Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности и проблемы по этому классу ракет
1. Содержание Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД)
8 декабря 1987 г. в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой М.Горбачев и Р.Рейган подписали бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 г. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и малой (от 500 до 1000 километров) дальности.
Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена именно договором РСМД. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 километров), средней (от 500 до 5000 километров) и меньшей (от 150 до 500 километров) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 километров. В 1987 году была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.
Сам Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности, ратифицированный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1988 г. № 9017-XI включает 17 статей, к Договору прилагаются:
Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором…;
Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора…;
Протокол об инспекциях в связи с Договором…;
Приложение. Положения о привилегиях и иммунитетах инспекторов и членов летных экипажей.
В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.
В статье 1 Договора говорится, что в соответствии с положениями настоящего Договора, который включает являющиеся его неотъемлемой частью Меморандум о договоренности и Протоколы, каждая из Сторон ликвидирует свои ракеты средней дальности и меньшей дальности, не имеет такие средства в дальнейшем и выполняет другие обязательства, изложенные в настоящем Договоре.
В статье 2 приводятся основополагающие термины Договора, в частности:
Термин «баллистическая ракета» означает ракету, большая часть полета которой осуществляется по баллистической траектории. Термин «баллистическая ракета наземного базирования (БРНБ)» означает баллистическую ракету наземного базирования, которая является средством доставки оружия.
Термин «крылатая ракета» означает беспилотное, оснащенное собственной двигательной установкой средство, полет которого на большей части его траектории обеспечивается за счет использования аэродинамической подъемной силы. Термин «крылатая ракета наземного базирования (КРНБ)» означает крылатую ракету наземного базирования, которая является средством доставки оружия.
Термин «ракета средней дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой превышает 1000 километров, но не превышает 5500 километров.
Термин «ракета меньшей дальности» означает БРНБ или КРНБ, дальность которой равна или превышает 500 километров, но не превышает 1000 километров.
Термин «развернутая ракета» означает ракету средней дальности, находящуюся в пределах района развертывания, или ракету меньшей дальности, находящуюся на ракетной операционной базе.
Термин «неразвернутая ракета» означает ракету средней дальности, находящуюся за пределами района развертывания, или ракету меньшей дальности, находящуюся за пределами ракетной операционной базы.
Также дается толкование и некоторых других терминов.
Согласно статье 3 Договора, уничтожению подлежали:
ракеты средней дальности:
СССР – РСД-10 «Пионер», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО – SSC-X-4 «Slingshot»);
США – «Першинг-2» и BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
ракеты малой дальности:
СССР – ОТР-22 «Темп-С» и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
США – «Першинг-1А».
Статья 4 касается поэтапной ликвидации ракет средней дальности. В частности, в п. 1 ст.4 говорится, что «каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты средней дальности и пусковые установки таких ракет, а также связанные с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательные сооружения и все вспомогательное оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договоренности, таким образом, чтобы не позднее чем через три года после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования». Всего предусматривается два этапа по ликвидации РСД, рассчитанные на 3 года.
Статья 5 касается ликвидации ракет меньшей дальности. В пункте 1, ст. 5говорится, что «каждая из Сторон ликвидирует все свои ракеты меньшей дальности и пусковые установки таких ракет, а также связанное с такими ракетами и пусковыми установками все вспомогательное оборудование категорий, которые приведены в Меморандуме о договоренности, таким образом, чтобы не позднее чем через 18 месяцев после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем ни у одной из Сторон не имелось таких ракет, пусковых установок и вспомогательного оборудования».
Статья 6 посвящена обязательствам сторон впредь не производить ни ракет, ни летных испытаний, ни пусковых установок как средней, так и меньшей дальности.
Статья 7 посвящена фиксации факта того, какие ракеты относятся к какому классу на основании ранее проведенных испытаний.
Статья 8 посвящена фиксации мест размещения ракет средней и меньшей дальности к моменту заключения Договора…
Статья 9 определяет порядок обмена данными и их обновления о ракетах как средней, так и меньшей дальности, их пусковых установках, вспомогательных сооружениях и вспомогательном оборудовании на всех этапах их ликвидации.
