Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.

Гражданское общество: структура, проблемы формирования и развития в современной России.

Гражданское общество(civil society). - сфера спонтанной активности граждан, не опосредованной государством. В рамках институтов гражданского общества формируются и вызревают общественные интересы. В широком смысле ГО включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства.
В узком значении ГО неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. ГО – совокупность межличностных отношений: семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных неформальных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
В политике ГО – негосударственные структуры, которые могут надавить на государство.
Главный принцип ГО: юридическое равенство людей на основе наделения их правами и свободами + экономическая независимость индивидов
Структура гражданского общества
Структуру ГО составляют различные общественные образования и институты. Они создают условия для реализации частных интересов и потребностей коллективов, «давят» на госвласть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
Структуру современного российского ГО можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:
Социальная – совокупность общностей людей и взаимоотношений между ними.
Экономическая – экономические институты и отношения, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления.
Политическая – политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная – отношения по поводу духовно-культурных благ (образовательных, научных, культурных, религиозных).
Информационная – общение людей друг с другом непосредственно и через СМИ.

Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.

1 января 2006 г. Вступил в силу ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для ГиМ нужд» от 21 июля 2005г. №94-ФЗ.
ГиМ заказ является одной из форм поддержки отечественного производителя, в том числе представителей малого бизнеса. Осуществляется путем заключения договоров (контрактов) на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для ГиМ нужд. В роли заказчика могут выступать органы власти соответствующего уровня – федеральные, ОМСУ и уполномоченные этими органами.
Цели: *обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; *эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; *расширение возможностей для участия ФиЮл; *развитие добросовестной конкуренции; *обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов.
Размещение заказа может осуществляться: а) путем проведения торгов в форме *конкурса (открытого/закрытого), *аукциона (открытого/закрытого); б) без проведения торгов: *запрос котировок, *у единственного поставщика *на товарных биржах.
Наиболее распространенной формой размещения заказа является проведение открытого конкурса. Заказчик публикует информацию о проведении конкурса в официальном печатном издании и размещает информацию на официальном сайте (РФ, МО). Заявку на участие в конкурсе может подать любой поставщик, который соответствует конкурсным требованиям. Гос (мун) контракт заключается с победителем конкурса, предложившим наиболее выгодные условия в соответствии с требованиями конкурсной документации. Закрытый конкурс предполагает направление персональных приглашений участникам, способным предоставить требуемые товары, если предметом контракта составляет гостайну Опубликование информации о закрытом конкурсе в СМИ не производится.
Аукцион – торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену гос (мун) контракта. Заказчиком формируется начальная (максимальная) цена контракта. Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта на «шаг аукциона» [5-0,5% первоначальной цены контракта]. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Запрос котировок – это упрощенный способ размещения ГиМ заказа. Информация о потребностях в товарах для ГиМ нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Проводится, если а) цена контракта не превышает 500 тыс. руб; или б) аукцион признан несостоявшимся и начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Закупки у единственного поставщика могут проводиться заказчиком в случаях, если:
1) товар относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий; 2) осуществляются поставки культурных ценностей 3) возникла потребность в определенных товарах вследствие ЧС; 4) только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе/аукционе, признан участником конкурса/аукциона;
Размещение заказов на поставки биржевых товаров для ГиМ нужд на сумму > 5 миллионов руб., может осуществляться на товарных биржах.
Участие малого бизнеса в гос и мун заказе
Законодательство РФ обеспечивает равные права представителям МБ, наряду с другими субъектами бизнеса, на участие в ГиМ заказе. Более того, законом предусмотрены специальные условия в отношении малых предприятий: 1) не менее 10% и не более 20% от всех контрактов (за исключением контрактов по обороне и безопасности), должны быть заключены с представителями малого бизнеса;
2) начальная (максимальная) цена контракта на товар/работы у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 миллиона рублей, а при размещении заказа на оказание услуг – 2 миллиона рублей.
Основные проблемы низкая доступность информации о размещении заказа; высокие требования к квалификации поставщика; большой объем заказа или его частей, превышающий возможности малого предпринимательства по его поставке (выполнению); сложность (комплексность) объекта закупки, не позволяющая субъектам малого бизнеса выполнить заказ в полном объеме.





