Процедура запроса ценовых предложений: сущность, механизм реализации

Процедура запроса ценовых предложений - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой конкурентный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, победителем которого признается участник, предложивший наименьшую цену предложения.

Процедура запроса ценовых предложений применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в том числе товаров (работ, услуг) согласно перечням для применения электронных аукционов и биржевых торгов, а также в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты.

Данная процедура очень похожа на проведение конкурса, но у организатора не возникает никаких обязанностей перед участниками, и форма представления предложений зачастую существенно менее формализована. Заказчик не разрабатывает конкурсную документацию, а направляет запрос. В запросе предложений заказчик может ограничиться описанием ожидаемого от поставщика результата или же сформулировать общие спецификации закупаемых товаров. При проведении запроса предложений обеспечивается значительное сокращение сроков проведения закупки по сравнению с конкурсными процедурами.

Данная процедура применяется и в тех случаях, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения, и он хочет запросить варианты решения своей проблемы у поставщиков. Запрос ценовых предложений является основным способом закупки услуг.

Процедура закупки из одного источника: сущность, механизм реализации

Закупка из одного источника (свободный заказ, прямые закупки) – процедура закупки, при которой заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю). По сути, этот способ закупки представляет собой прямую выдачу контракта. Возможность применения процедуры закупки из одного источника при стоимости закупки равной или выше 50 базовых величин делает ее альтернативой всем другим процедурам, однако законодатеьство четко определяет области ее применения. Закупка из одного источника возможна только в строго определенных случаях:

· возникла срочная потребность в определенных товарах (работах, услугах), закупка которых не была предусмотрена планом;

· при дополнительных закупках товаров, работ или услуг с целью стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами);

· в случаях, когда конкурс или процедура запроса ценовых предложений признаны несостоявшимися (поступило одно конкурсное предложение или участник отказался от заключения договора) и комиссией рекомендовано применение процедуры закупки из одного источника;

· выбор поставщика при проведении конкурса (запроса ценовых предложений) осуществлен не по всем лотам предмета закупки и повторное их проведение является нецелесообразным. При проведении процедуры закупки из одного источника решение заказчика о выборе поставщика подлежит согласованию с руководителем заказчика.

· По результатам процедуры закупки из одного источника заказчик дополняет задание на закупку следующей информацией:

· наименование выбранного поставщика, с которым заключен договор, сведения о цене этого договора или информация о принятии иного решения по результатам процедуры закупки;

· информация о поступивших жалобах и результатах их рассмотрения, если это имело место.

· Задание, дополненное сведениями, подписывается лицом, уполномоченным на проведение процедуры закупки, и руководителем заказчика или индивидуальным предпринимателем.

Достаточно часто заказ на закупку товаров содержит несколько десятков наименований закупаемой продукции, в том числе – и разнородной. При размещении подобного заказа заказчик может использовать механизм лотовой закупки или частичной поставки.

Биржевые торги

Порядок осуществления в Республике Беларусь закупок товаров на биржевых торгах, кроме Закона и Типовых правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах», регулируется также и локальными нормативными правовыми актами самой товарной биржи, обязательными для соблюдения всеми участниками биржевой торговли. К наиболее важным из них относятся, в частности, Правила биржевой торговли и Регламенты биржевых торгов по секциям биржи, которые детально регламентируют весь процесс осуществления биржевой торговли с момента аккредитации участника биржевых торгов на товарной бирже и подачи им заявки на участие в биржевых торгах до момента окончания исполнения обязательств по биржевой сделке.

Для получения права на участие в биржевых торгах субъекту хозяйствования необходимо пройти аккредитацию на бирже либо заключить договор с биржевым брокером, поручив последнему совершение на биржевых торгах сделок в своих интересах.

Для участия в биржевых торгах продавцу или покупателю необходимо в сроки и в порядке, установленные Регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, подать на биржу заявку соответственно на продажу или покупку биржевого товара. Подача заявок производится в зависимости от вида товара одним из следующих способов:

· путем размещения заявки в базе данных Торговой системы биржи через сеть Интернет с использованием базового клиентского программного модуля подачи заявок;

· путем подачи заявки на продажу в виде Excel-файла по электронной почте.

Принятые биржей заявки на продажу и покупку биржевого товара включаются в соответствующие реестры заявок в биржевой торговой системе, а также размещаются на официальном интернет-сайте биржи. При аккредитации биржей выдаются каждому участнику биржевой торговли уникальные параметры доступа в торговую систему, которые идентифицируют данного участника при входе в торговую систему и совершении операций в ходе биржевых торгов.

Биржевые торги проводятся преимущественно в электронной форме в информационной торговой системе биржи с автоматизированных рабочих мест, находящихся в торговых залах биржи, в том числе ее областных филиалов.

Одним из основных принципов биржевой торговли при заключении и исполнении биржевых договоров является неизменность наименования, количества товара (кроме случаев его уменьшения), а также цены товара по биржевой сделке в течение всего срока ее исполнения.

Биржевой договор, все дополнительные соглашения об изменении и дополнении такого договора подлежат обязательной регистрации на товарной бирже и в соответствии с нормами Закона и ГК считаются заключенными только с момента такой регистрации.

Наши рекомендации