Тема 3. Признаки, функции, формы государства

Понятие «государство» всегда привлекало внимание пред­ставителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.

Основные теории происхождения государства

• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин-ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

• Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

• Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж.Рус­со, Дж, Локк) — государство — продукт договора межд^ людьми о защите их естественных прав;

• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Окончание схемы

Признаки государства   Функции государства — это основные направления дея­тельности государства, в ко­торых выражаются и конкре­тизируются его сущность и социальное назначение
         
         

1. Территориальная ор­ганизация власти (инс­титут гражданства, го­сударственная граница)

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри стра­ны и его независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный ха­рактер власти (приме­нение насилия в целях исполнения принимае­мых государством реше­ний)

5. Исключительные пра-

на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег

6. Обязательность членства в государстве

7. Претензии на предста­вительство общества как целого и защиту об­щих интересов и общего блага

8. Наличие государствен­ной символики (гимн, герб, флаг)

1. Политическая —*■ госу­дарство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов

2. Экономическая -+ государ­ство регулирует экономиче­ские отношения и структур­ные изменения в экономике (национализация, привати­зация и др.)

3. Социальная —► осуществ­ление государством про­граммы развития образова­ния и здравоохранения, со­циального обеспечения и поддержки культуры

4. Идеологическая -* воспи­тание членов общества, фор­мирование гражданских и патриотических ценностей через систему государствен­ного образования и офици­альные каналы средств мас­совой информации

1. Участие в решении гло­бальных проблем

2. Обеспечение националь­ной безопасности

3. Развитие взаимовыгодно­го сотрудничества

4. Отстаивание государст­венных интересов в между­народных отношениях

Наряду с указанными основными признаками государст­ва в современной науке выделяют дополнительные признаки:

— язык как средство общения на территории того или иного государства;

— единую оборонную и внешнюю политику;

— единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы и др.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства — одно­родная деятельность органов государства, посредством ко­торой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства

Правовая форма

Правотворческая форма

Разработка и принятие юридических норм, из­дание нормативно-пра­вовых актов

Правоисполнитель-ная форма

Принятие мер по ис­полнению норм права, издание индивиду­альных актов примене­ния права (приговор су­да и др.)

Правоохранительная форма

Контроль и надзор за соблюдением и испол­нением норм, примене­ние принудительных мер к их нарушителям

Организационная форма

Организационно-регламен-тирующая форма

Текущая деятельность госу­дарственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой про­ектов документов, организа­цией выборов и т. д.

Организационно-хозяйст­венная форма

Оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связан-| ная с бухучетом, статисти( кой, снабжением и т. д.

Организационно-идеологиче­ская форма

Повседневная идеологическая работа, связанная с разъясне­нием вновь изданных норма­тивных актов и формирова­нием общественного мнения

Государство является главным управляющим центром по­литической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов обще­ства.

— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,

— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

— Государство является собственником ресурсов и средств производства.

— Государство располагает развитой системой юри­дических средств, при помощи которых оно может осу­ществлять контроль и регулирование различных сфер обще­ственной жизни.

— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих пе­ред ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, го­сударство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Форма государства — это устройство поли­тической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

Форма правления   Форма государствен-, но-территориального устройства   Политический режим
Это способ ор­ганизации верховной государст­венной власти   Это способ взаимосвязи территориальных обра­зований государства, закрепленный консти­туцией   Это совокупность методов и споео* бов осуществле­ния в стране го­сударственной власти и управ­ления

Окончание табл.

                i
Монархия (отгр. monarchia — единовлас­тие, самодер­жавие)   Респуб­лика (от лат. res-publica — общест­венное дело, государ­ство)   • Унитарное (от фр. unitai-ге — единый) • Федератив­ное (от лат. f oedus — со­юз, договор) • Конфедера­тивное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество)   • Демократичес­кий (от гр. demo-kratia — власть народа) • Тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью) • Авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, вли­яние)
       
         
Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия)   Президентская (Арген­тина, Бразилия, США)  
Дуалистиче­ская (Иорда­ния, Марок­ко, Непал)   Полупрезидентская (смешанная) (Авст­рия, Россия, Франция)
Парламент­ская (Вели­кобритания, Норвегия, Швеция)   Парламентская (Гер­мания, Индия, Италия, Швейцария)

Виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (конституционная)?
1. Принадлеж­ность законо­дательной власти Монарху Разделена между мо­нархом и пар­ламентом Парламенту
2. Осуществ­ление испол­нительной власти Монарх Формально — монарх, фактиче­ски — правитель­ство
3. Назначение главы прави­тельства Монарх Формально — монарх, но с уче­том парламент­ских выборов

Окончание табл.

