Глава 1. идеи правосудия в законодательстве прежних эпох

Кафедра международной защиты прав человека

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ О ПРАВОСУДИИ

Реферат по истории науки

Таянковой Екатерины Игоревны

Пермь 2016

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. ИДЕИ ПРАВОСУДИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПРЕЖНИХ ЭПОХ 4

Глава 2. ДОКТРИНАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИДЕЙ ПРАВОСУДИЯ……………………………………………………….13

Глава 3. ДОКТРИНЫ ПРАВА И ПРАВОСУДИЯ В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ……………………………………………………...…………17

Заключение……………………………………………………………30

Библиографический список. 32


Введение

Идея правосудия, как метод справедливого и надлежащего разрешения споров компетентными судами в рамках установленных процедур, возникла много веков назад.

Идеи правосудия не оставляли равнодушными многих представителей научного общества, в частности таких философов, как Конфуций, Платон Аристотель; политических деятелей, как Н. Макиавелли, Дж. Локк и другие.

Идеалы правосудия воспеты в народных легендах и песнях и отражены в работах великих писателей прошлого. Все они в той или иной мере получили развитие в современных концепциях правосудия. Прослеживая их влияние, можно раскрыть общие и особенные черты действующих моделей правосудия, в том числе российской модели.

Существует множество точек зрения, относительно понятия правосудия и все они рознятся в зависимости от религиозных традиций права, временного исторического периода.

Мной был исследован процесс возникновения и развития идей правосудия в разных цивилизациях и исторических эпохах. В частности, этапы его становления; доктринальные обоснования идеи правосудия. Такое исследование дает возможность более полно раскрыть те задачи и функции, которые возложены на суды в современном мире.

При изучении данной темы был в полной мере разобран теоретический материал, задействованы мнения известных представителей научного сообщества, представлено множество нормативно-правовых актов.

Реферативная работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ИДЕИ ПРАВОСУДИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПРЕЖНИХ ЭПОХ

Идеи правосудия можно найти во многих исторических источниках: в Ригведе (древний священный текст индоарийских народов), в Авесте (книга пророчеств и проповедей древнеиранского пророка Заратустры), в Библии (собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве), Коране (книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии, мусульманских мифов и норм права), других священных писаниях[1].

Идеи правосудия обосновывали великие мыслители прошлого: Конфуций (древний мыслитель и философ Китая, основатель конфуцианства), Платон (древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основал Академию), Аристотель (древнегреческий философ, основал перипатетическую школу), Блаженный Августин (христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, один из Отцов христианской церкви), Фома Аквинский (итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма), Ибн Халдун (арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель), Н. Макиавелли (итальянский мыслитель, философ, политический деятель, сторонник сильной государственной власти), Э. Роттердамский (крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов»), Т. Гоббс (английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета), Дж. Локк (английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, способствовал распространению сенсуализма, его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии), Ш. Монтескье (французский писатель, правовед и философ, сторонник натуралистического подхода в изучении общества, разработал доктрину о разделении властей), Вольтер (один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века), И. Кант (немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма), Г. Гегель (немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии).

Мечты и мольбы о правосудии звучали во многих литературных произведениях древности: в «Книге песен» Конфуция, древнеиндийских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата», каноническом собрании древнеяпонской поэзии "Маньесю", стихах исламских поэтов А. Фирдоуси и А.-М. Санайи, М. Джами и А. Навои, своде скандинавских саг «Круг земной», других великих памятниках литературы.

Воплотить эти требования, идеи и мечты стремились многие правители древности.

Согласно преданию, одним из первых, идеи правосудия рассмотрел легендарный правитель древнего Китая Шунь (китайский император, согласно преданиям живший в XXIII веке до н. э., считается последним из «Пяти Древних Императоров»). Как описано в «Книге истории» Конфуция, Шунь провел ряд реформ, в том числе в сфере уголовных наказаний. Вместо пяти самых тяжких наказаний (смертной казни, отрубания конечностей и т.д.) стали применяться ссылка, удары плетью и палкой, денежная компенсация по тем преступлениям, в которых мог быть исчислен ущерб. Лица, совершившие малозначительные преступления подлежали помилованию, а лица, которые совершали преступления умышленно и многократно, подвергались смертной казни[2].

Этому примеру последовал царь древнекитайской династии Цин Дао-гун, который установил особый порядок ведения дел, стал отбирать на службу только «мудрых и добронравных», «закончил рассмотрение старых судебных дел, помиловал находящихся в заключении, освободил от наказания лиц, вина которых вызывала сомнения, выдвинул лиц, совершивших многочисленные добродетельные поступки, распространил милости на вдов и вдовцов, возвысил давно отстраненных от должностей, поддержал старых и малых, оказал помощь сиротам и калека»[3].

