Теориии фашизма и национал-социализма.
Фашизм - это открытая, часто легитимная, террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала, устанавливаемая в условиях кризисной ситуации, когда традиционные буржуазно-демократические институты власти перестают работать. Фашистская идеология, защищающая эту диктатуру, представляет собой эклектический свод реакционных политических идей. Ее составными частями являются: антикоммунизм и псевдосоциализм («национальный социализм»); расизм, шовинизм и национализм; геополитика; концепция тоталитарного государства, антидемократизм, правовой нигилизм, элитаризм и вождизм.
Родоначальниками фашистской и национал-социалистской идеологии явились пропововедники идей расизма и колониализма в Англии , Франции, России, Италии, Германии, Австрии. Среди них выделялись Ж.Гобино, Х.С.Чемберлен, Л. Вольтман, Ф.Ратцель,К.-А.Грингмут и др. В период захвата власти фашистами их действия идейно обосновывали ученик Ф.Ницше О.Шпенглер, отставной генерал К.Хаусхофер, Р.Челлен и др. В Германии главными теоретиками национал-социализма считались А.Гитлер,написавший книгу”Моя борьба”, Й.Геббельс, А.Розенберг, В.Дарре и др.
Реакционная сущность фашистской политической идеологии проявляется прежде всего в оголтелом антикоммунизме, однако, в своеобразной форме. Дело в том, что фашизм опирается,как правило, на широкую социальную базу: на средние слои (консервативное чиновничество, мещане, мелкая буржуазия, кулаки и прочие «хозяйчики»), на политически незрелых рабочих, деклассированные элементы и т. д. С этим связана повышенная социальная демагогия фашистских идеологов.
Спекулируя на недовольстве широких трудящихся масс капиталистической эксплуатацией, фашисты часто выступают с псевдосоциалистическими и мнимо антикапиталистическими лозунгами. Научному социализму они противопоставляют доктрину “национального социализма”. С её помощью фашисты пытались подорвать интернационализм пролетариата, примирить трудящихся с буржуазным строем. При этом многое было заимствовано ими из идей “прусского социализма”: опора на мелкую буржуазию и крестьянство, государственный контроль за трудом и капиталом, палочная дисциплина и бюрократический авторитет.
В противоположность учению о классовой борьбе фашисты изображали историю человечества как борьбу наций и рас за существование и самосохранение. В условиях националистической, расовой и шовинистической “солидарности” все социальные конфликты внутри общества, считали они, исчезают. Главный враг находится вовне, в лице чужой расы.
Первоначальным носителем культуры расистская концепция фашизма объявляла арийскую расу - якобы, творческую расу господ, орудие судьбы. С этой точки зрения, вещали фашистские идеологи, всемирная история должна быть написана заново. Фашизм ставил своей целью установление мирового господства арийцев, германцев.
Для обоснования своих агрессивных намерений использовалась геополитика. В основе фашистской геополитики лежала идея о борьбе за жизненное пространство как главном принципе государства. Новые великие державы, утверждал К.Хаусхофер, будут возникать только на основе разгрома старых. Геополитика оправдывала войну германского империализма за передел мира.
Основное орудие фашистской диктатуры - террористическое тоталитарное государство. Оно, согласно фашистской идеологии, охватывает и регламентирует все стороны жизни граждан и общества, сливается с обществом, поглощает его, так что традиционный дуализм частной и публичной, гражданской и политической сфер полностью исчезает. В таком государстве индивидуализм, разобщенность и классовая борьба, якобы, уступают место солидарности труда и капитала, что находит свое выражение в системе различных огосударствленных массовых организаций во главе с фашистской партией.
Наиболее полно эти идеи воплотились в “корпоративной системе”итальянских фашистов. Созданные под контролем государства из представителей государственного аппарата, огосударствленных профсоюзов и партийных функционеров комитеты классового сотрудничества (корпорации) превратились в единую государственную бюрократическо-иерархическую систему, призванную подавлять классовую борьбу.
Фашистская концепция тоталитарного государства отрицает самостоятельную ценность личности, рассматривает индивида лишь как средство по отношению к государству. В результате такое государство полностью подавляет личность и осуществляет террористическую диктатуру реакционной монополистической буржуазии.
Используя недовольство масс формальным характером буржуазной демократии, фашисты организуют поход против демократии, законности, прав и свобод человека, характеризуя парламентарные учреждения как “болтающие лавочки”, как признак “декаданса и слабости”. В противоположность парламентарной демократии фашизм выдвигает концепцию, по выражению Муссолини, “организованной, централизованной, авторитарной демократии”, т. е. фактически восхваляет авторитарно-бюрократическую диктатуру империалистической буржуазии, основанную на идее вождизма и слияния фашистской партии с государственным аппаратом.
