принятие наследст-
l ХП Tab. 5. 4.
Мы не будем касаться спорного вопроса о том, что возникло раньше - наследование по "«Данию или по закону (ab intestate), - о чем и так много написано. См.: Biondi. Diritto
«editario romano. P. 39 e sgg. rau. 3.18-24.
§213
_Наследование
ва бьшо обязательным, и отказаться они не могли. Когда речь шла об убыточном наследстве, ущерб могло понести их собственное имущество22. По данным источников, для устранения этих несправедливостей, заложенньк в первоначальном ius civile, претор создает новый наследственный порядок - наследование по преторскому праву (bonorum possessio)23.
В вопросе о наследовании участие претора играет ту же роль, которая характерна в целом для норм преторского права, или права магистратов, направленных на то, чтобы содействовать цивильному праву, дополнять его или исправлять (Папиниан, 2 def. D. 1.1.7.1).
Согласно выработанным в юриспруденции представлениям, претор не мог ни отменить нормы цивильного права, ни сделать кого-либо наследником по цивильному праву, как утверждает Гай (praetor heredes facere non potest: 3.32). Тем не менее, в силу своей юрисдикции и чтобы привести в соответствие древние нормы с новыми общественными представлениями, претор предоставлял владение наследственным имуществом лицам, указанным в его эдикте. Точно так же, как для преобразования и объединения системы собственности (dominium) были введены Публицианов иск и посессорные (владельческие) интердикты24, в области наследования вводятся интердикты и фиктивные формулы для защиты преторского наследника.
Институт владения наследственным имуществом (bonorum possessio), видимо, первоначально имел своей задачей регулирование и присуждение владения имуществом в случае судебного процесса о наследстве25. В конце Республики владение наследственным имуществом приобрело, скорее всего, более широкое значение защиты в целом преторского наследника (bonorum possessor), чтобы в эпоху принципата превратиться в настоящую систему наследственного преемства, по закону и вопреки завещанию, наряду с наследованием по цивильному праву. По свидетельству Цицерона26, владение наследственным имуществом (bonorum possesio)
22 См. §217.
23 Лги. 3.25: «Но эти несправедливости закона были исправлены эдиктом претора», I. Inst. 3.9 рг.: «Право владения наследственным имуществом было введено претором с целью исправить древние установления»; Ульпиан, 39 ed. D. 37.1.3.2: «Мы можем определить владение наследственным имуществом как право требовать и удерживать имущ1' ство или вещи, которые принадлежали умершему на момент смерти».