46. ГиМ имущество: состав, порядок и источники формирования
Состав ГиМ имущества: *имущество, закреплённое за гос, мун унитарными предприятиями и за гос, мун учреждениями на праве хоз ведения или оперативного управления.
*средства соответствующего бюджета (гос., местн.) и иное гос, мун имущество не закреплённое за гос., мун. предприятиями и учреждениями, составляющие гос/мун. казну
Гос (мун) имущество можно разделить на: Недвижимое имущество – имущество, передвижение которого не соразмерно с тем ущербом, который возникает в процессе перемещения (земельные участки, строения, недра, сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, бизнес). Ключевым в отнесении этих объектов к недвижимости явилась общность требуемых процедур госрегистрации. Движимое имущество – вещи, которые обладают возможностью перемещения (не относящиеся к недвижимости) (ц/б, деньги, результаты интеллектуальной деятельности/собственности (нематериальные активы – лицензии, патенты), работы/услуги, информация, ювелирные изделия, антиквариат).
Собственность в России сформировалась за счет: 1) Общенародной собственности (СССР), которая существовала до 1991 года и была разграничена между РФ, SРФ и МО (1993 г.). 2) Изготовления, создания новой вещи; приобретения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества за счет средств федерального бюджета. 3) Плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования имущества. 4) Имущества переданного в качестве добровольных пожертвовании; 5) Конфискованное, национализированное имущество ФиЮл.
Порядок: Принятие решений (по каким основаниям и кто именно принимает решения); Передача на баланс; Учет в соответствующих реестрах
Хозяйственное ведение ГиМС - ограниченное вещное право; передача гос, мун имущества унитарным предприятиям на определенный срок для выполнения поставленных собственником целей.
Им-во УП передается по договору. Договор подлежит ГосРегистрации, а им-во – страхованию.
Собственник им-ва решает вопросы: *создания предприятия *определения целей, его деятельности *реорганизацией и ликвидации *назначение директора *контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества
Унитарное предприятие: *вправе самостоятельно совершать любые сделки с переданным им-вом, за исключением недвижимого имущества (осущ только с разрешения собственника) *обязано выплачивать собственнику от своих доходов денежные средства за использование имущества
Собственник и унитарное предприятие не несут ответственности за долги друг перед другом.
Право оперативного управления - передача им-ва ГиМ унитарным предприятиям (казенным предприят) и бюджетным учреждениям, которые могут распоряжаться им только с письм согласия собств.
Деятельность КП направлена на выполнение ГиМ заказа, производство соц и стратегических товаров и услуг, чаще всего убыточных. КП самостоятельно реализует производимую им продукцию.
Собственник, КП и БУ несут ответственность по долгам друг перед другом.

52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
Маркетинг региона: *применение маркетинговых инструментов, особенно рекламы, продвижения и спонсорства для повышения известности и улучшения имиджа территории;
*региональный маркетинг как функция. Для этого назначают ответственного за него в администрации или даже образуют специальное предприятие, которое проводит региональный маркетинг;
*передовая идея, философия, требующая ориентации на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Не один отдел администрации или специальное предприятие, а все отвечающие за судьбу региона должны ориентироваться на потребности клиентов и целевые группы, а также на создание лучших по сравнению с другими территориями конкурентных преимуществ для пользы клиентов. Затем уже следует разработка маркетинговых стратегий и их трансляция во внутреннюю и внешнюю среду региона
Территориальный продукт - ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями: ее географическое положение, население (персонал), качество жизни, инфраструктура, способность работать с высокими технологиями, сырье-вые ресурсы, уровень деловой активности, доступ к "дешевым" деньгам, уровень развития сферы поддержки бизнеса, рекламного рынка, аудита, PR и т.д.;
Одна из исходных и определяющих функций маркетинга регионов - это их позиционирование среди других регионов, а также на международных рынках сбыта. Оно помогает регионам и центру увидеть, на каких направлениях деятельности и рынках сбыта данному региону целесообразно играть роль лидера отечественной экономики, на каких - действовать в режиме партнерства, а с каких - уйти. Такое позиционирование предполагает выявление пропорций между объемами продаж ведущих (то есть, определяющих "лицо" региона) групп товаров на конкретных рынках сбыта в сравнении с ведущим регионом-конкурентом, а также определение перспективности активных усилий на конкретных рынках в связи с уровнем их валового внутреннего продукта на душу населения и долей продаж в структуре продаж регионального товара, с учетом уровня развития рыночной и социальной инфраструктуры
Конкурентоспособность региона — это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.

Наши рекомендации