Вопрос 3. Политико-правовая мысль в Древнем Китае.

Первые достоверные исторические сведения о Китае, как и об Индии, восходят ко II тысячелетию до н.э. В бассейне реки Хуанхэ сложилось крупное объединение племен. Правила династия Инь или Шан. Правители иньцев – ваны – были – скорее вождями союза племен, чем царями в полном смысле этого слова. Тем не менее их окружали религиозным почитанием. Считалось, что они получили власть от своих обожествленных предков. Само небо – Шанди объявлялось основателем династии Шан. Ваны осуществляли связь с небесными силами, а это гарантировало стабильность, благосостояние, удачу. В старинном сборнике песен «Ши-цзин» говорилось: «Вся поднебесная земля принадлежит государю, все живущие на земле – его слуги».

В конце ХIII в. до н.э. вожди племени Чжоу (гуны) во главе коалиции племен вторгаются в иньские земли и устанавливают свою власть. Воцаряется династия Чжоу, правившая до середины III в. до н.э.

Чжоу взяли на вооружение все то идеологическое обоснование власти, которое сложилось при их предшественниках. Но нужно было оправдать смену династий. Это сделал Чжоу-гун, воспитатель и советник второго царя династии Чэн-вана. Он считается автором книги «Чжоу-ли».

Чжоу-гун исходит из старой идеи о мандате неба на власть (тянь-мин), но он ее модернизирует: небу принадлежит и право отбирать этот мандат, передавать его другим лицам. Смена мандатов – не исключительное явление, а закономерность. Небо регулирует земные дела, вручая мандат правителю, обладающему добродетелью (дэ). Смена мандата – не выбор лица, а выбор династии. Предполагаются своего рода династийные циклы. Родоначальник, которому небо доверяет основать династию, обладает добродетелью высокой степени, но по мере передачи власти эти качества утрачиваются и вынуждают провести смену мандата (гэ-мин).

В мифологизированной форме выражена очень глубокая мысль о том, что никакая система власти не вечна, она расходует свои силы, вырождается и гибнет.

Этой участи не избежала и династия Чжоу. Хотя она находилась у власти восемь столетий, уже в IХ в. до н.э. государство ослабло от хронической болезни всех восточных деспотий – стремление местных правителей отколоться от центра. Оно было характерно и для старой родовой аристократии, сохранившей влияние в провинциях, и для приходящего ей на смену чиновничества. Параллельно шло становление классового общества, вековые устои рушились, обычаи расшатывались, воцарялись беззаконие и произвол. Царство распалось на уделы.

Кризис побуждал к размышлению, к поиску выхода. Это и привело к расцвету китайской политической мысли в VI-V в.в. до н.э.

В отличие от Индии в Китае политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделилась в особый предмет, которым занимались специалисты, мудрецы, философы. Конечно, связь между небом и поднебесной не отрицается, но в центре внимания китайских мыслителей не Вселенная, не начало мира и его суть, а человек и общество, проблемы организации государства. Причем трактуются они рационалистично и в значительной мере освобождаются от мифологии религиозности.

Особенно ярко это видно у Конфуция, самого знаменитого китайского философа, чьи взгляды спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии. Ему приписывают мысль, что в мире нет вещей, которым нельзя было бы найти естественного объяснения.

Конфуций, точнее Кун-фуцзы, что означает мудрец Кун, родился в 551 г.до н.э. Он славился умом, энергией и безупречной честностью. Он являлся крупным государственным деятелем. Последние годы жизни посвятил созданию своей школы и собиранию классических книг и обычаев. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в Vв. до н.э.

Конфуция не слишком занимают проблемы происхождения и сущности мира, небо, загробная жизнь. Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход его к этим проблемам – моралистический, но он – политический мыслитель в полном смысле слова, потому что цель его устройство государства.

Основу политического учения Конфуция составляет принцип добродетели – дэ. Управляющие верхи должны быть совершенными и благородными людьми (Цзюнь-цзы). Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к старшим.

Государство он уподобляет большой семье, где царь – отец.

Цель государства и царской власти – общее благо этой семьи. Предлагается типично патриархальная или патерналистическая концепция власти. Но она приспосабливается к новым условиям, когда уже сложилась государственность с расколом на богатых и бедных, с огромным аппаратом чиновников, в котором господствует несправедливость.

Конфуций не зовет вернуться к социальному и политическому равенству. Он считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. Он считал, что социальный статус каждого человека должен определяться заново в соответствии с его качествами и поступками, а не по происхождению.

Конфуций стремился объединить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев. Эти правила назывались «ли», своего рода естественное право. Следование ритуалу обычаю позволяло избежать насилия и конфликтов.

Стремление Конфуция восстановить нравственные принципы, побудить государя и чиновников служить общему интересу благородно, но нереалистично. Мораль не определяется только личным благочестием, она требует определенного социального климата. Восточная деспотия никогда не располагала к высокой общественной нравственности.

Древнекитайская политическая мысль знала и более радикальные, чем у Конфуция призывы вернуться к прошлому. Речь идет о даосизме или школе даосов, основанной Лао-цзы. Предполагается, что он жил в VI в. до н.э., однако достоверных данных о его жизни нет. Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин», хотя известно, что она составлена значительно позже, вероятно в III в. до н.э.

Лао-цзы понимает дао как первопричину и закон развития вселенной, которому подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек – часть природы, и поэтому подчинение вечному закону дао обеспечивает ему счастье в единстве с природой. Все, что придумывали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастьям.

Одним из первых Лао-цзы высказал мысль, что цивилизация, усложнение жизни, изобретение орудий труда и т.п. ведут человека к утрате первозданного совершенства, чреваты конфликтами и гибелью.

Идеал даосизма – уход от людей и общества, отшельничество. Только оно обеспечивает нравственную жизнь.

Лао-цзы один из первых представителей анархизма. Государство – искусственная структура, оно осуждается так же, как богатство, знатность. Конфуций уверен, что государство служит общему благу, а Лао-цзы считает, что правители используют власть в своекорыстных целях: «Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов».

Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, - говорил он, - там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы».

Даосисты сознавали, что полное уничтожение всякой системы управления нереально. Однако правителям любого уровня рекомендовалось как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого управления – недеяние.

Основные анархистские идеи учения Лао-цзы:

1) государство – искусственный организм, аппарат подавления и насилия;

2)децентрализация, низведение государственности до уровня деревни;

3)самое лучшее то правительство, которое меньше всего правит;

4)аполитизм – призыв замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.

Однако Лао-цзы не призывает к разрушению государства, к восстанию против него. Управляемым он советует довериться действию космического закона – дао.

Даосизм в отличие от конфуцианства индивидуалистичен и мистичен, он не мог служить основой для общественного преобразования.

Наши рекомендации