З. Противоречия и трудности 1970-х гг.
Прежде всего, необходимо охарактеризовать общественно-политическую жизнь в республике в 70-80-е годы. Период 70-х - первой половины 80-ых годов характеризуется как период застоя и бюрократизма, следует обратить внимание на то, что реальные рычаги власти все в большей мере сосредотачивались в руках партийно-государственного аппарата. Приверженность к шаблонам и стереотипам привели к закостенению и формализации демократических институтов. Процесс огосударствления распространился и на профсоюзы, комсомол и общественные организации, то есть происходило сращивание общественных организаций с партийно-государственным аппаратом, который свел на нет их самодеятельное начало.
Раскрывая данный вопрос, необходимо обратить внимание на решение национального вопроса. Конституция 1978 г. была попыткой учесть особенности республики. По сути Конституция Каз.ССР лишь дублировала декларативные положения Конституции СССР. Вместе с тем проявились негативные тенденции в области национальных отношений.
Показателем может служить то, что за 70-е 80-е годы в республике не было принято ни одного постановления об улучшении изучения родного языка в школах. Игнорированием интересов казахского народа явилось и решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, – что в свою очередь вызвало недовольство молодежи Целинограда (Акмолы), которые утром 16 июня 1979 г. вышли на демонстрацию с транспарантами «Казахстан неделим» и «Нет немецкой автономии».
Характерная для данного периода обстановка разрыва между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнениями привели к апатии и безразличию.
Неудачи реформ 1956-1965 гг. отсутствие ощутимых результатов породили неверие в провозглашенные цели и намерения.
В политической жизни утвердилась идеологическая нетерпимость и воинствующий догматизм. Реальная власть во всех сферах общества перешла к партийному аппарату, который подменял собой советские и хозяйственные органы.
Решение национального вопроса декларировалось в официальных документах. Преувеличение достижений в решении национального вопроса вытекало из концепции «развитого социализма».
Изменение политической ситуации в СССР существенно сузило возможности экономических реформ, а затем и вовсе привело к их свертыванию. Положение усугублялось ведомственной разобщенностью, бюрократическими проволочками. Обратите внимание на то, что на долю Казахстана к началу 80-х годов приходилось всего 3 % внедряемых в СССР научно-технических новшеств. Характерным для промышленности является ориентировка на одностороннюю сырьевую направленность. Около 60 % потребляемых непродовольственных товаров завозилось. Не получило должного развития и машиностроение. Удельный вес его продукции в промышленности составлял 17 % против 27 % в целом по стране.
Что касается сельского хозяйства, то здесь прослеживается отчуждение крестьянства от результатов труда. Принятая в 1982 г. продовольственная программа результатов не дала. Как и прежде, программа была разработана в рамках устаревшей системы управления и не затрагивала интересов крестьянства. В результате неэквивалентного экономического обмена между городом и деревней после безвозмездного изъятия средств из сельского хозяйства, усиливался ведомственный диктат. Цены для аграрного сектора за 1965-1985 гг. поднялись в 2-5 раза, а закупочные цены на сельхозпродукцию, сдаваемую, государству возросли, только в 2 раза.
Нужно обратить внимание на то, что из-за недостатка транспортных средств, элеваторов, хранилищ, перерабатывающих предприятий, плохих дорог потери сельскохозяйственной продукции составляли более 20-40 %.
Делая вывод можно сказать, что в экономике республики проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Прежде всего, это укоренение командно-административных методов управления, господство государственной формы собственности, что привело к отчуждению работников производства по отношению к средствам производства. Система оплаты труда не была увязана с его результатами. Основы хозяйственной жизни определялись директивами ведомств, которые лишали предприятия самостоятельности и инициативы. Все это усугублялось в республике диктатом Центра и привело к кризисному состоянию экономики.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике, охватила и социальную сферу. В 1985 г. рубль равнялся 54 копейкам в сравнении с рублем 60-х годов. Это в свою очередь привело к повышению цен на многие продукты и товары. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемый период предпринимались меры по улучшению жилищного положения в республике.
Но по сравнению с развитыми капиталистическими странами наблюдалось существенное отставание по ряду показателей – оплате труда, уровню бытового обслуживания, обеспеченности жильем, качеству питания, развитию здравоохранения и так далее.
Следует отметить, что на здоровье людей, их образу жизни оказывало состояние окружающей среды. Сложная экологическая ситуация сложилась в районе Аральского моря. Неразумное потребление вод Амударьи и Сырдарьи привело к исчезновению Арала. Увеличилась инфекционная заболеваемость и детская смертность в Приаралье.
Не менее тревожная ситуация сложилась в районе Семипалатинского полигона. Города и рабочие поселки с предприятиями цветной металлургии и химическими производствами, также оказались в сложных экологических условиях.
Повышение жизненного уровня людей производилось за счет опережающего роста денежных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг, что привело к тотальному дефициту.
Страна в целом находилась в глубоком кризисе, что требовало глобальных перемен. Война унесла значительную часть интеллигенции, специалистов, затормозилось развитие учреждений культуры, школ и других учебных заведений, их материальная база нуждалась в пополнении и укреплении. Сказывались общие для всей страны беды и специфические, порожденные местными условиями жизни, трудности.