Политическая история древней передней Азии в 1 тыс. до н.э.
В первом тысячелетии подъем древневосточных государств связан с внедрением в производство железа, развитием сухопутной и морской торговли, установлением международных экономических и культурно-политических связей, ряд старых государств распались(митанни, хеттское царство). Вавилон переживает упадок, на политическую арену выходят новые государства (мидия, Персия). Укрепляется Ассирия. Начиная со 2 тысячелетия развернулась борьба за создание больших империй (Вавилон, Египет, Ассирия) но лишь в первом это привело к образованию военно-рабовладельчесих империй. первой из которых стала Ассирия. Побуждало эти государства к войне обилие сырья, скрещение торговых путей.
10. Индоевропейцы в передней азии 1 тыс. до н.э.
В 3 тысячелетии в малой Азии широко расселяются племена индоевропейской языковой группы. Первой развитой державой стало хеттское царство, завоеванное Ассирией во втором тысячелетии. После падения хеттского царства одним из наиболее значительных малоазиатских образований стало фригийское царство. В конце 2 тысячелетия они пытаются продвинуться на восток, но были остановлены Ассирией. В начале 1 тысячелетия фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Развивается земледелие, скотоводство, металлопромышленность и ремесло. Активно участвует в борьбе за восточное средиземноморье. Объединяется с другими малоазиатскими государствами против Ассирии. В 8 веке положении Фригии ухудшилось, из-за угрозы греков и кочевнических азиатских племен, многие союзники против Ассирии попали под ее власть, уже в 7 веке Фригия стала провинцией Ассирии, впоследствии ее территории перешли лидийскому царству, которое в начале 1 тысячелетия само находилось под властью Фригии, но выделилась в отдельное государство в момент упадка. 7-6 века при династии Мермандов Лидия переживала расцвет. Основой экономики было земледелие, добывалось золото, славились ткани и керамика, велась активная торговля. Господствующим классом были рабовладельцы, являлась монархией, опорой царя была армия. У Лидии была конница и колесничие войска, для сражений нередко нанимались наемники. Лидийское царство постоянно подвергалось нападкам кимарийцев, изначально правительство Лидии пыталось заручиться поддержкой Ассирии, но вскоре нашло себе новых союзников Вавилонию и Египет, мечтающих освободиться от власти Ассирии. вступив в антиассирийскую коалицию, Лидия вскоре была разгромлена киммерийцами. После падения Ассирии Лидия пыталась продвинуть свои границы на восток, что привело к ухудшению отношений с мидией. Позже Лидия вошла в состав перси.
У района озера ванн, в нале 1 тысячелетия начали объединяться урартские образования, против гнета Ассирии. Урартское государство долгое время не вело активной открытой борьбы с Ассирией, а продвигалось на север Закавказья, расширяя свои границы. В 8 веке Ванское царство вступило в гегемонию передней Азии. большую роль в стремительном развитии этого государства играла развитая экономика. Основой ее было земледелие и специализированные ремесла, существовали царские хозяйства, роль же храмовых была незначительной. Царство имело рабовладельческий строй, основной приток рабов из-за успешных военных действий, который был необходим для поддержки царских хозяйств. Свободные люди жили в общинах, верхушкой являлась военная и служилая знать. Армия была профессиональной и полностью находилась на царском довольствие. Основные цели правительства: обеспечить постоянный приток рабочей силы, борба за гегемонию в передней Азии, смирение покоренных народов. Ассирия предприняла первый поход в Урарту, но не смогла завоевать столицу. Ванское царство было главным соперником Ассирии, глядя на то, как активно развивается Урарту, Саргон 2 поспешил нанести военный удар, и разгромил Ванское царство. В начале 6 века, здесь образовалось древнеармянское царство, вошедшее в состав Персии.
11. Архитектура и пластика Египта и Месопотамии III тыс. до н. э.
МЕСОПОТАМИЯ
В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. С начала III тыс. до н.э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I тыс. до н.э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.
