Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.
В современных условиях Российской Федерации общефедеральное регулирование ограничивается констатацией того, что республики в составе Российской Федерации, края, области и другие субъекты РФ являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических, отношений (связей). Это положение Федеративного договора не перенесено в новую Конституцию, но оно и не противоречит ей, поскольку в п. "о" ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению РФ и ее субъектов отнесена "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Следовательно, Конституция исходит из признания международной деятельности субъектов РФ, но не конкретизирует формы этой деятельности, относя соответствующую регламентацию к компетенции самих субъектов в пределах их самостоятельных полномочий. Для нормативной унификаций принципиальных вопросов предусмотрен Федеральный закон "О координации международных и внешнеполитических связей субъектов Российской Федерации". В ряде договоров наряду с закреплением права самостоятельного участия в международных и внешнеэкономических связях содержится более конкретная (ориентированная) характеристика договорной деятельности республик, областей, краев: фиксируется право в процессе осуществления таких связей заключать "соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств". Именно такая унифицированная формулировка включена в договоры Федерации с Чувашской Республикой (ст. 10), Свердловской областью (ст. 13), Алтайским краем (ст. 13), Сахалинской областью (ст. 14), городом федерального значения Санкт-Петербургом (ст. 16) и другими субъектами РФ.
Можно предположить, что равноуровневые договорные отношения — с членами (субъектами) зарубежных федераций, а также с административно-территориальными единицами унитарных стран — будут более распространенными, перспективными, чем с иностранными государствами непосредственно.
Самостоятельный аспект международно-правового статуса субъектов РФ — их участие в заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации. Конституция РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов выполнение международных договоров РФ. Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" (ч. 3 ст. 32) органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ. В ст. 4 этого Закона подробно регламентируется участие субъектов РФ в заключении договоров РФ, затрагивающих их полномочия. Имеется в виду прежде всего согласование соответствующих вопросов с органами государственной власти заинтересованных субъектов. При этом разграничиваются вопросы, относящиеся к ведению субъектов, и договоры, затрагивающие полномочия субъектов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако конкретные процедуры согласования не предусматривают применительно к первому случаю такой регламентации, при которой получение согласия заинтересованного субъекта квалифицировалось бы как необходимая предпосылка разработки и подписания международного договора РФ, а ведь речь идет о сфере, в которой по ст. 73 Конституции субъекты РФ "обладают всей полнотой государственной власти".
Таким образом, международные отношения (связи) субъектов РФ не только зафиксированы в их законодательстве, но и признаны на федеральном уровне.
Признание государств.
Как только появляется новое государство на повестку дня всегда встают два вопроса:
1. о признании этого государства как субъекта международного права
2. о правопреемстве
Способы образования государств:
1. смена исторического типа (формации) [Российская империя -> РСФСР]
2. в результате освобождения от колониальной зависимости
3. в результате территориальных изменений:
1) отделение части
2) распад
3) объединение
Понятие и теории признания
ПРИЗНАНИЕ – государства (государство) признают новые государства как юридическое лицо (субъект международного права) со всеми правами и обязанностями, вытекающими из международного права
Институт регламентирован, в основном, международными обычаями, сложившимися в практике применения.
Теории признания:
1. декларативная – новые государства становятся субъектами международного права с момента своего возникновения (его никто не наделяет международной правосубъектностью) [её придерживаются отечественные учёные]
2. конститутивная – новое государство становится субъектом международного права только после признания его со стороны других государств
Признание, согласно декларативной теории, не влияет на правосубъектность, оно влияет только на характер и объём отношений, возникающими между вновь образованным государством и уже существующими. Без признания такому субъекту трудно реализовать свою международную правосубъектность.
Виды признания
Характер и объём правосубъектности определяется формой признания, которых существует две:
1. юридическое признание:
1) де-юре (полное признание с установлением дипломатических отношений)
2) де-факто (просто сказали – признаём, но без установления дипломатических отношений)
2. фактическое признание