Вопрос 38. Понятие конфликта интересов на государственной службе и механизмы его урегулирования

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральными законами от 25.12 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда их правам и законным интересам.

Законодательством Российской Федерации установлена обязанность государственного служащего в письменной форме уведомить представителя нанимателя и своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов. Определение степени своей личной заинтересованности остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения государственным служащим деяния, содержащего признаки административ­ного правонарушения или состава преступления, руководитель государственного органа решает вопрос о проведении служебной проверки и применении дисциплинарного взыскания, либо информация передается в правоохранительные органы по подведомственности.

Личная заинтересованность гражданского служащего – возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего и его родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер; братьев, сестер, родителей и детей супругов; супругов детей), для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами, т.е. лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Ситуации, в которых вероятно возникновение конфликта интересов:

· выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

· выполнение иной оплачиваемой работы;

· владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

· получение подарков и услуг;

· имущественные обязательства и судебные разбирательства;

· взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

· нарушение установленных для государственных служащих запретов.

Способы борьбы с конфликтом интересов:

· Превентивный метод. Предотвращение возникновения конфликта интересов — самый эффективный способ борьбы с данным проявление коррупции. Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании.

· Раскрытие информации. Государственные служащие обязаны регулярно декларировать свое имущество и доходы. Это позволяет выявить и предотвратить возникновение конфликта интересов.

· Добровольный отказ от участия. Добровольный отказ от участия в процессе принятия решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. К такому действию могут побудить общеэтические соображения, профессиональная этика, прописанный законодательный акт (устав).

· Мониторинг со стороны антикоррупционных организаций и коллегиальных органов. В системе государственной службы существует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Параллельно существуют независимые антикоррупционные организации, представляющие интересы общества и отслеживающие возникновение конфликта интересов.

Примеры:

Чаще всего конфликт интересов возникает, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций, государственных контрактов игрантов и т. д. имеет какие-либо отношения с компанией или организацией, которая является одним из претендентов на получение этих средств в случаях распределения государственных средств на конкурсной основе. Особенно высока вероятность возникновения конфликта интересов, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении средств, одновременно являются руководителями компаний или общественных организаций, претендующих на финансирование.

Наши рекомендации