Борьба за освобождение от монголо-татарского ига.
Объединение русских княжеств вокруг Москвы
Московские князья постепенно подчиняли себе различные русские княжества. Ключевым инструментом влияния Москвы стал финансовый. Второй сын Даниила Александровича, младший брат Юрия Даниловича, Иван I Данилович «Калита» (годы княжения 1325-1340) получил от хана право собирать дань с русских земель. Часть богатств Иван I оставлял в Москве (от чего и прозвище – «Калита», т.е. большая сумка для денег), благодаря чему смог усилить московскую дружину и укрепить московский Кремль.
Сын Иван Калиты Семен Иванович «Гордый» (годы княжения 1340-1353) продолжал политику лояльности к Орде, в частности, заставив Новгород платить дань в 1346 г., т.о. ещё сильнее укрепив ханское доверие к Москве. Это была одна из первых попыток Москвы подчинить себе Новгород (Семён Гордый официально именовался также князем Новгородским). При нём же проявился ещё один долгосрочный конфликт Москвы – 1341 г. произошло вооруженное столкновение с Великим княжество Литовским за Можайск.
Годы княжение Ивана II Ивановича «Красного» (1353-1359 г.), второго сына Ивана Калиты, младшего брата Семёна Гордого, ознаменовались борьбой с Литвой, а также с двумя новыми претендентами на центральное влияние на Руси – Рязанью и Нижним Новгородом. Однако, Москве удалось сохранить свои позиции и ханский ярлык на великое княжение.
При Дмитрии Ивановиче (позднее прозванном позднее «Донским» за победу на Куликовом поле), сыне Ивана II Красного, правившем в 1359-1389 гг., Москва была, с одной стороны, была готова бросить вызов Орде, а с другой, была вынуждена это сделать. В 1368 г. был построен каменный московский кремль (первое каменное оборонительное сооружение в Северо-восточной Руси в XIV в.).
Тем временем после короткого периода междоусобной борьбы в Орде («великой замятни», особенно интенсивной в 1357-1361г.) власть сосредоточил в своих руках Мамай (имевший в 1361-1380 гг. должности «беклярбека», т.е. своего рода премьер-министра и «туменбаши», т.е. генерала, поэтому в русских летописях именуемый «темником»), видевший в окрепшей Москве угрозу. В 1370 г. ярлык получает соперник Москвы тверской князь Михаил, но Дмитрий Иванович отказывается это признавать и даже прогоняет ордынского посла. В 1371 г. Мамай был вынужден пойти на попятную и даже уменьшить размер дани, но московско-ордынские отношения стремительно ухудшались. Дмитрий Иванович проводил самостоятельную политику в отношении других русских княжеств.
В 1374 г. состоялся Съезд русских князей в Переяславле-Залесском, на котором фактические оформилась антиордынская коалиция во главе с Москвой. В этом же году Москва перестала платить дань в Орду за себя и за другие русские земли. Столкновение становились неизбежным.
В 1376 г. Москва фактически подчинила себе Волжскую Булгарию – та стала платить таможенные пошлины русским наместникам. В 1377 г. состоялась неудачная битва на реке Пьяне в ходе русского похода на среднюю Волгу (в силу малой боеспособности расслабившихся воевод и воинов, по словам летописца – «на Пьяне пьяни… мед или пиво испиваху до пьяна без меры и ездят пьяни»). Русь ещё не была готова к активной внешней экспансии и не была отлажена дисциплина в войске. В 1378 г. в ответ русские войска серьёзное наносят поражение ордынцам на реке Воже. Обе стороны готовились к генеральной битве
Куликовская битва 1380 г.
Мамай заключил союз с великим князем Литовским Ягайло и готовился к вторжению на Русь. Дмитрий Иванович собрал под своими знамёнами воинов почти всех русских княжеств (не вошедших в Литву), за исключением Рязани и Новгорода.
8 сентября 1380 г. состоялся битва на Куликовом поле на берегу Дона. Благодаря грамотной стратегии (оперативные контрудары, использование засадного полка по тылу противника и т.д.), храбрости русских воинов и начавшейся панике в ордынском войске удалось одержать решительную победу.
Образование Русского Государства
Куликовская битва не привела молниеносно к окончательному освобождение от ига. В 1382 г. хан Тохтамыш сжёг Москву и она вновь вынуждена была платить дань. Но московские князья передавали престол по наследству, не осматриваясь на волю хана и, в целом, Москва стала проводить самостоятельную политику. Доказательством усиления Москвы к концу XIV в. служит то, что в 1395 г. великий эмир Тамерлан (завоеватель Индии, Персии и множества иных земель) не решился её атаковать и, простояв несколько недель на приграничье, ушёл в степь.
Василий I Дмитриевич (княжение - 1389-1425 гг.), сын Дмитрия Донскоговпервые провозгласил себя великими князем московским (а не владимирским). Стремился (не всегда удачно) к налаживанию отношений с Литвой (даже путём уступок, например, Смоленска в 1395 г.) и сохранению внешнего мира для интенсификации внутреннего экономического развития. При нём начался приток русской аристократии и купечества из Великого Княжества Литовского, недовольных усилением польского-католического влияния в ВКЛ, что обеспечивало Московское Государство ценными кадрами. Формально (хотя и с перебоями) выплачивая дань Орде, фактически прекратил с ней вассальные отношения, не посылал туда послов и сам не ездил «на поклон». Продолжал политику присоединения новых земель (в частности, в 1392 г. выкуплен ярлык на Нижний Новгород, важный торговый и политический центр). С другими самостоятельными русскими князьями (тверским и рязанским) удалось установить партнёрским отношения. Во внутренней политике усилилась личная власть великого князя (в частности, судебная, изъятая у местных бояр) и слабели позиции удельных князей, вассалов великого князя, что постепенно вело к росту их недовольства.