Фашистские идеологи ставили своей задачей внедрить в политическое сознание масс идею фюрерства не рационалистически, а мистически, как символ политической веры, дающий освящение всему фашистскому режиму. Культ вождизма прививался параллельно с презрением к демократическому статусу гражданина (предполагающему, как известно, активное участие гражданина в осуществлении политической власти на основе осознанной активности и высокой степени личной ответственности), для того, чтобы в конечном счете деморализовать массы, сделать их бессловеснымм орудием фашистского руководства.
Представляя собой мощную авторитарную диктатуру, располагавшую благодаря демагогической идеологии и громадной пропагандистской машине широкой социальной базой, фашистское государство расправлялось с внешними и внутренними врагами кровавыми, террористическими методами. Отсюда важная черта политической идеологии и практики фашизма - правовой нигилизм, попрание законности и прав личности. Правовая концепция фашизма исходит из старого для всех диктаторских режимов трюизма: право - это то, чего хочет народ, а волю последнего выражает вождь, черпающий свою силу и вдохновение непосредственно в мистической душе расы.
Официозная фашистская профессура от юриспруденции назойливо проповедовала несвязанность партийно-государственного аппарата правом и законностью. От судей требовали быть “прежде всего политиками”, “народно-политическими судьями”, обладающими “практически здоровым разумом способного национал-социалиста”. Судьи и администраторы должны были руководствоваться не принципами законности и соблюдения прав человека, а фашистским мировоззрением, “создавать конкретный правопорядок” в соответствии с заповедями, провозглашенными фюрером и партийной программой, руководствоваться непосредственно указаниями фашистского руководства. В результате принцип законности подменялся бюрократическим усмотрением, самовластием, ликвидировались права и свободы, перечеркивался демократический принцип равенства граждан перед законом - словом, разрушался весь либерально-демократический режим.
Однако для проформы фашисты охотно использовали юридический декорум, беззастенчиво манипулировали такими идеологическими штампами, как “народно-политическое правосудие”, “немецкое народное право”, “истинное право арийцев” и т.п. Национал-социалисты заимствовали даже такую центральную категорию либеральной политической идеологии, как “правовое государство”, снабдив ее эпитетами “истинное”, “народное”, “национал-социалистское”, “арийское” (Г. Франк). Однако все эти категории не должны вводить в заблуждение относительно их действительной политической направленности. С помощью подобного демагогического трюкачества лакировались кровавый произвол, массовые репрессии и геноцид.
Указанные антидемократические черты фашистской политической идеологии подкреплялись элитарными рассуждениями. Фашисты использовали идеи Ф. Ницше о сверхчеловеке, теорию элит В. Парето, Г. Моски и др. Воспринимая эти положения, фашистские идеологи утверждали, что принцип равенства и демократизм чужд природе человека, что лучшие люди - партийная элита - должны править государством, а лучшее государство - править миром.
Фашистские диктатуры пали во Второй мировой воине. Однако в современной буржуазной политологии видное место занимают антикоммунистические интерпретации фашизма. На основе искусственно сконструированных понятий “либеральная демократия” (многопартийность, экономическая свобода, идеологическое многообразие, демократизм, политический плюрализм) и “тоталитарный режим” (однопартийность, всестороннее государственное регулирование государственной и общественной жизни, авторитарность, идеологический конформизм) буржуазные идеологи зачисляют фашизм в одну рубрику с социализмом. Так, А. Брехт заявлял, что русский большевизм, германский национал-социализм и итальянский фашизм представляют собой разновидности тоталитаризма, который не питает “никакого уважения к индивиду”, ликвидирует свободу убеждений, слова, творчества, науки, неприкосновенность личности, равенство граждан перед законом, независимость судей, ярко демонстрирует нетерпимость ко всякой оппозиции официальному строю и официальной идеологии. При этом фашизм часто изображается как прямой результат социалистических революций, проявление интересов масс, а социализм - как причина и составная часть нацизма.
В современных условиях борьба против правого экстремизма, терроризма и неофашизма не теряет своего значения.
Таким образом, в ходе лекции вы получили представление о политико-правовой теории и концепциях XX века.
Заключительная часть
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Современные теории элит. Теория бюрократии М.Вебера. Теории политического лидерства. «Железный закон олигархии» Михельса.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам: