Роль международной торговли ЮВА в конце древности – начале средневековья

Процессы восприятия социального опыта в ЮВА проходили по тем же законам, что и в других частях света, особенно активно они шли в моменты перехода от одной стадии социального развития к другой. Важнейшая специфика ЮВА в том, что здесь они шли в условии интенсивных торговых и миссионерских (но не политических) контактов, когда право отбора было за принимающей стороной.

В древности важнейшая особенность ЮВА с точки зрения внутренних и внешних контактов заключалась в наличие доступных месторождений металла (прежде всего меди и олова). Во многих районов ЮВА существовали доступные и богатые залежи металлов. В ЮВА внутрирегиональная торговля металлами начинается очень рано – судя по данным археологии с самого начала III тыс. до н.э.

Внешние торговые связи начинаются с I-II вв. н.э., это время наиболее интенсивных международных торговых контактов с Западом, в результате которых осуществлялось восприятие «средиземноморского» (греко-римского) и южноиндийского опыта. Благодаря античным Периплам и Географиям, информация в Риме об Индии и западной части ЮВА была достаточно точной. Международные торговые маршруты протянулись от Александрии египетской до портов Южной Индии, Бенгалии и побережий Индокитайского п-ва. Отдельные центры приморских аграрных очагов на полуострове и в устьях рек на побережье в Нусантаре также вошли в систему мировой торговли.

Индийские купцы привозили из ЮВА (Суварнадви­пы — «Золотой земли») камфору, слоновую кость, черепах, цен­ную древесину. Есть археологические свидетельства о греко-римских импортах на Индокитайском п-ве: в городе-порте Окео, в монских портах на территории южной Мьянмы (Шрикшетре и др.) находят керамику, изображения божеств, ювелирные изделия, монеты и пр. Видимо, индийское и «средизимноморское» влияние (греко-римское) в первые два века нашей эры действовали в сопоставимой мере. Находок индийских предметов в ЮВА много больше, чем греко-римских. Наиболее интенсивное восприятие индийского опыта приходится на III–IV вв.

До III–IV вв. внешняя торговля была регулярной и достигала больших масштабов. Об этом говорит то, что самые большие корабли, которые сооружали греки — коландии, которые брали на борт несколько сот человек и сотни тонн груза, ходили именно между Индией и Малаккским п-вом. К V в. эта торговля почти прекратилась, христианской Византии не нужно было такого количества редких приправ, пряностей и всего того, что украшает жизнь, как Риму.

Здесь есть еще один элемент межэтнических контактов, который очень важен. Контакты на уровне народов и контакты на уровне его интеллектуальной и административной верхушки. Это совершенно разные вещи. Контакты между народами могут быть слабыми, могут вообще не быть, а контакты между верхушками были уже с неолита на огромных расстояниях. И когда мы говорим об этнических взаимодействиях и т.д., то взаимодействие языковое – это одно, это - массовые этнические контакты, а взаимодействие религиозное – это другое. Наиболее яркий и всем известный пример это то, что было, когда воспринимались религии.

Заключение

В завершении суммируем факторы, которые определяют особенности исторического развития ЮВА, в целом и межэтнические отношения, в частности.

Контакты внутри ЮВА затруднены в силу особенностей внутренних ландшафтных границ. Огромные естественные границы региона – на северо-западе через Ассам верховья больших рек ЮВА непроходимы, огромные моря.

Около 80% населения живет в долинах крупных и средних рек, что занимает всего около 20% территории региона, но именно там, сосредоточены основные центры политической, культурной и экономической жизни. Эти долины разделены горами, высокими, заросшими лесом, где тоже на разных высотах живут представители разных народов. Их плотность ниже, социальная организация проще.

Земельные ресурсы в ЮВА расширялись не за счет переселения, поскольку была масса свободной земли вокруг деревень, которая регулярно заполнялась. Межэтнических конфликтов, когда у кого-то не хватает земли и двигается ее осваивать, практически нет. Они есть только во Вьетнаме с чамами, многовековые, скверно для чамов завершившиеся, и больше нигде. Очень важно, что хватало земли для рисовода.

