Задачи промышленного развития страны

Семинар № 8.

Вторая часть главы 5.

«Подъем предпринимательской деятельности

во второй половине XIX - начале XX вв. в России»

Задачи промышленного развития страны.

Качественно новая черта после реформенного периода в России состояла в том, что главная предпринимательская дея­тельность разворачивалась в сфере промышленности, где бур­жуазия училась объединяться экономически - в акционерных компаниях, и политически - в организациях, используя прессу, получая специальное образование, формируя свои идеи, регу­лируя свои отношения с наемными работниками.

Промышленное развитие России осуществлялось царским правительством, по крайней мере до конца XIX в., не как са­моцель, а как средство для достижения другой цели - под­держания государственного статуса страны при условии сохра­нения политического режима (самодержавия) и его опоры -поместного дворянства, которому хотели дать возможность приспособиться к новым условиям.

Серьезное понимание значения промышленного развития страны было свойственно лишь сравнительно узкому кругу компетентных лиц. В своих воспоминаниях С. Ю. Витте не без оснований сетовал на то, что "вообще вопрос о значении про­мышленности в России еще не оценен и не понят. Только наш великий ученый Менделеев... вопрос этот понял и постарался просветить русскую публику". В наиболее полном виде свое понимание промышленного развития Д. И. Менделеев выразил в книге "К познанию России", где он ставит промышленное развитие "на первый план" и подчеркивает, что "вся сущность фабрик и заводов состоит именно в... экономии труда не только при производстве непосредственно промышленных изделий, но и при применении их в последующем в сельском хозяйстве, транспорте и других отраслях народного хозяйства".

В официальных документах ставились следующие задачи промышленного развития страны:

1) удовлетворение спроса со стороны как внутреннего рынка, так и государства, что давало возможность сократить импорт и обеспечить коммерческую независимость от Запада. Частный спрос вызывал озабоченность лишь тогда, когда его размеры достигали некоторой критической величины, опас­ной для развития внешнеторгового баланса. Государственный спрос в значительной его части покрывался за счет казенной промышленности и импорта. Но по мере возрастания нужд государства усиливалась его зависимость от частного сектора промышленности;

2) создание пищевой обрабатывающей промышленности спо­собствовало расширению спроса на товары сельского хозяйства, обработка сельскохозяйственного сырья - улучшению сбыта сель­скохозяйственной продукции;

3) увеличение промышленного экспорта и экономическое завоевание внешних рынков, особенно в Азии;

4) обеспечение работой свободной от сельского хозяйства рабочей силы и ради решения земельной проблемы, и для обеспечения налогоплатежности этой части населения.1

Выдвижение подобных задач объяснялось тем, что любое пра­вительство, даже в самом абсолютистском государстве, в ко­нечном счете, было только выразителем экономической необхо­димости, вытекающей из положения страны, оно должно было следовать за ее развитием. Правительственная политика, направ­ленная на ускорение торгово-промышленного развития, а потому как бы опережавшая его, была одной из причин того, что бур­жуазия не выдвигала широкой программы требований в области экономической политики. Осознавая свою слабость, буржуазия сама апеллировала к правительству. Министерство финансов должно было даже проявлять инициативу в отношении образова­ния предпринимательских организаций и выработки ими общих пожеланий относительно мер правительственной политики. Эти превентивные меры как бы нейтрализовали крепостнические пережитки, мешающие развитию промышленности. Такое искус­ственное стимулирование, а вместе с тем стеснение свободы ка­питалистического предпринимательства в промышленности и правовая неопределенность, необеспеченность предпринима­тельской деятельности не просто осложняли ее, но и вызывали рост нижнего предела прибыли, делавшего выгодным, а следо­вательно, и возможным капиталистическое производство. Зако­нодательная неотрегулированность, и, значит, рискованность предпринимательства уменьшали вложения капитала в про­мышленность.

Общее коммерческое законодательство, существовавшее в России в середине XIX в. и сохранявшееся без коренных из­менений в течение всей второй половины века, не отвечало требованиям промышленности и торговли, плохо охраняло не­прикосновенность частной собственности и частной промыш­ленной деятельности. Объективная причина, как уже от­мечалось, была в том, что не существовало норм не только экономического, но и обычного права, из которого выросло промышленное и торговое западноевропейское законодательство.

Решение об открытии предприятия принимал губернатор, используя разрозненные указания и применяя их к местным условиям. Среди них важное место занимали указания, огра­ничивающие развитие промышленности из-за загрязнения ок­ружающей среды, вырубки леса, появления пришлых людей. Прямой заинтересованности губернаторов в развитии промыш­ленности не было, поэтому предприятия запрещали, предъяв­ляя трудновыполнимые условия. Гильдейские учреждения не вмешивались в регламент устройства и производственной дея­тельности фабрик и заводов. Хотя формально правом учреждать предприятия пользовались все, кроме крепостных крестьян, после 1861 г. получили его и они.

Опыт и влияние Запада было важным фактором в процессе промышленной модернизации и капиталистической эволюции России, играли роль также претензии России на роль великой державы. Именно возможность или невозможность, целесооб­разность или нецелесообразность применения опыта Запада в условиях России были часто основным стержнем дискуссий в правительственных сферах и в обществе.

Наши рекомендации