СМК как «четвертая» власть
Формы сосуществования государства и средств массовой коммуникации
СМК и власть. Свобода и контроль в СМК. Цензура. Законодательная власть и пресса. Судебная власть и пресса. Нормативные теории: типология взаимоотношений СМК и государства. Тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. Социальное меньшинство. Формы актуализации мнений меньшинства. Понятие информационной безопасности.
http://evartist.narod.ru/text/62.htm - Засурский
http://evartist.narod.ru/text11/42.htm - Вартанова
Федотова
Теоретическая модель СМК:
1. СМК распространяют информацию так, чтоб она была максимально доступна аудиториям (либо благодаря развитой и насыщенной информационной инфраструктуре, либо благодаря финансовой доступности использования определенного СМК). Потребление сообщений газет, радио и телевидения превращается в повседневное времяпрепровождение большей части современного общества, исходя из этого, мы относим к системе СМК прессу, Интернет, радио и телевидение. Ни книги, ни кино не могут соперничать с ними по частоте обращения.
2. Информация адресуется большим массивам разрозненной и анонимной для источника Аудитории.
3. Система функционирует слаженно и четко, подчиняясь основным законам бизнеса, имея свои социальные и коммерческие цели, с максимальным разделением труда. И сам продукт в целях уменьшения себестоимости подчиняется требованиям стандартизации.
4. Источником информации является не личность, а формальная организация со своими (различными для разных информационных источников) стандартами качества продукции и профессиональными требованиями к работникам. Существенной особенностью органов массовой коммуникации является то, что они выступают в качестве центров, сначала аккумулирующих информацию, затем ее сортирующих и распространяющих. С появлением Интернета ... мы стоим на пороге совершенно новой эпохи, характеризующейся бесконечнымчислом независимых центров аккумуляции и распространения информации.
5. Производство информации в системе сложно технологически, оно включает создание, отбор, переработку и распределение сообщений, что существенно влияет на скорость выхода конечного продукта. Естественно, нельзя упустить соответствие выпускаемого материала множеству сводов законов (Конституция РФ, Закон «О СМИ», «О рекламе», «Об авторском праве» и т.п.), в которых существует много ограничений.
6. Для Аудитории СМК характерна черта, которую можно определить как устойчивость, регулярность отношений с прессой, с помощью которых они получают необходимую информацию. Как пример таких отношений: подписки на печатную продукцию, приобретение радио- и телеприемников.
7. Взаимоотношения результата информационного производства — готового продукта — и потребителя подчиняются законам рынка, товар - деньги.
СМК как «четвертая» власть
СМК выступает в двуединой роли: как институт, участвующий в процессе формирования целей развития общества, и как механизм их актуализации. Устойчивость социального организма исторически поддерживалась сочетанием регулируемых обществом правил (писаных и неписаных законов), которые предусматривают, что можно делать и чего делать нельзя. Пока эти модели были традиционны, с ними «справлялись»- традиционные механизмы (миф, авторитет, социальный остракизм, социальная изоляция, церковная анафема, канонизация). На историческом пути развития, когда разнообразие моделей поведения, мышления, мнения стало прирастать лавинообразно, «пропускная способность» традиционных каналов стала бы тормозом, если бы к этому времени человеческое сообщество не приступило к созданию системы СМК. СМК также выполняют функцию адаптации индивидуального сознания для его существования в социальных координатах.
Таким образом, СМК репрезентируют своей Аудитории альтернативы социально-экономического развития. Предоставляя трибуну разным точкам зрения, СМК актуализируют последние, не востребованные законодательной и исполнительной властью. Именно поэтому СМК называют «четвертой властью».
Так же, пресса функционирует, выступая в качестве своеобразного контроля, критики текущей политики исполнительных и законодательных структур, когда государство оказывается предметом журналистского расследования. Последнее обстоятельство чаще других отмечается как признак «властной» принадлежности СМК. «Свободная » журналистика аккумулирует общественное мнение, концентрирует и уплотняет его, служит трибуной, информирует, а стало быть, и формирует его, выступает от его имени. Сила журналистики — в мощи сформированного и стоящего за ней общественного мнения.