В XXIV – XXII вв. до н.э., когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада. На стеле царя той же династии Нарам-Суэна, увековечивающей победу над племенами луллубеев, он изображен в воинственной позе в момент поражения копьем врага. Там же представлены одиннадцать пленников.
В период III династии Ура в XXII – XXI в. до н.э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах.
ЕГИПЕТ
Огромные материальные и людские ресурсы долины Нила, политическое могущество египетской деспотии создавали необходимые условия для развития архитектуры и изобразительных искусств. Постепенно они стали использоваться как эффективные средства идеологического обоснования существующего строя, его государственности и системы духовных ценностей. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа. Уже с самых ранних времен существования государственности сформировались ведущие направления египетского искусства: реализация идеи беспредельного могущества богов, включая бога-фараона, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц или храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрастия, величия и всесокрушающей мощи.
Исходные принципы архитектуры формировались в разработке двух типов сооружений: монументальных гробниц богочеловеку-фараону как важнейшему объекту заупокойного культа и мест обитания самих богов – храмов. Разрабатывались два типа гробниц: надземные гробницы и скальные гробницы. Последние представляли из себя целые анфилады подземных помещений, длинных коридоров, погребальной камеры. Самой монументальной является скальная гробница Сети I. Что касается надземных пирамид, то примером таковой архитектуры служит монументальная ступенчатая пирамида для основателя III династии фараона Джосера.
Особого размаха достигло зодчество при фараонах XVII-XIX династий. Гигантские размеры храмов, органичная вписанность в окружающую местность, продуманность композиции и невиданная роскошь отделки потрясают человека. Пример: храмы в Луксоре и Карнаке, поминальный храм царицы Хатшепсут и колоссальный храм Рамсеса III.
Особым типом храмового комплекса стали храмы, вырубленные в толще скалы, - скальные храмы. К таковым относится заупокойный храм Рамсеса II.
Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Наглядное представление о них дают сохранившиеся остатки резиденции Эхнатона.
Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция.
12. Храмы – центры образования, науки и культов в Месопотамии
*Зиккурат – усеченная пирамида, шумерский храм.
Храмы Месопотамии играли огромную роль в духовной жизни людей. Являясь центрами религиозных культов и обрядов, они представляли из себя первые центры образования и древние хранилища научных знаний.
Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С их верхних этажей ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. Постепенно ими была установлена периодичность движения небесных светил. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. До нашего времени сохранились многочисленные таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами.
В V в. до н.э. существовали крупные астрономические школы в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. На это же время приходится деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Первый из них разработал систему определения лунных фаз, второй установил продолжительность солнечного года.
Сохранилось большое количество медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывихи и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были весьма смутные представления.
В период царствования Набонида в VI в. до н.э. во время раскопок в фундаментах обвалившихся храмовых зданий были обнаружены и прочитаны надписи III тыс. до н.э., а имена царей, встречающиеся в этих списках, были правильно размещены в хронологическом порядке. В одном из храмовых зданий города Ура археологи нашли музейную комнату, в которой были собраны предметы различных эпох, представляющие исторический интерес.
13. Законы Хамураппи
***Текст законов состоял из 282 статей законов и заключения. Во введении торжественно провозглашалась основная цель внутренней политики царя: утвердить справедливость и порядок, подчеркнуть божественность царской власти и её благодатность для народа. В заключении констатировались те ж е акты и перечислялись грозные проклятия тем, кто будет нарушать законы.
***Особо важное значение для понимания внутренней политики Хамураппи имеют сами статья законов. Все статьи можно разделить на несколько частей 1-5 посвящены проблемам осуществления правосудия, 6-25 –охране царской собственности, владений храмов, 26-41 – урегулирование имущественных отношений среди воинов, 42-50 – операциям с недвижимостью и возникающими правонарушениями. Целых 56 статей посвящены урегулированию различных торговых и коммерческих операций, 127-195 регулируют семейные отношения, 215-282 арендные отношения.
14. Хамураппи – юрист и общественный деятель.
***Наибольшие успехи в объединении всей Месопотамии и создании новой великой державы связаны с неутомимой деятельностью шестого царя Вавилонской династии Хамураппи.
