Основатель моизма Мо-цзы (479-400 г.г. до н.э.) вышел из школы Конфуция, но во многом отошел от нее. Сборник его изречений, названный по его имени, составлен ок. IV в. до н.э.
Мо-цзы развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства.
Основные положения моизма:
1. Мо-цзы отстаивал идею выборности первого правителя, напоминающую договорную теорию.
2. У Мо-цзы сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Он выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви.
3. Государство выступает у Мо-цзы как активный субъект преобразования. Осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов.
Именно с Мо-цзы право в Китае стало ассоциироваться не только с ритуалом (ли), но и с законом – фа. В этом смысле Мо-цзы является предшественником легизма.
Основателем легизма считают Шан Яна (390-338 г.г. до н.э.), правителя области Шан. Он выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.
Представления легистов о жестоких законах как единственном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».
В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что можно подчинить желательному «порядку» с помощью насильственных мер (в смысле – жестоких законов).
Этому идеалу государства совершенно чужды представления о каких-либо правах подданых, об обязательности закона для всех (включая и тех, кто их издает), об ответственности лишь за вину и т.д. Закон выступает здесь лишь как голая приказная форма.
При этом легисты предпринимали попытки пересмотреть основные идеи конфуцианства и даосизма и приспособить их для оправдания своих взглядов.
В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Такое сочетание различных концепций управления и правопонимания сыграло значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.
Государственный строй в большинстве стран Древнего Востока имел свои особенности, основными из которых являлись: государственная собственность на землю, частная собственность на рабов и организация ирригационных работ, требующих использование огромной массы рабов и беднейших свободных.
Эти обстоятельства обусловили создание в странах Востока рабовладельческого государства в форме деспотии, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха – деспота, опирающегося на широко разветвленный бюрократический аппарат. В силу этих причин господствующей политической идеологии стран Древнего Востока стала теократическая доктрина, характерным признаком которой было обожествление личности монарха. В культуре монарха выражалась теория божественного происхождения государства.
Характерной чертой для политической мысли Китая того периода было конструирование различных социальных утопий, планов идеального общественного и государственного строя. Китайских философов более всего интересовали вопросы управления страной, взаимоотношения членов общества, отношения между различными социальными группами.
В то же время древнеиндийская политическая идеология включала два направления – светскую политическую доктрину («Артхашастра») и религиозное течение (буддизм).
Политическая и правовая идеология стран Древнего Востока нашла свое положение в работах многих мыслителей и более позднего периода.
Таким образом, в ходе лекции вы получили представление о политико-правовой мысли Древнего Востока.
Заключительная часть
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Древнеиндийская «Ригведа» об исполнении долга и правильном пути. Древнеиранская «Авеста» о статусе личности. Политико-правовые идеи Мо-цзы, Лао-цзы и других древнекитайских мыслителей.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: 1.Общая характеристика политических и правовых учений в странах Древнего Востока.2.Политические и правовые идеи в Древней Индии. 3.Политико-правовая мысль в Древнем Китае.
Разработал
Профессор кафедры
полковник внутренней службы П.А. Чебоксаров
”______” _______________ 2013 года
Лист регистрации изменений
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения | ||
замененных | новых | аннулированных | ||||||