В XI–XII вв. сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи, раздела семейного имущества. В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют каждая в определенных географических районах. Школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара – в других штатах Индии и Пакистане[4].

Древнейшими законами Индии, которые поставили цель утверждения подлинных начал правосудия, стали Законы Ману (социологический, политический и исторический памятник древнеиндийской литературы), разработанные в VI - V вв. до н.э. В завершенном виде Законы Ману появились примерно во II в. до н.э. В них особое значение придавалось порядку рассмотрения судебных дел[5]. Чтобы избежать ошибок, судьи должны были руководствоваться правилами судопроизводства при изучении предмета иска, опросе свидетелей, исследовании места, времени и обстоятельств дел.

Нормы, обеспечивающие подлинные начала правосудия, закреплены в эдиктах индийского царя Ашоки (правитель империи Мауриев с 273 по 232 год до н. э.), изданных в 250 - 240-х гг. до н.э. Призывая судей следовать учению Будды, Ашока требовал от них беспристрастной работы, терпения и отсутствие гнева, судьям было необходимо исполнять функции надлежащим образом. Ашока требовал, чтобы судьи рассматривали прошения и отправляли правосудие уверенно и бесстрашно, единообразно применяя закон и наказания. Вместе с тем он постоянно призывал к милосердию и прощению тех, кого можно простить. Такие меры, по мнению Ашоки, должны были укрепить в народе приверженность к дхамме, самоконтроль и великодушие, вселить в него чувства доброты, щедрости, правдивости, чистоты, мягкости и доброжелательности[6].

В христианском мире первым актом, призывавшим к подлинному правосудию, стал Кодекс Юстиниана, составленный в 529 - 534 гг. В соответствии с кодексом, судей называли жрецами, так как они заботились о правосудии, возвещали понятия доброго и справедливого, отделяли справедливое от несправедливого, отличали дозволенное от недозволенного, желали, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами[7].

После темных веков Средневековья одной из основных целей Карла Великого (король лангобардов с 774 года, герцог Баварии c 788 года, император Запада с 800 года) стало возрождение подлинных начал правосудия. В «Аахенском капитулярии» он выдвинул идею жизни, согласно правовому закону. С этой целью он повелел исследовать, какие законы не соответствовали праву и справедливости, и обещал внести в их тексты необходимые изменения. Он настойчиво призывал и к соблюдению правосудия, и в частности считал, что светские лица и миряне должны пользоваться правильно, без лукового обмана, законами[8].

Книга Суда - первый английский свод законов короля Альфреда Великого (король Уэссекса в 871—899 годах / 901 годах). Данный документ, содержал наставления о том, что судьям необходимо судить очень ровно, не приговаривать одного приговора богатому, а другого – бедному[9].

Еще более полно требования справедливого правосудия отражены в Законах датского короля Кнута (король Дании, Англии и Норвегии, владетель Шлезвига и Померании из династии Кнутлингов), завоевавшего Англию в 1017 г. Так, король повелевал, чтобы вводились хорошие законы и усердно уничтожалось всякое беззаконие, и чтобы всякая несправедливость выкорчевывалась и искоренялась, как только возможно. Каждый, бедный и богатый, находился под защитой народного права, и судились по справедливости[10].

Призыв к подлинному правосудию содержался и в Великой хартии вольностей 1215 г.( политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии). Она требовала, чтобы ни один свободный человек не был арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, подвергнут нападению нашему либо по приказу нашему иначе, как по законному приговору равных с ним лиц и по закону страны, чтобы за мзду никто не добивался права и справедливости и никому не отказывали в них и не затягивали в их признании[11].

Особого внимания заслуживает удивительный по глубине содержания, но, как ни странно, малоизвестный памятник русского права второй половины XIII в. - Мерило праведное, в котором содержались наставления судьям, нормы канонического и светского права[12].

По убеждению составителей данного источника права, Русскую землю могли спасти только возрождение христианских заповедей и утверждение подлинных начал правосудия. Свою книгу они составляли как «известие истинное, свет уму, око слову, зерцало совести, тьме светило, слепому помощь, как ум премудрый и сокровенный разум»[13]. Обращаясь к судьям, Мерило праведное подкрепляло свои указания и наставления стихами Ветхого Завета и Евангелия, назиданиями святых отцов православной церкви, повелениями византийских императоров и русских князей. Корнем всему, наставляли авторы Мерила праведного, является Закон Божий: «Он для всех, кто знает Слово, как город, защищенный стеной»[14].

