Тема 3. Признаки, функции, формы государства
Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В ее истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.
Основные теории происхождения государства
• Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквин-ский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;
• Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;
• Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
• Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж.Руссо, Дж, Локк) — государство — продукт договора межд^ людьми о защите их естественных прав;
• Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспе-чительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Окончание схемы
Признаки государства | Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение | ||
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
5. Исключительные пра-
на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
6. Обязательность членства в государстве
7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)
1. Политическая —*■ государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
2. Экономическая -+ государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
3. Социальная —► осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
4. Идеологическая -* воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
1. Участие в решении глобальных проблем
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:
— язык как средство общения на территории того или иного государства;
— единую оборонную и внешнюю политику;
— единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.
Государство осуществляет свои функции в определенных формах.
Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Формы осуществления функций государства
Правовая форма
Правотворческая форма
Разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов
Правоисполнитель-ная форма
Принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)
Правоохранительная форма
Контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям
Организационная форма
Организационно-регламен-тирующая форма
Текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.
Организационно-хозяйственная форма
Оперативно-техническая хозяйственная работа, связан-| ная с бухучетом, статисти( кой, снабжением и т. д.
Организационно-идеологическая форма
Повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения
Государство является главным управляющим центром политической системы общества.
Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни
— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов общества.
— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,
— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.
— Государство является собственником ресурсов и средств производства.
— Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование
Форма правления | Форма государствен-, но-территориального устройства | Политический режим | ||
Это способ организации верховной государственной власти | Это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией | Это совокупность методов и споео* бов осуществления в стране государственной власти и управления |
Окончание табл.
i | |||||||||
■ | |||||||||
Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие) | Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) | • Унитарное (от фр. unitai-ге — единый) • Федеративное (от лат. f oedus — союз, договор) • Конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество) | • Демократический (от гр. demo-kratia — власть народа) • Тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью) • Авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние) | ||||||
Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия) | Президентская (Аргентина, Бразилия, США) | ||||||||
Дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал) | Полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция) | ||||||||
Парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция) | Парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария) |
Виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая (от лат. duo — два) | Парламентская (конституционная)? |
1. Принадлежность законодательной власти | Монарху | Разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
3. Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов |
Окончание табл.
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая (от лат. duo — два) | Парламентская (конституционная) | |
4. Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | ||
5. Право роспуска парламента | (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) | |
6. Право veto монарха на решения парламента | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется | ||
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется | |
8. Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония | |
Виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
Окончание табл.
Линии | Полупрези- | ||
W М.ЖШ.ЛЖ.ЖЧЖЛ сравнения | Президентская | дентская (смешанная) | Парламентская |
3. Ответствен- | Перед прези- | Двойная ответ- | Перед парла- |
ность прави- | дентом. | ственность — | ментом. Пар- |
тельства | Парламент не | перед парла- | ламент может |
может выра- | ментом и час- | внести вотум | |
зить вотум не- | тично перед | недоверия | |
доверия пра- | президентом. | правитель- | |
вительству | Президент не | ству в целом | |
ответственен за | или одному из | ||
действия прави- | его членов, | ||
тельства. Вотум | что влечет за | ||
недоверия пар- | собой отстав- | ||
ламента прави- | ку правитель- | ||
тельству невоз- | ства | ||
можен | |||
4. Право рос- | Отсутствует | Президент имеет право роспу- | |
пуска парла- | ска парламента | ||
мента у прези- | |||
дента | |||
5. Наличие | Отсутствует | Существует пост | премьер-мини- |
поста премьер- | стра | ||
министра | |||
6. Объем пол- | Полномочия | Президент — | Президент- |
номочий пре- | президента: | глава государст- | ские полномо- |
зидента | он не только | ва. Полномочия | чия номиналь- |
глава госу- | в осуществле- | ны, любые | |
дарства, | нии исполни- | действия он | |
но и глава ис- | тельной власти | совершает по | |
полнительной | разделены меж- | рекоменда- | |
власти | ду президентом | ции прави- | |
и правитель- | тельства, | ||
ством | которое несет | ||
за них ответ- | |||
ственность | |||
7. Современ- | США, страны | Австрия, Рос- | Индия, Ита- |
ные государ- | Латинской | сия, Франция | лия, ФРГ, |
ства | Америки | Швейцария |
Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
1. Сущность | Единое, неде- | Объединение | Объединение аб- |
формы госу- | лимое, состав- | нескольких | солютно незави- |
дарственно- | ляющее одно | территориаль- | симых субъек- |
территори- | целое госу- | ных единиц в | тов, имеющих |
ального уст- | дарственное | одно государс- | независимую |
ройства | устройство | тво | систему госу- |
дарственных ор- | |||
ганов и законо- | |||
дательств, свою | |||
валюту, граж- | |||
данство, нацио- | |||
нальные армии | |||
2. Конститу- | Принимают- | Принимаются | Принимаются |
тивные | ся высшими | высшими союз- | высшими орга- |
(определяю- | органами | ными органа- | нами власти го- |
щие) реше- | власти | ми; в сфере сов- | сударств-участ- |
ния | местного веде- | ников | |
ния — с | |||
участием субъ- | |||
ектов федера- | |||
ции | |||
3. Террито- | Единая, гра- | Образуют терри- | Отсутствие еди- |
рия | ницы админи- | торию субъек- | ной территории |
стративно- | тов, внутрен- | ||
территориаль- | ние границы | ||
ных единиц | изменяются | ||
устанавлива- | только с согла- | ||
ются и изме- | сия субъектов в | ||
няются цент- | установленном | ||
ром | конституцией | ||
порядке | |||
4. Полити- | Администра- | Субъекты обла- | Государства- |
ческая само- | тивно-терри- | дают опреде- | участники со- |
стоятель- | ториальные | ленной полити- | храняют пол- |
ность | единицы не | ческой самосто- | ную политичес- |
наделены по- | ятельностью | кую самостоя- | |
литической | тельность | ||
самостоятель- | |||
ностью |
Окончание табл.
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
5. Конституция | Единая | Союза и субъектов, верховенство конституции союза | Государств-участников |
6. Гражданство | Единое | Союзное и субъектов | Государств-участников |
7. Правовая и судебная системы | Единая | Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты | Отсутствие единой правовой и судебной систем |
8. Международная деятельность | В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях | Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены | Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме |
9. Право расторжения договора | Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации | Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке | |
10. Современные государства | Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония | Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария | Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС) |
Образец задания
В1. I Запишите слово, пропущенное в схеме.
Форма правления
Форма государственно-территориального устройства
Политический режим
Ответ: Форма государства.