СМК как «четвертая» власть

Формы сосуществования государства и средств массовой коммуникации

СМК и власть. Свобода и контроль в СМК. Цензура. Законодательная власть и пресса. Судебная власть и пресса. Нормативные теории: типология взаимоотношений СМК и государства. Тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности. Социальное меньшинство. Формы актуализации мнений меньшинства. Понятие информационной безопасности.

http://evartist.narod.ru/text/62.htm - Засурский

http://evartist.narod.ru/text11/42.htm - Вартанова

Федотова

Теоретическая модель СМК:

1. СМК распространяют информацию так, чтоб она была максимально доступна аудиториям (либо благодаря развитой и насыщенной информационной инфра­структуре, либо благодаря финансовой доступности использования определенного СМК). Потребление сообщений газет, радио и телевидения превращается в повседневное времяпрепровождение большей части современного общества, исхо­дя из этого, мы относим к системе СМК прессу, Интернет, радио и телевидение. Ни книги, ни кино не могут соперничать с ними по частоте обращения.

2. Информация адресуется большим массивам разрозненной и ано­нимной для источника Аудитории.

3. Система функционирует слаженно и четко, подчиняясь основным законам бизнеса, имея свои социальные и коммерческие цели, с максимальным разделением труда. И сам продукт в це­лях уменьшения себестоимости подчиняется требованиям стан­дартизации.

4. Источником информации является не личность, а фор­мальная организация со своими (различными для разных инфор­мационных источников) стандартами качества продукции и про­фессиональными требованиями к работникам. Существенной особенностью орга­нов массовой коммуникации является то, что они выступают в качестве цент­ров, сначала аккумулирующих информацию, затем ее сортирую­щих и распространяющих. С появлением Интернета ... мы стоим на пороге совершенно новой эпохи, характеризующейся бесконечнымчислом независимых центров аккумуляции и распространения информации.

5. Производство информации в системе сложно технологически, оно включает создание, отбор, переработку и распределение со­общений, что существенно влияет на скорость выхода конечного продукта. Естественно, нельзя упустить соответствие выпускаемого материала множеству сводов законов (Конституция РФ, Закон «О СМИ», «О рекламе», «Об авторском праве» и т.п.), в которых существует много ограничений.

6. Для Аудитории СМК характерна черта, которую можно опреде­лить как устойчивость, регулярность отношений с прессой, с помощью которых они получают необходимую информацию. Как пример таких отношений: подписки на печатную продукцию, приобретение радио- и теле­приемников.

7. Взаимоотношения результата информационного производства — готового продукта — и потребителя подчиняются законам рын­ка, товар - деньги.

СМК как «четвертая» власть

СМК выступает в двуединой роли: как институт, участвующий в процессе формирования целей развития об­щества, и как механизм их актуализации. Устойчивость социального организма исторически поддерживалась сочетанием регулируемых обществом правил (писаных и неписаных законов), которые преду­сматривают, что можно делать и чего делать нельзя. Пока эти модели были традиционны, с ними «справлялись»- тради­ционные механизмы (миф, авторитет, социальный остракизм, со­циальная изоляция, церковная анафема, канонизация). На историческом пути развития, когда разнообразие моделей поведения, мышления, мнения стало прирастать лавинообразно, «пропускная способность» традиционных каналов стала бы тормозом, если бы к этому вре­мени человеческое сообщество не приступило к созданию системы СМК. СМК также выполняют функцию адаптации индивидуального сознания для его существования в социальных координатах.

Таким образом, СМК репрезентируют своей Аудитории альтернативы социально-экономического развития. Предоставляя трибуну разным точкам зрения, СМК актуализируют последние, не востребован­ные законодательной и исполнительной властью. Именно поэтому СМК называют «четвертой властью».

Так же, пресса функционирует, выступая в качестве своеобразного контро­ля, критики текущей политики исполнительных и законодательных структур, когда государство оказывается предметом журналистского расследования. Последнее обстоятельство чаще других отмечается как признак «властной» принадлежности СМК. «Свободная » журналистика аккумулирует общественное мнение, концентрирует и уплотняет его, служит трибуной, информирует, а ста­ло быть, и формирует его, выступает от его имени. Сила журналис­тики — в мощи сформированного и стоящего за ней общественного мнения.

Наши рекомендации