Специфика сельского хозяйства. Орошаемое рисоводство и его следствия: постоянство поселений века и тысячелетия. Запустений и забрасываний поселений из-за климата или вторжений не было. Очень устойчивые деревенские образования – высокоорганизованные и меньше нуждающиеся в государстве. Культ предков более развитый и замедливший распространение больших религий (типа мировых) В западной Азии велики религии распространялись быстро. Отсюда следствие, обожествление монархов конца древности- начала средних веков больше, чем в западной Азии. Оппозиции духовенство чиновники в ЮВА почти не было.

Здесь формировалась самодостаточность, нехватка земли появляется очень поздно, а поскольку земли хватало, демографическое давление тоже не выталкивало традиционные этносы на чужую землю, они тысячелетиями жили рядом друг с другом, имея государственность, иногда навязывая свою политическую власть, собирая в свою пользу налоги, но не заселяя чужие земли. Только в ХХ в. ситуация изменилась. В результате, рождаемость во Вьетнаме на начало XX в. была 16 миллионов, к началу XXI в. – 80 миллионов.

Хотя похожие процессы идут везде, до значительных конфликтов это пока не доводило. Единственный народ, который не мог не провоцировать конфликты, — это вьеты, у которых не хватало земли уже с XIII–XIV вв. Они конфликтовали, сначала с чамами, потом с кхмерами, и это продолжается до сих пор. У всех остальных народов крестьянских значительных претензий к друг другу нет.

В ЮВА никогда не было вторжений этносов извне. Нерисоводу (кочевнику, пшеничнику) в ЮВА делать нечего, а смена типа хозяйства не возможна. До прихода европейцев народы ЮВА развивались без существенной внешней угрозы. Никогда не было иноэтничных династий. Им никогда не приходилось выступать против внешнего врага. Единственный случай — когда в XIII в. пришли монголы, но они были изгнаны отовсюду — сначала из восточного Индокитая, потом из северо-западного, а потом и из Явы. Для государств, у которых много земли, металла и нет внешних врагов — это создает социальную самодостаточность. Эта самодостаточность – черта основного слоя населения ЮВА — свободного рисоводческого крестьянства.

[1] В мировую археологическую науку эти представления были введены гарвардским профессором Чжан Гуанжи в известной обобщающей работе «Археология древнего Китая». В его переиздании в 1986 г. он обратил внимание на публикацию китайского (тайваньского) ученого Дин Су, см.: Chang Kwang-chih. Archaeology of Ancient China. New Haven–London, 1986. Именно Дин Су еще в 1965 г. писал о существовании Древнего Проливана территории современной Великой равнины, о последующих изменениях береговой линии и т.п. См.: Дин Су. Хуабэй дисинши юй Шан Инь лиши (История ландшафта китайского севера и история Шан-Инь). ― Bulletene Institute Ethnology, Academia Sinica. № 20, 1965, р. 155–162 (в «Гудай Чжунго каогу сюэ»). Эти представления уже давно вошли в науку, об этом говорит то, что процесс формирования Великой равнины показан в самом распространенном «Атласе физической географии КНР» (Чжунго цзыжань дили туцзи. П., 2000, с.127). Однако до настоящего времени при анализе археологического материала, и тем более его общеисторической интерпретации, эти данные используются редко.

[2] Древним Проливом мы называем пролив, который возник в следствии трансгрессии вод мирового океана с XVIII по III тыс. до н.э. Постепенно на его месте в результате как понижения вод (регрессии), так и занесения наносами с Лесового плато стала формироваться Великая китайская равнина.

[3] Для неолита аустронезийцев также характерны специфические изделия из нефрита – диски с несколькими фигурными выступами (у чамов). Такие диски встречаются на востоке Индокитая, Тайване и далее к северу вплоть до Шаньдуна. Другим этнокультурным признаком аустронезийцев принято считать колотушки для изготовления тапы – материи из спрессованного луба деревьев семейства тутовых (шелковицы, хлебного дерева, фикусов и т.п.), которые были распространены до начала ткачества.

[4] Похожие мотивы характерны и для расписной керамики того же времени на Среднем Меконге.

Наши рекомендации