Ракета «Калибр» предусматривает различную мощность боезаряда, в зависимости от применения, в том числе, и ядерный заряд.

До последнего времени слабым местом «Калибра» считалась низкая дальность, составлявшая несколько сотен километров.

Однако в 2013-2015 годах была проведена серия успешных испытаний ракет «Калибр» с дальностью 1000-1500 км.

Новости об этом не на шутку встревожили западных экспертов. Согласно их выводам, крылатые ракеты «Калибр», размещенные на российских кораблях и способные нести как обычные, так и ядерные заряды, при запуске из акватории Черного моря в состоянии поразить цели на территории большинства стран Европы. В Пентагоне такую перспективу сравнили с размещением в Европе SS-20 «Пионер» – советской ракеты средней дальности, наводившей ужас на экспертов НАТО в последний период «холодной войны». Несомненно, факт боевого применения крылатой ракеты «Калибр» станет еще одним аргументом для США в обвинении России в нарушении Договора об РСМД.

Россия со своей стороны также выдвигает претензии к США по поводу нарушений Договора по РСМД. В частности, в 2013 году Москва указала на планы США по базированию ракетной системы Aegis в Румынии. По мнению Кремля, американская сторона систематически нарушает основные положения договора, используя для отработки системы противоракетной обороны ракеты-мишени, имитирующие баллистические ракеты средней дальности типа НERA (дальность стрельбы до 1200 км), LRALT (до 2000 км) и MRT (до 1100 км). Вместе с тем, согласно договору об РСМД, проведение пусков таких ракет квалифицируется как испытание баллистических ракет наземного базирования средней дальности «нового типа», что является нарушением.

Другая претензия касается дронов: согласно договору, все ударные беспилотные летательные аппараты большой дальности подпадают под договорное определение «крылатая ракета», разработка которых запрещена, утверждают в Москве. Учитывая, что США массово производят и применяют ударные беспилотники MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также испытывают ударные аппараты нового поколения, действия США можно рассматривать как серьезное нарушение договора.

Теперь о том, стоит ли нам оставаться в рамках Договора о РСМД или настало время выйти из него.

В 2007 начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевскийзаявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. В частности, по его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия».

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД делал и Президент России Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО.

Сергей Иванов, в бытность министром обороны России, охарактеризовал Договор РСМД как «реликт холодной войны». Он заявлял, что Россия должна иметь на вооружении ракеты средней и малой дальности уже хотя бы потому, что они есть у Индии, Пакистана, Кореи, КНР, Ирана и Израиля: «Эти страны расположены недалеко от наших границ, и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами: Россия и США. Вечно так продолжаться не может».

В феврале 2007 командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности. Это заявление было сделано в ответ на сообщения о том, что Польша и Чехия намерены принять предложение США о размещении элементов ПРО (РЛС наблюдения и ракет-перехватчиков) на их территории.

Некоторые наши военные эксперты в этой связи начинают сомневаться в целесообразности дальнейшего участия нашей страны в этом Договоре. При этом они вполне обоснованно указывают на то, что с подписанием этого Договора Россия лишилась возможности создавать эффективную ракетно-ядерную угрозу странам Западной Европы, которые составляют основу НАТО.

Да, действительно, ликвидация уникального мобильного ракетного комплекса «Пионер» значительно снизила возможности СССР, а затем и России, по ракетно-ядерному сдерживанию НАТО. Возрождение такой системы вооружения, бесспорно, позволило бы существенно нарастить потенциал сдерживания на Западе, да и на Востоке.

В то же время нельзя не признать, что за три десятилетия военно-политическая ситуация в Европе и мире кардинально изменилась. Прекратил существование Варшавский договор, обеспечивавший количественный паритет в вооружениях между СССР и НАТО. В 1987 году ракетными вооружениями средней и меньшей дальности, помимо СССР и США, обладали лишь Франция и КНР. Сегодня число стран, имеющих на вооружении такие ракеты, приближается к трем десяткам. Большинство из них находится в непосредственной близости от России.

Взаимоотношения России с Западом продолжают ухудшаться, причем претензии со стороны наших бывших «партнеров» уже выходят за рамки ситуации вокруг Украины, приобретая более глобальный характер.

