Формализация электоральных целей избирательной кампании по социальным группам населения
Группа электората | Примерное число(чел.) | Возможная явка (в %) | Какая часть может голосовать за кандидата (в %) | Всего |
Интеллигенция | 25000 | 15 000 | ||
Молодые предприниматели | 15000 | |||
Женщины 250 лет | 60000 | 12 000 | ||
ВСЕГО: | 36 000 |
Какая часть
Группа Примерное Возможная _
rJ Г , , „,,__ может голосовать Всегоэлектората число(чел.) явка (в %) , „..________ ________________________ за кандидата (в %)_________
Интеллигенция 25 000__________ 80____________ 75_________ 15 000
Молодые предприниматели_______ 15 000_________ 80_________ 75 9000
Женщины
250 лет___________ 60 000________ 50____________ 40_________ 12 000
ВСЕГО:_____ I___________________________________ 1 36 000
Понятно, что невозможно заполнить подобную таблицу точными цифрами - в конце концов, политика - это искусство, а не наука. Но заполнение таблицы поможет оценить, правильно ли выбрана стратегия выявления «целевой группы» избирателей.
Важной задачей является выявление групп населения, которые не станут частью целевого электората кандидата. В ходе стратегического планирования необходимо определить, что, например, «кандидат не будет работать с отставными военными», или «кандидат не будет работать с «челноками».
Такого рода анализ важен. Многие кандидаты проигрывают свои кампании именно потому, что не могут определить свои «целевые группы».
При проведении кампаний любого уровня надо учитывать и более широкий политический контекст, в частности, отношение к тому или иному кандидату со стороны федеральных органов управления, поддержку общероссийских партий. Ведь выборы 1999— 2002 годов показали, что влияние федеральных структур на выборы со времен Б. Ельцина только увеличилось, хотя осуществляется при этом без огласки.
5. Определение четкой разницы между кандидатом и основными соперниками
Цель этого этапа - четкая идентификация своего кандидата, выделение его из группы «других». Ведь если кандидаты не отлича-
ются друг от друга, то выбор становится случайным, и реалистические стратегии невозможны.
Преимущество программы и имиджа кандидата перед каждым пунктом программы и имиджем противника можно выявить с помощью таблицы 9.
Таблица 9
Сравнение соперников (политических позиций, имиджа и программ, опыта)
Область сравнения | Кандидат X | Кандидат Y |
Ценности | Идет на компромисс | Приверженность партийным интересам, нежелание идти на компромисс |
Ассоциации | Положительные перемены | Застой |
Психологические качества | Оптимистичен, отзывчив | Пессимистичен, безразличен, бессердечен |
Программа | За частную инициативу, за развитие бизнеса, рост экономики | За сильную социальную защиту, за поддержку неэффективных госпредприятий |
Опыт | Богатый опыт работы в правительстве | Серое прошлое |
Область „ v „ ж,Кандидат X Кандидат Yсравнения_______________________________________________________
Ценности Идет на компромисс Приверженность
партийным интересам, нежелание идти на
________________________________________ компромисс_____________
Ассоциации______ Положительные перемены Застой_________________
Психологические Оптимистичен, отзывчив Пессимистичен,
качества__________________________________ безразличен, бессердечен
Программа За частную инициативу, За сильную социальную
за развитие бизнеса, рост защиту, за поддержкуэкономики неэффективных госпред-
_________________________________________ приятии_______________
Опыт Богатый опыт работы в Серое прошлое____________ правительстве
После коллективного заполнения предложенных таблиц выбираются наиболее яркие отличительные черты кандидата, которые в дальнейшем становятся базой разработки имиджа и агитационных документов.
Для успеха кампании надо показать четкий контраст между кандидатом и противниками. Если же этого не сделать, то у избирателей не будет. оснований голосовать именно за данного кандидата. Ниже (табл. 10) приведен пример подобной работы по позиционированию «своего кандидата», взятый из реальной кампании по выборам депутатов Государственной Думы РФ в 1999 году. Анализ, проведенный командой кандидата по предлагаемой форме, показал, что в данном случае очень трудно провести четкое позиционирование своего кандидата - по большинству основных характеристик он не отличался радикально от других кандидатов в лучшую сторону. Поэтому пришлось придумывать новые критерии (родственники, новое имя) для того, чтобы «отстроиться» от основных соперников.
Таблица 10 Позиционирование основных кандидатов