Основные черты и особенности
Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего, импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развитие там, где зачатки таковых уже имелись.
Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, а, порой, и противопоставляет их Западу.
В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:
К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимом.
Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем.
В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производства) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной, более производительной хозяйственной организацией. Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромной издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.
В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация, обладающая столь же самобытными законами развития. Взаимоотношения Востока и Запада трактуются как столкновение (в новое время), а затем – как диалог (в новейшее время) двух крупнейших цивилизаций в ходе создания мировой цивилизации. Теория модернизации рассматривает исторический процесс как смену больших фаз: аграрное общество (оно же традиционное), индустриальное и постиндустриальное. Сам процесс модернизации выступает как движение общества к некоему эталонному состоянию. Под этим состоянием подразумевается западное индустриальное общество с присущими ему хозяйственными, политическими и культурными системами. Поэтому модернизация – это исторически закономерное преобразование всех сторон жизни общества и государства. Представители этой теории трактуют Восток как аграрное общество, подчёркивая при этом огромную роль традиций и застойность, нединамичность хозяйства на Востоке. Концепцию модернизации роднит с марксистской теорией представление о линейности и стадиальности исторического процесса. Правда, для марксизма более свойственны монофакторные интерпретации (объяснения всех явлений через социально-экономические процессы, признание субординации исторических факторов), а для теории модернизации свойственны полифакторные интерпретации, где разные стороны жизнедеятельности людей рассматриваются взаимосвязанные равноправные процессы.
Некоторые современные историки обнаруживают в восточных обществах значительные зачатки буржуазных отношений, что якобы свидетельствует о том, что восточные страны могли и должны были естественно, закономерно и без колониальных издержек перейти на новую ступень развития. Следовательно, колониализм можно считать препятствием на пути развития стран Востока, продуктом агрессии одних обществ против других и ничего более.
Противоположное мнение заключается в том, что в Азии и Африки не обнаружились признаки развития капитализма и, следовательно, колониализм сыграл объективно прогрессивную роль в истории колониальных стран, поскольку позволил им перейти на следующую ступень развития. Более того, предполагается, что колониальная экспансия и смогла стать столь масштабной именно потому и лишь потому, что на своих штыках колонизаторы внесли в Азию новые социально-экономические отношения. Как бы то ни было, вне зависимости от наличия или отсутствия зачатков капитализма на Востоке, вне зависимости от вероятных вариантов развития Востока, совершенно очевидно, что буржуазные отношения явно быстрее развивались на Западе, политическая экспансия которого стимулировала хозяйственную перестройку колониальных стран.
После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 г. началось завоевание и колонизация Западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки, а также Мексика в конце XV– первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означал нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации (см. выше) были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.Состав населения Латинской Америки в течение трех веков колонизации существенно изменился. В конечном счете возникли несколько расово-этнических групп. Европейские колонисты и их потомки стали называться креолами. От браков представителей европеоидной расы с индейцами произошли метисы. От браков представителей европеоидной расы с неграми-рабами, которых в больших количествах завозили в Новый Свет из Африки, возникла группа мулатов.В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.В последние десятилетия усилился интерес к изучению доколумбовых цивилизаций в Америке, обнаруживаются сохранившиеся индейские традиции, ведется речь не об «открытии Америки», а о «встрече культур». В рамках цивилизационного подхода многое говорится о приобщении Нового Света к достижениям передовой для своего времени европейской цивилизации и культуры. Однако рассуждения о межцивилизационном обмене, о последующем синтезе индоамериканской и европейской цивилизаций выглядят несколько натянутыми.В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами вывозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала» размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 г., но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. В 1482 г. на территории современной Ганы португальцы построили замок Элмина, который позже стал первым пересыльным пунктом перед отправкой африканцев на плантации Нового Света. Под покровительством Папы Римского Александра IV было подписано в 1494 г. Тордесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании – Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. В 1660 г. была основана британская фирма, которая под названием Королевской африканской компании занималась работорговлей. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII в.Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перевалочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных африканских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разные безделушки. Для Америки работорговля была важнейшим источником плантационного хозяйства, экспортирующего в Европу сахарный тростник, кофе, табак и другие товары.Европейская и арабская работорговля наносила Африке невосполнимый урон. Нарушался демографический баланс, т. к. вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн человек.С конца XVIII в. в «эпоху просвещения» в Европе возникает движение протеста против рабства и работорговли. Движение аболиционистов (противников рабства) осуждало не только расизм, но и лицемерие церковников, которые оправдывали рабство, считая, что чернокожие, которых крестили после захвата, имеют шанс спасти свои души. Юридически работорговля была запрещена в Великобритании в 1807 г., в США – в 1808 г., во Франции – в 1848 г. Фактически рабовладение сохранялось в США до Гражданской войны 1861–1865 гг. Генеральным актом Брюссельской конференции 1889–1890 гг. работорговля запрещалась и началась борьба с тайным вывозом невольников из Африки, которые колониальным странам были нужны в самой Африке. В различных формах рабство сохраняется и в наши дни.Основным орудием первоначального накопления капитала на протяжении XVI–XVIII вв. являлись монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская ост-индские компании были созданы под покровительством своих правительств, от которых получали практические неограниченные полномочия (карт-бланш) для действий на огромных пространствах.Руководство компаний стравливало между собой местных правителей, навязывало им под разными предлогами выгодные для себя договоры, ставило под свой контроль хозяйственную и социальную жизнь местного населения. Установление монополии на заготовку, доставку и продажу «колониальных товаров» приносило компаниям огромные прибыли.С течением времени интересы монопольных купеческих компаний и стоявших за ними европейских государств начали сталкиваться. Началась борьба за сферы влияния, за колониальный передел мира. Ареной многочисленных колониальных войн стали все континенты.Лидерами колониального грабежа первоначально являлись Испания и Португалия. Однако несметные сокровища, вывозимые десятилетиями из Нового Света, сыграли с этими государствами злую шутку. Завоз в Европу большого количества золота и серебра привел к их обесценению, к европейской «революции цен». В то же время в экономике Португалии и Испании наметился застой.К концу XVI в. колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано Голландией и Англией. В 1588 г. в крупном морском сражении англичанами была разгромлена испанская «великая армада». Нидерландская буржуазная революция открыла путь быстрому развитию Объединенных провинций (Голландии).С начала XVII в. Голландия захватила торговое и колониальное первенство среди государств Западной Европы. Этой сравнительно небольшой стране принадлежали обширные территории в Северной и Южной Америке, в Индонезии и на Цейлоне.После Английской буржуазной революции 40-х гг. XVII в. английская буржуазия начала ожесточенную борьбу против Голландии за колониальное, морское и торговое первенство. Уже в войнах второй половины XVII в. Англии удалось разгромить Голландию, подорвать ее могущество, но борьба с Францией не позволила англичанам захватить главные колониальные владения голландцев.