Об этом говорит уже упомянутое письмо президента США Б.Обамы президенту РФ Владимиру Путину, а также взаимные претензии РФ и США о нарушениях Договора, о которых говорилось выше. Обращает внимание на себя тот факт, что претензии по Договору о РСМД высказали России не только американцы, но и руководители НАТО, не имеющие к Договору о РСМД никакого отношения.

Таким образом, противоречия между Москвой и Вашингтоном относительно выполнения Договора о РСМД накалились до предела. И здесь ряд авторитетных военных экспертов ставят вопрос: а так ли уж нужен РФ вообще Договор о РСМД?

Как заявил генерал армии Юрий Балуевский, он «по-прежнему убежден, что Договор о РСМД – это вредный для нас договор. При выходе из него Россия будет иметь больше плюсов, чем минусов». Подобные заявления Балуевский делал, еще будучи начальником российского Генштаба в феврале 2007 года. «Мы в свое время под давлением США подписали этот договор и к июню 1991 года фактически ликвидировали свои ракеты средней и меньшей дальности. 1846 ракетных комплексов было уничтожено тогда Россией. Американцы уничтожили 846».

По его словам, тогда были уничтожены ракеты «Пионер» и «Ока». «Причем «Ока» даже не подпадала под тему, – сказал генерал Балуевский, – но господин Горбачев и иже с ним выкрутили руки Сергею Федоровичу Ахромееву, и «Ока» подпала под ликвидацию. «Ока» на то время была самой совершенной и самой современной ракетой. Я уже не говорю о нашей ракете меньшей дальности – «Темп-С».

Комментируя выдвинутые президентом США обвинения в неисполнении Россией Договора о РСМД, Юрий Балуевский посоветовал США сначала посмотреть на себя: «Что касается обвинения нас в нарушении договора, то тут как сказать. Они использовали первые ступени ракеты МХ и по большому счету ничего не говорили. Они имеют крылатые ракеты морского базирования «Тамагавк», а наши крылатые ракеты РК-55 были уничтожены».

«Вопрос реанимации этого класса ракет фактически лежит на поверхности с учетом всего того, что мы видим сегодня, когда Россию обвиняют во всех грехах, которых она не свершала и не планировала совершать» – заявил генерал армии Балуевский.

По его мнению, Россия имеет право выйти из Договора о РСМД. «Механизм выхода прописан в самом договоре» – отметил он. «На мой взгляд, сегодня объективная целесообразность заключается в том, что этот договор не стал обязательным для всех других государств и касается только двух государств – США и России как правопреемницы Советского Союза».

Многие государства имеют ракеты этого класса, развивают и используют их в обеспечении своей национальной безопасности.В их числе генерал Балуевский назвал Израиль, Китай, Индию и Иран.

Эксперт, близкий к Генштабу ВС РФ, также прокомментировал попытки США нарушить Договор о РСМД. Комментируя применение «Минитмен-2» в качестве цели при испытаниях ПРО США, он подчеркнул, что «ничто технически не препятствует установке на такой ракете боевого оснащения, что автоматически превращает ее в действующую БРСД (то есть боевую ракету), запрещенную Договором о РСМД. Вопрос только в том, где их развернуть. Возможно, вновь затеянная шумиха относительно российских «нарушений» договора – ход, призванный создать предлог для развертывания таких или им подобных ракет где-то близ наших границ», – предположил он. «Понятно, что в этом случае главным козырем США будет минимальное подлетное время, что не оставит времени для реакции российскому военно-политическому руководству», – отметил эксперт.

Но даже учитывая этот аспект, Балуевский все равно склоняется в сторону решения о необходимости выхода РФ из Договора о РСМД. «Сейчас, когда размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе перешло в практическую фазу и наши отношения с США и НАТО еще более ухудшаются из-за событий на Украине, вопрос денонсации Договора о РСМД звучит еще более актуальней», – считает Балуевский.

Точку зрения Балуевского разделяет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Но здесь, по его мнению, есть и другой интересный вопрос, который российская сторона ставила перед США в 1990-х и начале 2000-х годов. Руководство РФ отмечало, что положениям Договора о РСМД противоречат американские ударные беспилотники Predator и Reaper, которые подпадают под договорное определение крылатых ракет средней дальности. Пухов считает, что «выход РФ из Договора о РСМД – это не самоцель. Такие действия должны отвечать вопросам практической целесообразности».