В статье 10 указываются особенности процедур перемещения к местам ликвидации и ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В пункте 3 ст. 10 указано: «перемещение ракет средней дальности, пусковых установок таких ракет и связанного с такими ракетами и пусковыми установками вспомогательного оборудования из районов развертывания в места ликвидации в целях их ликвидации осуществляется Сторонами на основе целых развернутых организационных единиц. Для СССР такими единицами являются полки в составе двух или трех дивизионов «РСД-10». Для США такими единицами являются батареи «Першинг-2» и отряды «BMG-109G».
Статья 11 посвящена процедурам инспекций как мест размещения, так и мест ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Статья 12 посвящена процедурам использования имеющихся в распоряжении сторон национальных технических средств контроля.
В статье 13 говорится о создании Специальной контрольной комиссии и ее полномочиях.
В статье 14 говорится, что «стороны соблюдают настоящий Договор, не принимают никаких международных обязательств и не предпринимают никаких международных акций, которые противоречили бы его положениям.
В статье 15 указывается, что настоящий Договор является бессрочным, но оговаривается возможность выхода из этого договора.
Статья 16 посвящена поправкам к Договору и порядку их внесения.
В статье 18 даны заключительные положения о вступлении Договора в силу.
К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины – произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США – 846 комплексов.
2. Предыстория переговоров по РСМД
Решение о развертывании ракет среднего радиуса действия (РСД) в Европе относится к временам администрации президента США Джимми Картера.
США полагали, что в силу своей специфики Европа не могла быть основным театром военных действий с применением ядерного оружия. Здесь против советских вооруженных сил предполагалось использовать нейтронное и высокоточное оружие. С военной точки зрения развертывание американских ракет среднего радиуса действия являлось частью стратегии «гибкого реагирования» и давало Вашингтону возможность избирать промежуточные варианты войны всеобщего характера, нацеленной на Америку.
В середине 1970-х годов сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цель (до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения обезглавливающего или «ослепляющего» ядерного удара, который позволял бы уничтожить элиту противоположной стороны до того, как будет принято решение об ответно-встречном ударе. Это привело к представлению о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» за счет выигрыша в подлетном времени. Министр обороны США Джеймс Шлезингер 17 августа 1973 года объявил концепцию обезглавливающего (иначе – контрэлитного) удара новой основой ядерной политики США. Упор в средствах сдерживания смещался на средства средней и меньшей дальности.
В целях реализации доктрины США начали модифицировать расположенную в Западной Европе систему передового базирования(Forward Based System). В рамках этого плана повысилось американо-британское взаимодействие по баллистическим ракетам на подводных лодках и ракетам средней дальности. В 1974 году Британия и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. Эти действия вызвали тревогу в СССР.
В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США по реализации стратегии «гибкого реагирования». В этих целях СССР стал наращивать МБР с РГЧ ИН и одновременно осуществлять прикрытие «евростратегического» направления.
В 1977 году СССР под предлогом модификации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 приступил к развертыванию на западных границах РСД-10 «Пионер». Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе – центры управления, командные пункты и особенно порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях, это давало Варшавскому договору полное военное превосходство на Европейском ТВД.
В ответ 12 декабря 1979 года Совет НАТО принял решение, которое предусматривало размещение на территории европейских стран 572 американских РСД «Першинг-2» и крылатых ракет (соответственно 108 и 464) параллельно с инициированием переговоров с СССР о восстановлении военно-политического равновесия. Малое подлетное время ракет «Першинг-2» (8-10 минут) давало США возможность нанести первый удар по командным пунктам и пусковым установкам советских МБР.
В 1981 г. пришедшая в 1980 г. к власти администрация Рейганапредложила неприемлемый для советской стороны «нулевой вариант» – США не размещают в Европе ракеты средней дальности и крылатые ракеты, а СССР ликвидирует свои ракеты РСД-10 «Пионер». Естественно, СССР от него отказался.
Во-первых, американских ракет в Европе не было, и советское руководство считало «ликвидацию Пионеров» неравноценным обменом.
Во-вторых, американский подход не учитывал РСД Великобритании и Франции.
