Методические рекомендации по оформлению доклада
Объем доклада составляет 5-10 листов, из них первый лист является титульным, второй отводится для плана, последний лист предназначен для списка литературы. Доклад может быть написан от руки или отпечатан.
Доклад не засчитывается в случае механического переписывания отдельной статьи или главы из учебного пособия, а также в случае распечатки с CD.
Доклад состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
1. План.
2. Введение.
3. Основная часть (название может соответствовать теме доклада).
4. Заключение.
5. Список литературы.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, приводится краткая характеристика источников информации, используемых для подготовки к докладу, при необходимости приводится краткая характеристика исторической эпохи. Объем введения составляет около одного листа.
Основная часть состоит из двух-трех вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании доклада должно быть использовано не менее трех источников информации. Это могут быть монографии, учебные пособия, энциклопедические издания, журнальные или газетные статьи. Смысл содержания передается своими словами.
В заключении подводится итог работы. Формулируются выводы автора, оцениваются итоги рассматриваемого события, процесса и его последствия. Объем заключения составляет не более одного листа.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
На устное изложение доклада на занятии (доклад не зачитывается, а излагается) отводится 10-15 минут.
Приложение 3
Реферативная форма работы
Реферативная форма работы предусмотрена для студентов специальности «Бухгалтерский учёт, анализ, аудит», обучающихся по сокращённой программе. Реферативная форма работы осуществляется под руководством преподавателя. В ходе работы над рефератом студент обязательно отчитывается о проделанной работе перед преподавателем во время консультаций на 6-ой и 12-ой учебных неделях. Окончательный вариант реферата должен быть сдан не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели.
Темы рефератов
1. Русские мыслители о России и русском народе.
2. Вузовские учебники о проблеме этногенеза восточных славян.
3. Роль ХХ века в мировой истории.
4. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
5. СССР в сер. 60 – сер. 80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
6. Общественное движение в России в XIX веке.
7. Политическая борьба в СССР в 20 – 30-х гг. и ее результаты.
8. Индустриализация и коллективизация в СССР: формирование централизованной экономики.
Методические рекомендации по оформлению реферата
Объем реферата составляет 15-20 листов, из них первый лист является титульным, второй лист отводится для плана и последний лист предназначен для списка литературы. Реферат может быть написан от руки или отпечатан. Реферат не засчитывается в случае механического переписывания статей или глав из учебника, а также в случае распечатки с CD.
Реферат состоит из следующих частей (все части должны быть выделены в тексте):
1. План.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы, демонстрируется ее актуальность и важность, освещаются взгляды и мнения, споры и дискуссии по данной проблеме, характеризуются научные труды и статьи, рассматривающие эту тему, определяются основные вопросы, но которым будет построено дальнейшее изложение материала в реферате. Объем введения составляет 2-3 листа.
Основная часть состоит из нескольких вопросов, в которых раскрывается данная тема. При написании реферата могут быть использованы монографии одного автора или коллектива авторов, учебные пособия, энциклопедические издания, журнальные или газетные статьи. Содержание изученной литературы передается своими словами. Дословная передача слов (цитата) используется в тексте реферата только при наличии ссылки на источник с указанием страницы.
В заключении формулируются выводы автора по вопросам, поставленным во введении, оцениваются итоги рассматриваемого события (процесса) и его последствия. Объем заключения составляет 1-2 листа.
Список литературы дается в алфавитном порядке с обязательным соблюдением необходимых знаков препинания.
Приложение 4
Вопросы для повторения.
1. Предмет и задачи исторической науки. Функции истории как учебной дисциплины. Источники изучения истории и каналы получения историческим информации.
2. Многообразие подходов к истории человеческого общества, формационный и цивилизационный подходы (сущность, достоинства, недостатки).
3. Россия в истории цивилизаций. Основные долговременные факторы в
российской истории, их влияние на формирование российской государственности и особенности русского национального характера.