Линии сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (конституционная)
4. Ответствен­ность прави­тельства Перед монархом Перед парламен­том
5. Право рос­пуска парла­мента (парламент отсутствует) У монарха (неограни­ченное) У монарха (по ре­комендации пра­вительства)
6. Право veto монарха на ре­шения парла­мента   Абсолютное veto Предусмотрено, но не исполь­зуется
7. Чрезвычай­но-указное за­конодательст­во монарха Неограничен­ное (указ мо­нарха имеет силу закона) Только в пе­риод между сессиями парламента Предусмотрено, но не исполь­зуется
8. Современ­ные государ­ства Бахрейн, Ка­тар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико­британия, Дания, Испания, Нидер­ланды, Япония
         

Виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрези­дентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания пре­зидента Избирается всенародным голо­сованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании пар­ламента
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительст­во при опреде­ленном парла­ментском контроле Правительство формируется президентом из лидеров побе­дившей на вы­борах в парла­мент партии и должно полу­чить вотум до­верия парла­мента Правительст­во формиру­ется парла­ментом из лидеров побе­дившей на вы­борах партии

Окончание табл.

Линии   Полупрези-  
W М.ЖШ.ЛЖ.ЖЧЖЛ сравнения Президентская дентская (смешанная) Парламентская
3. Ответствен- Перед прези- Двойная ответ- Перед парла-
ность прави- дентом. ственность — ментом. Пар-
тельства Парламент не перед парла- ламент может
  может выра- ментом и час- внести вотум
  зить вотум не- тично перед недоверия
  доверия пра- президентом. правитель-
  вительству Президент не ству в целом
    ответственен за или одному из
    действия прави- его членов,
    тельства. Вотум что влечет за
    недоверия пар- собой отстав-
    ламента прави- ку правитель-
    тельству невоз- ства
    можен  
4. Право рос- Отсутствует Президент имеет право роспу-
пуска парла-   ска парламента  
мента у прези-      
дента      
5. Наличие Отсутствует Существует пост премьер-мини-
поста премьер-   стра  
министра      
6. Объем пол- Полномочия Президент — Президент-
номочий пре- президента: глава государст- ские полномо-
зидента он не только ва. Полномочия чия номиналь-
  глава госу- в осуществле- ны, любые
  дарства, нии исполни- действия он
  но и глава ис- тельной власти совершает по
  полнительной разделены меж- рекоменда-
  власти ду президентом ции прави-
    и правитель- тельства,
    ством которое несет
      за них ответ-
      ственность
7. Современ- США, страны Австрия, Рос- Индия, Ита-
ные государ- Латинской сия, Франция лия, ФРГ,
ства Америки   Швейцария

Формы государственно-территориального устройства

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
1. Сущность Единое, неде- Объединение Объединение аб-
формы госу- лимое, состав- нескольких солютно незави-
дарственно- ляющее одно территориаль- симых субъек-
территори- целое госу- ных единиц в тов, имеющих
ального уст- дарственное одно государс- независимую
ройства устройство тво систему госу-
      дарственных ор-
      ганов и законо-
      дательств, свою
      валюту, граж-
      данство, нацио-
      нальные армии
2. Конститу- Принимают- Принимаются Принимаются
тивные ся высшими высшими союз- высшими орга-
(определяю- органами ными органа- нами власти го-
щие) реше- власти ми; в сфере сов- сударств-участ-
ния   местного веде- ников
    ния — с  
    участием субъ-  
    ектов федера-  
    ции  
3. Террито- Единая, гра- Образуют терри- Отсутствие еди-
рия ницы админи- торию субъек- ной территории
  стративно- тов, внутрен-  
  территориаль- ние границы  
  ных единиц изменяются  
  устанавлива- только с согла-  
  ются и изме- сия субъектов в  
  няются цент- установленном  
  ром конституцией  
    порядке  
4. Полити- Администра- Субъекты обла- Государства-
ческая само- тивно-терри- дают опреде- участники со-
стоятель- ториальные ленной полити- храняют пол-
ность единицы не ческой самосто- ную политичес-
  наделены по- ятельностью кую самостоя-
  литической   тельность
  самостоятель-    
  ностью    

Окончание табл.

Линии сравнения Унитарное государство Федерация Конфедерация
5. Конститу­ция Единая Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза Государств-участников
6. Граждан­ство Единое Союзное и субъ­ектов Государств-участников
7. Правовая и судебная системы Единая Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем
8. Междуна­родная деятель­ность В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены Государства-участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме
9. Право расторже­ния дого­вора   Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации Может быть рас­торгнут госу­дарствами-учас­тниками и в од­ностороннем порядке
10. Совре­менные го­сударства Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)

Образец задания

В1. I Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма правления

Форма государственно-тер­риториального устройства

Политичес­кий режим

Ответ: Форма государства.

Наши рекомендации