В ответ Брежнев в 1981 году выдвинул программу «абсолютного нуля»: вывод РСД-10 должен сопровождаться не только отказом США от размещения РСД «Першинг-2», но и выводом из Европы тактического ядерного оружия, а также ликвидацией американской системы передового базирования. Кроме того, должны были быть ликвидированы британские и французские РСД. США не приняли эти предложения, ссылаясь на превосходство СССР (Варшавского договора) в обычных вооруженных силах.
В 1982 году советская позиция была подкорректирована. СССР объявил временный мораторий на развертывание РСД-10 «Пионер» до подписания всеобъемлющего соглашения. Кроме того, в 1982 годубыло предложеносократить количество РСД-10 «Пионер» до аналогичного числа французских и британских РСД. Но эта позиция не вызвала понимания у стран НАТО. Франция и Британия объявили свои ядерные арсеналы «независимыми» и заявили, что проблема размещения американских РСД в Западной Европе – это, прежде всего, вопрос советско-американских отношений.
Ситуация изменилась в марте 1983 года. 10 ноября 1982 г. к власти в СССР пришёл Ю.В. Андропов. В марте 1983 г. администрация Р.Рейгана заявила о начале реализации программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Проведенный анализ показал, что связка «евроракеты – СОИ» представляет угрозу безопасности СССР: сначала противник нанесет обезглавливающий удар «евроракетами», затем – контрсиловой с помощью МБР с РГЧ ИН и в последующем перехватит с помощью СОИ ослабленный удар стратегических ядерных сил. Поэтому в августе 1983 г. Андропов заявил, что переговоры по РСД будут вестись только в пакете с переговорами по космическим вооружениям (СОИ). Одновременно СССР взял на себя односторонние обязательства не испытывать противоспутниковое оружие. Эти события получили название «блокировки пакета».
Но США не соглашались вести «пакетные» переговоры. В сентябре
1983 г. они начали развертывать свои ракеты на территории Великобритании, Италии, Бельгии. 22 ноября 1983 года немецкий бундестаг проголосовал за размещение ракет «Першинг-2» в ФРГ. Это было негативно воспринято в СССР.
24 ноября 1983 года Ю.Андропов выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о нарастающей опасности ядерной войны в Европе, выходе СССР из Женевских переговоров по «евроракетам» и принятии ответных мер – размещении оперативно-тактических ракет «Ока» (ОТР-23) в ГДР и Чехословакии. Имея радиус действия до 400 км, они практически могли простреливать всю территорию ФРГ, нанося превентивный разоружающий удар по местам дислокации «Першингов». Одновременно СССР направил на боевое патрулирование свои атомные подводные лодки с баллистическими ракетами в непосредственной близости от побережья США.
Попытка возобновить контакты начались после смерти Юрия Андропова. На его похороны 14 февраля 1984 года приехали премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и вице-президент США Джордж Буш-старший. Они предлагали возобновить переговоры по «евроракетам» при условии, что СССР «разблокирует пакет». Москва соглашалась возобновить переговоры только на «пакетных» условиях.
29 июня 1984 года СССР в специальной ноте предложил возобновить переговоры.Однако США отвергли эти предложения. Поскольку СССР продолжал развертывание ОТР-23 в Чехословакии и ГДР, США летом 1984 года заявили о развертывании оперативно-тактических ракет «Ланс» с нейтронными боеголовками.
Продвижение было достигнуто 7 февраля 1985 года. На встрече в Женеве министр иностранных дел СССР Андрей Громыко и госсекретарь США Джордж Шульц пришли к соглашению о том, что переговоры по «евроракетам» будут проводиться отдельно от переговоров по космическим вооружениям.
Переговоры возобновились после избрания Михаила Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС 10 марта 1985 года. СССР и США начали обсуждение условий переговоров. Больших успехов исследования в области СОИ США не достигли, поскольку создать эффективную ПРО на том уровне развития науки и техники было сложно. Но советское руководство опасалось непредсказуемых последствий гонки вооружений в космосе.