Нам есть, чем ответить американцам. Унас уже есть оперативно-стратегические ракеты и крылатые ракеты наземного базирования, которые в случае выхода России из Договора о РСМД она сможет принять на вооружение. Российский военный аналитик Юрий Федоров из Центра политических исследований России сообщает, что таким оружием могут быть, к примеру, ракеты типа Р-500, которыми в ближайшее время могут быть оснащены ракетные комплексы «Искандер-М». Они способны преодолевать все существующие и перспективные системы ПРО. Юрий Федоров допускает, что Р-500 – это, возможно, «доработанная ракета советского комплекса РК-55 «Рельеф» с дальностью действия до 3 тыс. км». «В 2012 году финальные испытания прошел еще один комплекс – «Искандер-К», который является дальнейшим развитием комплекса «Искандер-М». Он запускает еще более точные, уже крылатые, ракеты».

Руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований Владимир Козин считает, что «главная цель американского военно-политического руководства состоит в том, чтобы помешать российским Вооруженным силам создать эффективные средства преодоления американской глобальной системы ПРО, которая в отличие от многих военных программ Пентагона не подлежит финансовым ограничениям и выполняется в полном объеме». Он уверен, что есть и другая сторона американских «обвинений».

«Вашингтон сам уже неоднократно нарушал Договор о РСМД. Речь идет о том, что еще начиная с 2001 года Пентагон приступил к испытательным пускам баллистических и крылатых ракет средней дальности (1000-5500 км) и «промежуточной дальности» (по американской классификации: 3000-5500 км) с целью проверки эффективности их перехвата ракетами-перехватчиками при тестировании функционирования глобальной системы ПРО», – отмечает эксперт. Он указывает на тот факт, что за последние 13 лет американские военные провели уже 81 такое испытание, 65 из которых (а это 80%) были признаны успешными. «Предъявляя претензии к российской стороне по поводу ее мнимых «нарушений» договора, очевидно, что Вашингтон пытается отвести критику от собственных реальных нарушений договоренности 1987 года. В этом состоит третья причина появления новых американских «озабоченностей», – делает вывод Козин. По его мнению, при подходе к оценке баланса сил по вооружениям необходимо учитывать реальное соотношение сил и намерения сторон.

«Многими экспертами признано, что США располагают значительным перевесом над Россией по крылатым ракетам воздушного и морского базирования. Теоретически Пентагон может запустить до 13 тыс. таких ракет, из которых до 5 тыс. единиц устанавливаются на надводных кораблях и подводных лодках», – говорит эксперт. Он приводит данные о том, что, кроме того, в Европе сосредоточено 480 американских тактических ядерных авиабомб, способных выполнять и стратегические задачи (300 под собственным контролем и еще 180 единиц, переданных ряду государств трансатлантического альянса). Вокруг европейского континента курсирует половина из 30 боевых кораблей ВМС США, уже оснащенных самыми эффективными противоракетами «Стэндард-3». Пентагон создал в непосредственной близости от России семь новых постоянно действующих военных баз «передового базирования» на территории Болгарии, Литвы, Польши, Румынии и Эстонии. На очереди – Украина. Россия должна решительно и заблаговременно противодействовать таким планам.

Между тем руководитель Центра международной безопасности Алексей Арбатов считает, что выход России из Договора о РСМД может иметь очень большие негативные для нее последствия. И Арбатов предлагает: «Прежде чем отрезать, все надо отмерить, причем не семь, а семьдесят семь раз». По его мнению, исторические уроки «показывают бесплодность попыток любых держав самоутвердиться за счет разрушения международных договоров. Для того есть более действенные, хотя и менее простые способы, например рациональная и рачительная военная политика, подъем экономики, решение социальных проблем. И лишь на таком пути возможно реально упрочить статус великой державы, повысить международный престиж и безопасность государства», считает Арбатов.

Видимо, прислушиваясь к подобным мнениям, российское руководство пока не спешит принимать решение на выход из Договора о РСМД.Хотя, если вспомнить, в 2014 году президент РФ Владимир Путин уже намекал США и НАТО о возможности такого решения.

Наши рекомендации