С тех же позиций обосновывал критерии правосудия Полный свод статутов польского короля Казимира III Великого (XIV в.). Считалось, что в судебных делах у справедливых судей нельзя было ничего добиться обманом, нельзя было опрокинуть правосудие за плату. Судьи должны были выносить справедливый приговор, имея перед глазами при его обдумывании и составлении самого Бога, они не должны были быть расточителями своей чести и ее гонителями, причиняя ущерб какой-либо стороне против своей совести и справедливости, из лицеприятия или за подарки[15].

Наиболее полно правовые средства укрепления правосудия были закреплены в одном из самых ярких законодательных актов средневековой Англии - Ордонансе о судьях, изданном королем Эдуардом III в 1346 г. В частности, он устанавливал общий принцип равенства всех перед судом, в соответствии с которым судьи должны были обеспечивать осуществление закона и прав для всех подданных, в равной мере богатых и бедных, независимо от личности, и не должны были нарушать их права из-за каких-либо писем или распоряжений[16].

В этом документе, кроме того, был закреплен ряд гарантий равенства сторон, направленных прежде всего против коррумпированных судей. Судьи давали присягу в том, что отныне и в течение того времени, пока они исполняют должность судьи, они не будут принимать ни денежного вознаграждения, ни одежды от кого бы то ни было, кроме нас самих, и что они никоим образом не будут принимать от людей, дела которых должны ими рассматриваться, никаких подарков или взяток, ни сами лично, ни через других, ни открыто, ни тайно, за исключением только пищи или напитков незначительной стоимости. В связи с этим жалованье судьям было повышено настолько, насколько это было необходимо, чтобы удовлетворить их[17]. Ордонанс повелел провести расследование всех дел, которые были связаны со взятками, незаконных вознаграждениях и других доходов, которые должностные лица берут с населения за исполнение своих обязанностей и по поводу всего того, что непосредственно относится к их должности. Виновные должны были привлекаться к ответственности как по искам, возбужденным от имени короля, так и по частным жалобам[18].

Еще одним примером развития правосудия может служить Ландслаг (Закон земли) короля Швеции Магнуса Эрикссона 1347 г., который закрепил обязанности короля защищать, любить и охранять своим королевским правом и властью все справедливое и истинное и подавлять все несправедливое, дурное и беззаконное, быть верным всему своему народу; никоим образом не причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого, если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства; не отбирать иначе как по закону и законному приговору суда у кого-либо имущество[19].

В исламском мире одним из первых правителей, стремившихся укрепить подлинные начала правосудия, был правитель Кордовского халифата Абдурахман III (912 - 961). Так, назначая на должность главного судьи Ахмада ибн Абдаллаха, он велел возвеличивать должность, охранять ее; стремиться к истине, претворять ее; приводить в исполнение дела, когда они ясны, но неспешно обдумывать их, когда они сомнительны[20].

Наиболее полно принципы правосудия были впервые закреплены в «Хидая» - комментариях мусульманского права, составленных блистательным представителем ханифитской школы, уроженцем Мавераннахра Бурхануддином Маргинани (1152 - 1197). Так, рассматривая вопрос назначения судей, он призывал чтобы те способно исполняли эту обязанность и выносили решения, которые в высшей степени справедливы и добродетельны[21]. Большое внимание «Хидая» уделяла процессуальным нормам, обеспечивающим правосудие. В частности, она устанавливала: «Кажущаяся честность свидетелей достаточна, за исключением дел, влекущих наказание или возмездие. В делах, влекущих наказание или возмездие, одной вероятности недостаточно, и посему следует произвести очищение свидетелей; ибо следует искать всевозможные основания к устранению наказания и возмездия. Сомнение предупреждает наказание и возмездие».

Важное значение правосудию придавал великий Тамерлан (полководец, основатель империи Тимуридов). Согласно Уложению, составленному этим правителем, правосудие было одним из 12 принципов правления в его империи. Данный принцип гласил действовать по совести и справедливости, простирать милость свою как над провинившимися, так и над безвинными, вершить суд по справедливости, притесняемого вызволять из-под гнета тирана, доказать вещественный урон и телесный вред, причиненный притеснителями, гласно вершить над ними суд по шариату и вину одного не перекладывать на плечи другого[22].

Заключая обзор древних правовых актов, следует подчеркнуть, что правосудие - это общее начало всех групп права: христианского, исламского, индуистского, буддийского, конфуцианского и др., что не случайно, поскольку ни одно государство не может долго устоять, если в нем неправедны суды. Поэтому в правовых источниках разных народов с древности проявлялись тенденции к утверждению подлинных начал правосудия, основанных на принципах справедливости, милосердия и равенства.


Наши рекомендации