К этому времени позиция СССР на переговорах изменилась. Летом 1985 года Москва ввела мораторий на развертывание ОТР-23 в Чехословакии и ГДР. Попытку достичь соглашения Михаил Горбачев и Рональд Рейган предприняли на переговорах в Женеве в ноябре 1985 года. Она завершилась неудачей: США отказывались вывести РСД из Европы, а СССР был близок к повторной блокировке пакета. Но после того как Горбачев провозгласил в январе 1986 программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всем мире, СССР пошел на ряд серьезных уступок. На встрече в Рейкьявике 10-12 октября 1986 года М.Горбачев предложил широкомасштабное сокращение ядерных вооружений, но только «в пакете» с отказом США от СОИ. Поскольку договориться об общем ракетно-ядерном разоружении не удалось, стороны решили начать с наиболее острой проблемы – ракет средней дальности в Европе. СССР согласился «разблокировать пакет» – вести переговоры по РСД отдельно от СОИ.
Осенью 1986 г. СССР предложил вариант вывода ракет средней дальности: СССР отводит РСД-10 «Пионер» за Урал, а США вывозят
«Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования в Северную Америку. Р.Рейган согласился принять этот вариант.
Однако в декабре 1986 г. против него в категорической форме выступила Япония. В Токио опасались, что СССР перенацелит РСД-10 «Пионер» на Японию. А в январе 1987 г. против этого проекта выступила и КНР, где также опасались перенацеливания РСД-10 «Пионер» на китайские объекты. В итоге, когда в феврале 1987 г. СССР предложил проект «двойного нуля», США, учитывая интересы Японии, отказались от него.
Достичь компромисса удалось на переговорах Э.Шеварднадзе в Вашингтоне в сентябре 1987 года.
СССР согласился разработать единую классификацию по РСМД и включить в будущий договор ОТР SS-23, хотя они не попадали под определение РСМД. США, в свою очередь, обещали уничтожить и крылатые ракеты наземного базирования «Томагавк» и отказаться от развертывания в Центральной Европе ОТР «Ланс-2» с нейтронными боезарядами.
7 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить РСМД как класс ракет под контролем инспекторов.
3. Современное состояние по выполнению Договора о РСМД и взаимные претензии РФ и США по этому поводу.
По данным американской администрации, Россия впервые начала испытывать «запрещенные» крылатые ракеты еще в 2008 году. В настоящее время американская сторона обвиняет Россию в нарушении Договора по ракетам средней и меньшей дальности, апеллируя к тому, что Россия проводит испытания крылатых ракет большой дальности с наземных пусковых установок. Якобы наша страна создает систему наземного базирования таких ракет, что противоречит упомянутому Договору. В частности, говорится о том, что «Россия грубо нарушает Договор о РСМД, создавая ракетный комплекс «Рубеж» с новой межконтинентальной баллистической ракетой повышенной точности». По оценкам американцев, тактико-технические характеристики ракеты позволяют отнести ее к классу ракет средней дальности, производство и испытания которых Договором о РСМД запрещены. В данном случае речь идет о грунтовом ракетном комплексе РС-26 «Рубеж», прозванным с подачи вице-премьера Дмитрия Рогозина «убийцей ПРО». Комплекс «Рубеж» был разработан на базе другого ракетного комплекса (РС-24 «Ярс»).
Некоторые эксперты пришли к выводу, что «Рубеж» куда больше походит на ракету средней дальности, чем на межконтинентальную. Однако, по данным российских специалистов, в отношении «Рубежа» претензии сняты, поскольку в соответствии с Договором о РСМД, дальностью баллистической ракеты «считается максимальная дальность, на которую она была испытана».
Другие обвинения в адрес России, касающиеся нарушения Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, высказанные США, могут быть связаны с новыми ракетами, разработанными для «Искандеров». В Америке обеспокоились тем, что крылатая ракета Р-500 может в скором времени поступить на вооружение российских ракетных бригад. Речь идет о ракете, созданной для ракетного комплекса «Искандер-К» с дальностью действия более двух тысяч километров.
Дело дошло до предусмотренных договором официальных действий в виде письма президента США Б.Обамы Президенту РФ В.В.Путину в июле 2014 г., которое связывают с тем, что Р-500, судя по всему, находится «на пороге начала развертывания». Об этом говорит тот факт, что серийные пусковые установки «Искандера-К» с контейнерами для крылатых ракет были публично продемонстрированы в 2013 году на полигоне Капустин Яр, когда их передавали в составе бригадного комплекта «Искандера» ракетной бригаде в Биробиджане.