***Для проведения своей политики Хамураппи избрал хитроумную стратегию союзов с одними государствами в борьбе против других. В самом начале правления он заключил союз с Ларсой, захватил города Урук и Исин и утвердился в самом центре Месопотамии, что позволило ему контролировать ситуацию во всей стране.
***Следующим этапом его политики стало завоевание южных областей, захваченных эламитами. Заключив союз с царем города Мари, Хамураппи обрушился на эламитов, изгнал их из пределов Шумера, присоединив Ларсу к своим владениям. Таким образом, Хамураппи удалось объединить Шумер и Аккад и восстановить единство всей Месопотамии.
***Располагая всеми ресурсами объединенной Месопотамии, Хамураппи не составило особого труда подчинить себе и Элам.
**Для придания прочности своему государству Хамураппи действовал в трёх направлениях: централизация власти в руках царя ; создание единой ирригационной системы; проведение взвешенной социальной политики.
***Централизация власти предполагала проведение различных мер: Местные династии прекратили своё существование. На уровне сельских поселений сохранялось местное общинное самоуправление, под контролем соответствующего наместника. Очень важное значение Хамураппи придавал организации судебной системы: во всей державе было введено единообразное судопроизводство.
***Была создана единая вавилонская армия, подчинявшаяся непосредственно царю, состоявшая из тяжеловооруженных воинов и легковооруженный бойцов.
***Экономическая политика была направлена на поощрение ирригационного высокодоходного земледелия.Особенно внимание уделялось восстановлению и расширению ирригационной системы. На всё население налагалась ирригационная повинность: на каждую общину, каждое поселение была возложена обязанность поддерживать в рабочем состоянии выделенные им участки местной ирригационной системы.
***Высокий уровень сельскохозяйственного производства обеспечивал Вавилонию большим количеством товарной продукции: зерна, фиников, кунжутного масла. В свою очередь, Вавилония нуждалась в металлах, строительном дереве и камне, но хорошие прдпосылки для разития торговых отношений с Эламом (медь), Сирией и Финикией обеспечивали необходимым.
***Социальная политика была направлена, с одной стороны, на сглаживание существующих конфликтов, а с другой – на поддержку тех социальных слоёв, на которые он мог опираться. Важной мерой урегулирования сложных социальных отношений в огромной державе было законодательное определение прав и обязанностей разных классов, вводилось единообразное разделение общества на всей территории державы: свободные полноправные граждане – авилум, свободные и неполноправные работники царских и храмовых хозяйств – мушкенум и класс рабов – вардум. Четкое определение закрепленных в законе прав и обязанностей каждого слоя, единообразие социальных отношений упорядочивало сложную структуру, позволяло царской власти эффективно контролировать общественную ситуацию.
15. Вавилонский мишарум.
- Мишарум (досл. «выравнивания») создал Самсу-илуна (ок. 1750 — 1712 гг. до н. э.), из 1 Вавилонской (аморейской) династии. Сын царя Хаммурапи. Это закон о «справедливости», этика и право Месопотамии.
- Поскольку население было неравноправное (аристократия, мушкенумы и т.д.) никакого Маата, как в Египте не могло быть (высший закон египетского общества в устной форме, истина, этическая концепция. «Не хорошо», если человек не живет по Маат, но осуждать его никто не будет, он должен сам понять это). Без законов нельзя обойтись.
- Шумеры вообще не знали этики (опять же, классы).
- В этом мишаруме разъяснялось, КАК будет жить народ. В зависимости от сословия разрабатывались законы.
- Царь - не божество (в отличие от Египетских мировоззрений). Хаммурапи просто получает законы от Шамаша, бога солнца и справедливости.
- Амориты выделили Мардука (Энлиля по-шумерски) – бога города Вавилона. И к началу 1 тыс. до н.э. вавилонские жрецы стали расширять его функции и в конце концов (по мере возвыщения самого Вавилона) он возвысился до царя богов, создателя мира, объединил функции основных богов Вавилонии.