4. Восточные славяне в догосударственный период (хозяйственная деятельность, общественный строй, религиозные представления).
5. Возникновение государства у восточных славян. Роль варяжского элемента в формировании русской государственности. «Норманизм» и «антинорманизм».
6. Историческая обусловленность принятия византийского варианта христианства. Влияние христианизации на социально-культурную жизнь Руси.
7. Причины и последствия феодальной раздробленности. Альтернативные варианты политического развития (Великий Новгород и Владимиро-Суздальское княжество).
8. Орда и Русь: разные взгляды на одну проблему. Влияние монголо - татарского нашествия и ига на развитие северо-востока Руси.
9. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика образования единого русского государства.
10. Становление и развитие российского самодержавия в конце XV-XVII вв.
11. Альтернативы развития страны в XVI в. Иван IV, его реформы, их последствия.
12. «Смутное время» в России: причины, сущность, этапы, итоги.
13. Россия при первых Романовых (экономическое и политическое развитие, церковный раскол).
14. Территориальная экспансия России в XVI-XVII вв. и ее результаты.
15. Эволюция российского самодержавия в XVIII в. Петр I и появление абсолютизма.
16. «Революция сверху» в России в первой четверти XVIII в. Консервативный характер революционности Петра I.
17. Россия в ХVIII в. после Петра: основные тенденции исторического развития.
18. Екатерина II. Социальная сущность политики «просвещенного абсолютизма».
19. Россия в эпоху наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.
20. Внутренняя политика Александра I и ее результаты.
21. Движение декабристов, его итоги и значение. Исторические корни русского революционного радикализма.
22. Промышленный переворот в России и его особенности.
23. Вопрос об историческом месте и судьбе России в общественных дискуссиях 30-40-ых голов ХIХ в. Западники и славянофилы.
24. Итоги царствования Николая I. Историческая обусловленность буржуазных реформ.
25. Россия и модернизация. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия.
26. Россия и модернизация. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в., их значение.
27. Капиталистическая модернизация экономики в пореформенной России в ХIХ в. и ее особенности.
28. Реформы и контрреформы в истории России. Политика правительства Александра III.
29. Распространение марксизма в России. Организационное оформление российской социал-демократии.
30. Общественная мысль и особенности общественного движения в России второй половины XIX в. Консерваторы, либералы, радикалы.
31. Русская культура первой половины XIX в. и ее вклад в мировую культуру
32. Русская культура второй половины XIX в и ее вклад в мировую культуру.
33. Россия в начале XX в. Историческая неизбежность революции.
34. Причины, ход, итоги и значение революции 1905-1907 гг.
35. Аграрная политика правительства России в начале XX века, ее цели и итоги (столыпинская аграрная реформа).
36. Государстве иные Думы в России в 1906-1917 гг.: опыт российского парламентаризма.
37. Образование СССР (предпосылки и последствия).
38. Россия после победы февральской революции 1917 г. Альтернативы политического развития.
39. Октябрьская революция 1917 г.: причины, итоги и значение.
40. Поиск путей создания нового общества в послереволюционной России. Экономическое содержание политики «военного коммунизма» и НЭПа.
41. Альтернативы развития СССР в конце 20-х годов. Форсированная индустриализация, насильственная коллективизация и их последствия.
42. Экономические дискуссии и политическая борьба в СССР в 20-30-х гг., их результаты. Формирование централизованной экономики и тоталитарной политической системы.
43. Культурная революция в СССР: успехи и потери.
44. Великая Отечественная война: основные этапы, итоги, значение.
45. Реформаторские начинания второй половины 50-х-середины 60-х гг. в СССР и их результаты.
46. Нарастание кризисных явлений в СССР В 70-80-х гг. и необходимость коренной реорганизации в хозяйственно-экономической, политической и духовной сферах.
47. От СССР к России (1985-1991 гг.) Причины распада СССР.
48. Радикальные реформы в России в 90-х годах XX в. Современная Россия и перспективы ее развития.
Приложение 5