Задачи промышленного развития страны
Семинар № 8.
Вторая часть главы 5.
«Подъем предпринимательской деятельности
во второй половине XIX - начале XX вв. в России»
Задачи промышленного развития страны.
Качественно новая черта после реформенного периода в России состояла в том, что главная предпринимательская деятельность разворачивалась в сфере промышленности, где буржуазия училась объединяться экономически - в акционерных компаниях, и политически - в организациях, используя прессу, получая специальное образование, формируя свои идеи, регулируя свои отношения с наемными работниками.
Промышленное развитие России осуществлялось царским правительством, по крайней мере до конца XIX в., не как самоцель, а как средство для достижения другой цели - поддержания государственного статуса страны при условии сохранения политического режима (самодержавия) и его опоры -поместного дворянства, которому хотели дать возможность приспособиться к новым условиям.
Серьезное понимание значения промышленного развития страны было свойственно лишь сравнительно узкому кругу компетентных лиц. В своих воспоминаниях С. Ю. Витте не без оснований сетовал на то, что "вообще вопрос о значении промышленности в России еще не оценен и не понят. Только наш великий ученый Менделеев... вопрос этот понял и постарался просветить русскую публику". В наиболее полном виде свое понимание промышленного развития Д. И. Менделеев выразил в книге "К познанию России", где он ставит промышленное развитие "на первый план" и подчеркивает, что "вся сущность фабрик и заводов состоит именно в... экономии труда не только при производстве непосредственно промышленных изделий, но и при применении их в последующем в сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях народного хозяйства".
В официальных документах ставились следующие задачи промышленного развития страны:
1) удовлетворение спроса со стороны как внутреннего рынка, так и государства, что давало возможность сократить импорт и обеспечить коммерческую независимость от Запада. Частный спрос вызывал озабоченность лишь тогда, когда его размеры достигали некоторой критической величины, опасной для развития внешнеторгового баланса. Государственный спрос в значительной его части покрывался за счет казенной промышленности и импорта. Но по мере возрастания нужд государства усиливалась его зависимость от частного сектора промышленности;
2) создание пищевой обрабатывающей промышленности способствовало расширению спроса на товары сельского хозяйства, обработка сельскохозяйственного сырья - улучшению сбыта сельскохозяйственной продукции;
3) увеличение промышленного экспорта и экономическое завоевание внешних рынков, особенно в Азии;
4) обеспечение работой свободной от сельского хозяйства рабочей силы и ради решения земельной проблемы, и для обеспечения налогоплатежности этой части населения.1
Выдвижение подобных задач объяснялось тем, что любое правительство, даже в самом абсолютистском государстве, в конечном счете, было только выразителем экономической необходимости, вытекающей из положения страны, оно должно было следовать за ее развитием. Правительственная политика, направленная на ускорение торгово-промышленного развития, а потому как бы опережавшая его, была одной из причин того, что буржуазия не выдвигала широкой программы требований в области экономической политики. Осознавая свою слабость, буржуазия сама апеллировала к правительству. Министерство финансов должно было даже проявлять инициативу в отношении образования предпринимательских организаций и выработки ими общих пожеланий относительно мер правительственной политики. Эти превентивные меры как бы нейтрализовали крепостнические пережитки, мешающие развитию промышленности. Такое искусственное стимулирование, а вместе с тем стеснение свободы капиталистического предпринимательства в промышленности и правовая неопределенность, необеспеченность предпринимательской деятельности не просто осложняли ее, но и вызывали рост нижнего предела прибыли, делавшего выгодным, а следовательно, и возможным капиталистическое производство. Законодательная неотрегулированность, и, значит, рискованность предпринимательства уменьшали вложения капитала в промышленность.
Общее коммерческое законодательство, существовавшее в России в середине XIX в. и сохранявшееся без коренных изменений в течение всей второй половины века, не отвечало требованиям промышленности и торговли, плохо охраняло неприкосновенность частной собственности и частной промышленной деятельности. Объективная причина, как уже отмечалось, была в том, что не существовало норм не только экономического, но и обычного права, из которого выросло промышленное и торговое западноевропейское законодательство.
Решение об открытии предприятия принимал губернатор, используя разрозненные указания и применяя их к местным условиям. Среди них важное место занимали указания, ограничивающие развитие промышленности из-за загрязнения окружающей среды, вырубки леса, появления пришлых людей. Прямой заинтересованности губернаторов в развитии промышленности не было, поэтому предприятия запрещали, предъявляя трудновыполнимые условия. Гильдейские учреждения не вмешивались в регламент устройства и производственной деятельности фабрик и заводов. Хотя формально правом учреждать предприятия пользовались все, кроме крепостных крестьян, после 1861 г. получили его и они.
Опыт и влияние Запада было важным фактором в процессе промышленной модернизации и капиталистической эволюции России, играли роль также претензии России на роль великой державы. Именно возможность или невозможность, целесообразность или нецелесообразность применения опыта Запада в условиях России были часто основным стержнем дискуссий в правительственных сферах и в обществе.