Сущность и особенности принципа разделения властей в правовом государстве.
Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную осуществляется с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию,
Принцип разделения властей – принцип, согласно которому государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, обладающая верховенством, так как формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни;
2) исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права;
3) судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. П. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
28. Государственный аппарат(механизм государства): понятие и структура.
Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
В юридической науке понятие “механизм государства“ и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства“ включаются также “материальные придатки“ государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов;
б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;
в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы (на основе соподчинения);
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
Структура механизма государства:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;
2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. ;
3) государственных служащих, специально занимающихся управлением;
4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
29. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
Государственный орган - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Основными признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:
- наличие у каждого органа государства государственно-властных полномочий;
органы государства образуются в законодательном порядке (т.е. их деятельность осуществляется строго на правовой основе);
- каждый орган государства наделен определенными полномочиями, является частью механизма государства и тесно взаимосвязан с иными органами;
- орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством и состоит из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом должностными полномочиями, правами и обязанностями;
- орган государства имеет собственную материальную базу (т.е. финансируется из федерального бюджета);
- в деятельности органов государства находят свое выражение задачи и функции государства.
Выделяют следующие виды органы государства в зависимости от:
- принципов разделения властей (законодательные, (представительные) исполнительные и судебные органы);
- организационно-правовых форм деятельности и компетенций (представительные, исполнительно-распорядительные, (органы экономики, социально-культурной сферы, правоохранительные органы), судебные, контроля и надзора);
- сферы деятельности (высшие, центральные, местные (муниципальные) органы);
- способов формирования (первичные и производные органы);
- федерального устройства государства (федеральные и органы субъектов федерации);
- способа осуществления властных полномочий (единоначальные - президент, прокурор; коллегиальные - Правительство, Государственная Дума);
- сроков полномочий (постоянные и временные);
- правовых форм деятельности (правотворческие, правоприменительные и правоохранительные) и др.
В приведенной классификации органов государства основное место занимают следующие государственные органы:
Представительные (законодательные) органы. В РФ - это Федеральное собрание, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы, которые обсуждают и принимают законы; осуществляют контроль и надзор за деятельностью Правительства и подчиненных ему органов; принимают бюджет страны, а также дают политическую оценку действиям должностных лиц вплоть до привлечения их к политической ответственности (выражение недоверия).
Исполнительно-распорядительные органы. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации образованы следующие федеральные органы исполнительной власти: Правительство РФ, Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства. Последние организуют деятельность и исполнение законов и подзаконных нормативно-правовых актов нижестоящими органами исполнительной власти.
Судебные органы осуществляют правосудия по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, рассматривают жалобы и заявления граждан на неправомерные действия органов государственной власти и их должностных лиц; рассматривают дела об экономических спорах юридических лиц и т.п. В Российской Федерации в судебную систему входят: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, подчиненные ему суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд РФ и подчиненные ему суды административно-территориальных единиц, военные, специализированные суды, мировые судьи и др.
Государственные органы – это самостоятельный структурный элемент государства, состоящий из государственных служащих, осуществляющих функции государства в рамках определенных властных полномочий.
Признаки: + элемент механизма государства, который находится в отлаженной системе (взаимосвязан и взаимодействует с другими государственными органами).
+ орган государства имеет компетенцию – совокупность властных полномочий, определенные НАП и связан функцией данного органа. Компетенция выражается в возможности органами создавать обязательные к исполнению акты, обеспечивать исполнение этих актов, вплоть до применения методов принуждения.
+ орган государства наделен необходимой материальной базом и может иметь свой бюджет.
+ органы государства находятся между собой в особых отношениях, субординации и координации (отношения согласования и контроля).
Виды:
1. ПО СПОСОБУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:
Первичные (не создаются другими органами) – избираются народом (президент) и получают власть по наследству (монарх);
Производные (создаются другими органами) прим. Генеральный прокурор назначает прокурора суб.
2. ПО ОБЪЕМУ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Высшие – действуют на территории всего государстава прим. Президент, генеральный прокурор, федеральное собрание
Местные – действуют в пределах определенного субъекта прим. Прокурор области
3. ПО КОМПЕТЕНЦИИ
Общей компетенции: принимают решение во всех отраслях (президент, правительство)
Специальной компетенции: принимают решение в конкретной области (министр финансов)
4. ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Коллегиальный госдума
Единоличный президент
5. ПО СРОКАМ ПОЛНОМОЧИЙ
Постоянные – прокуратура
Временные – комитет ликвидации определенных ситуаций
6. ПО ПРИНЦИПУ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Законодательные
Исполнительные
Судебные