Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья 49
тим, что ранние греческие географы, например Гекатей (конец VI в. до н. э.), севернее Скифии располагали полумифическую страну Гиперборею, а более поздние, например Птолемей (II в. н. э.), территорию Великой русской равнины включали в европейское пространство, оставляя за Скифией только территорию современной Сибири. Юго-восточная сфаригда, по Эратосфену, состоит из Арианы — страны ариев (современный Иран) и Индии. Таким образом, проблемы соотношения и взаимоотношений «Запад — Восток» и «Север — Юг» были известны уже в античную эпоху.
Страбон решает и другую геополитическую задачу — соотношение географического положения, расположения страны по отношению к морю, влияния географической среды и развития общества. Он утверждает, что море определяет очертания суши, делает их удобными или неудобными для обитания. Море в сочетании с реками, природный ландшафт (горы, долины), острова и проливы создают «свойства... связанные с местностью и не являющиеся делом рук человеческих». Изменчивость этих природных свойств (т. е. географических условий) влияет на развитие человеческих обществ, полисов, государств. Ухудшение среды обитания, а также природные катаклизмы (землетрясения, извержения вулканов, цунами) могут замедлять развитие полисов или уничтожать целые страны, например Атлантиду1.
Завершает Страбон исследования ойкумены описанием, используя современную терминологию, административно-территориального деления Римской империи, т. е. предлагая решение проблемы региональной геополитики, которая ввиду колоссального роста размера территории Древнего Рима превращалась в глобально-региональную геополитическую задачу.
Геополитические концепции арабского мира времен Средневековья
Колыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров, находящийся в юго-западной части евразийского материка и занимающий промежуточное положение между Европой, Центральной и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой. Площадь поверхности полуострова Аравия — 3 млн кв. км (более четверти площади Европы). Он
1 Там же. С. 121-122.
Глава 2. Предыстория геополитики
Глава 2. Предыстория геополитики
манского права. Это центр мира, здесь находятся- политическая столица и религиозный центр всех правоверных.
2. Область мирного договора — страны, подчинившиеся мусульманам путем договора. Немусульманское население этих стран находится под покровительством ислама и платит за это специальную подушную подать (джизйа). Говоря языком современной геополитики, это своеобразная мусульманская полупериферия мира.
3. Область войны — немусульманские страны, не имеющие мирного договора с Халифатом и, следовательно, находящиеся с ним в состоянии войны. Это мировая периферия, которая должна быть превращена в мусульманскую полупериферию.
Для того чтобы привести весь мир к исламу, мусульманам необходимо вести постоянную борьбу за веру — джихад, который может быть трех видов, джихад сердца — борьба со своими собственными недостатками; джихад языка — запрет порицаемого и разрешение одобряемого исламом; газават (набег) или фатх (завоевание, победа). В священной войне запрещено убивать женщин, детей, стариков и священников даже немусульманского вероисповедания, но население и его собственность завоеванной страны становятся военной добычей.
Таким образом, геополитика ислама реализовывалась через определенную государственную форму — Халифат, видела в центре мира арабскую нацию, сплоченную мусульманской религией, святилища которой находятся в Мекке — религиозном центре мусульман и всего будущего мира. Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым посредством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусульман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализацию этой цели.
Геополитические идеи и концепции высказывали в своих сочинениях многие арабские ученые, среди которых следует выделить великих мыслителей Аль-Фараби и Ибн-Хальдуна.
Аль-Фараби (870-950)
Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби —'великий арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель — родился на крайнем востоке Халифата в г. Отраре, расположенном на берегу Сырдарьи в пограничной с тюрками области Мавераннахр. Отец Фараби был тюрком, но служил в войсках Халифата. Фараби получил бле-