Вопрос 1. Теория естественного права и общественного договора Г.Гроция.
Голландия — первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI — начало XVII в.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика.
Политическая жизнь молодой буржуазной республики, окруженной европейскими феодальными монархиями (вплоть до победы буржуазной революции в Англии во второй половине XVII в.), протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий — республиканской (буржуазно-патрицианской ориентации) и оранжистской (приверженцев правления Оранского дома, представители которого по наследству занимали должность штатгальтера — главы государства).
В религиозной жизни господствующие позиции занимал кальвинизм, сыгравший существенную идеологическую роль в объединении сил и освобождении страны от гнета Испании — оплота тогдашнего католицизма. После победы официальная кальвинистская церковь, пользовавшаяся влиянием не только среди знати, но и у широких масс народа, в тесном союзе с оранжистами выступала против республиканской партии, особенно против ее курса на свободу мысли и духовного творчества, на веротерпимость по отношению к приверженцам различных вероисповеданий и многочисленных религиозных сект.
Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых, рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи.
Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Барух Спиноза.
Большой вклад в разработку прогрессивных взглядов на государство и право сделал голландский философ и правовед Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В его произведениях содержалось теоретическое обоснование рационализма, нового”юридического мировоззрения”.
Гроций был юристом, энциклопедически образованным человеком, плодовитым автором(более 90 работ). Его основной труд - “О праве войны и мира».Три книги, в которых объясняются естественное право и право народа, а также принципы публичного права”. Получили широкую известность его трактаты:”О праве добычи”, “Введение в изучение права Голландии” и др.
Гроций вслед за Аристотелем делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как “предписание здравого разума”, согласно которому то или иное действие человека признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Оно и есть “право в собственном смысле слова”. Источником этого права является разумная природа человека как социального существа,”стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными.
Человек добровольно и сознательно живет и действует по общим разумным правилам,которые и являются источником так называемого права в собственном смысле. К ним относятся воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной от нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний,возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, воздаяние людям заслуженного наказания. “Мать естественного права есть сама природа человека”,-утверждал Гроций.
Если естественное право “столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом”, то волеустановленное право Гроций считает правом постольку, поскольку оно не противоречит здравому смыслу. На основе естественного права он стремится создать нормативно значимую систему юриспруденции, легко применимую к конкретным ситуациям. Происхождение государства и внутригосударственного права Гроций также выводит из естественного права:”Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”.
До возникновениия государства,считал Гроций, люди жили в “естественном состоянии”, пользовались”общностью имущества”и находились между собой в состоянии “некоей чрезвычайной приязни”. Но постепенно в связи с развитием ремесел и искусства они стали вести “более изысканный образ жизни”, появились пороки,произошел переход к неравному положнию людей в труде и распределении движимых и недвижимых вещей. Появилась частная собственность, которая тоже стала следствием некоего соглашения: “Как только общность имущества опостылела,но не был проведен еще её раздел, надо полагать, что все согласились в том, чтобы каждый получил в собственность то, чем успел завладеть”.
Люди объединились в государство,писал Гроций, “не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть”. Т.о. государство у него выступает как результат общественного договора, как соглашение большинства против меньшинства, слабых против сильных. При этом он обходит вопрос, почему у власти всегда стоит богатое меньшинство, а большинство трудящихся влачат полурабское существование.
Сущность верховной власти Гроций видит в ее суверенитете:”это власть,действия которой не могут быть отменены по усмотрению чужой власти”. Общим носителем верховной власти(суверенитета) является государство в целом, а носителем власти в собственном смысле могут быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа.
Рассматривая различные классификации форм правления, Гроций высказывает мнение,что форма правления не имеет существенного значения: все зависит от осуществление воли людей, стоящих у власти. Он все же отрицательно относится к тирании, отдавая предпочтение просвещенной монархии и аристократии. При этом всячески опровергал мнение о необходимости свержения государей, злоупотребляющих властью. По его”закону о непротивлении” выступление народа против существующей власти допускается только в пределах,исключающих потрясение государства и гибель многих невиновных.
В целом учение Гроция нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Отвечая на вопрос, что предпочтительнее - свобода или мир,он отдавал предпочтение миру. Утверждал, что война не совместима с правом, а гражданская война - хуже незаконного правления. Гроций пытался разработать целую теорию о войне, считая, что она не противоречит естественному праву. Он разделял войны на несправедливые(захватнические, с целью покорения других народов) и справедливые(оборонительные, для сохранения целостности государства, защиты имущества). При этом он считал, что мир является конечной целью войны.
Вклад Гроция в разработку новой светской доктрины международного общения дал основания называть его”отцом международного права”.