Особенности этнического взаимодействия в Юго-Восточной Азии в историческом контексте

Деопик Д.В.

Особенности этнического взаимодействия в Юго-Восточной Азии в историческом контексте

(доклад, представленный на конференции)

Введение

Исторические границы региона

Сначала дадим общую характеристику особенностям ЮВА как мирового региона. В своих современных границах ЮВА простирается от границ с Индией и Китаем до островов Океании, включая территории стран Индокитайского и Малаккского полуостровов, островов Филиппинского и Индонезийского архипелагов. Одна из особенностей ЮВА как исторического региона заключается в том, что на протяжении древности на севере и западе его граница с двумя другими мировыми регионами Восточной и Южной Азией менялась. Так, вплоть до последних веков до нашей эры в состав исторического региона ЮВА (или «прото-Юго-Восточная Азия») входили земли двух крупных областей: юга современной Восточной Азии (территория КНР южнее рек Хуайхэ и Янцзы) и востока Южной Азии (северо-восточное побережье п-ва Индостан и районы к северо-востоку от него). Поэтому история севера исторического региона Юго-Восточная Азия является частью истории и Восточной, и Юго-Восточной Азии. Современная граница ЮВА начала устанавливаться по мере продвижения государственности сино-тибетцев хуася на юг в рамках империй Цинь, Западная и Восточная Хань. Ее складывание можно отнести к I в. н.э., но окончательно она установилась только к началу Х в. н.э., когда вьеты восстановили свою государственность.

Важнейшие особенности ЮВА

Для всех долинных частей и прото-ЮВА, и затем с I в. н.э. собственно ЮВА, характерны следующие особенности: поливное рисоводство как основополагающий хозяйственно-культурный тип; небольшая прочная община как основа социальной структуры; более развитой, чем у других народов, культ предков как основная вера; наличие этнолингвистической общности (все народы, кроме пришедших позднее тибето-бирманцев, объединяет аустрический праязык (см. далее); а также генетическая общность.

Важной этнокультурной особенностью, определяющей специфику контактов между народами ЮВА, особенно тех которые жили на границах с сино-тибетцами хуася, является «религиозная дополнительность» – т.е. сосуществование применительно к различным сферам жизни разных верований (например, в общественной жизни, в отношениях человека и государства человека и сил природы, в сфере нравственности). Этот принцип в настоящее время является определяющим и в Китае, Корее, Японии; без знаний о нем трудно представить религиозную жизнь почти двух миллиардов человек.

С точки зрения этнической истории, для понимания особенностей истории ЮВА важно учитывать действие закона «неравномерности развития», который связывает развитие общества с условиями вмещающего ландшафта. Здесь это морское побережье, долины больших рек, долины средних и малых рек, предгорные и горные районы. Как и везде, жители горных и предгорных районов существенно отставали в технологическом и социальном развитии по сравнению с жителями долин больших рек и морского побережья. И в наше время в долинах живут народы, создававшие экономически и социально сложные структуры, за пределами же таких долин живут народы, сохраняющие уклад жизни, близкий к первобытному. Большинство жителей крупных долин отделены друг от друга районами проживания более «простых» народов. Это во многом предопределило военно-политическую историю региона.

Население

Следует отметить устойчивость расселения и прикрепленность к исконной жизненной среде, внутри региональная мобильность невелика, невелик и отток за рубеж — рисоводческая община долинных народов очень устойчива и долговременна. Это и обусловило базовые характеристики всех основных этносов Юго-Восточной Азии и многое определяла в межэтнических отношениях. Действительно, начиная с неолита (IX – первая половина III тыс. до н.э.) земледелие, повсюду в исторической ЮВА (бассейн Янцзы и южнее) — базировалось на разведении поливного риса. Это создало ситуацию, нетипичную для земледельческих районов Восточной и Западной Азии — для разведения высокоурожайного поливного риса не нужно больших площадей вокруг деревни и на небольшой площади можно собирать два урожая в год. Сложные технологии рисоводства не предполагают активных перемещений, поэтому, например, археологами в ЮВА обнаружено немало раннеземледельческих многослойных памятников (по 4-5 метров культурного слоя). Это говорит о возможности культурной и этнической преемственности на протяжении тысяч лет — редкое явление в мировой истории.

Заключение

В завершении суммируем факторы, которые определяют особенности исторического развития ЮВА, в целом и межэтнические отношения, в частности.

Контакты внутри ЮВА затруднены в силу особенностей внутренних ландшафтных границ. Огромные естественные границы региона – на северо-западе через Ассам верховья больших рек ЮВА непроходимы, огромные моря.

Около 80% населения живет в долинах крупных и средних рек, что занимает всего около 20% территории региона, но именно там, сосредоточены основные центры политической, культурной и экономической жизни. Эти долины разделены горами, высокими, заросшими лесом, где тоже на разных высотах живут представители разных народов. Их плотность ниже, социальная организация проще.

Земельные ресурсы в ЮВА расширялись не за счет переселения, поскольку была масса свободной земли вокруг деревень, которая регулярно заполнялась. Межэтнических конфликтов, когда у кого-то не хватает земли и двигается ее осваивать, практически нет. Они есть только во Вьетнаме с чамами, многовековые, скверно для чамов завершившиеся, и больше нигде. Очень важно, что хватало земли для рисовода.

Специфика сельского хозяйства. Орошаемое рисоводство и его следствия: постоянство поселений века и тысячелетия. Запустений и забрасываний поселений из-за климата или вторжений не было. Очень устойчивые деревенские образования – высокоорганизованные и меньше нуждающиеся в государстве. Культ предков более развитый и замедливший распространение больших религий (типа мировых) В западной Азии велики религии распространялись быстро. Отсюда следствие, обожествление монархов конца древности- начала средних веков больше, чем в западной Азии. Оппозиции духовенство чиновники в ЮВА почти не было.

Здесь формировалась самодостаточность, нехватка земли появляется очень поздно, а поскольку земли хватало, демографическое давление тоже не выталкивало традиционные этносы на чужую землю, они тысячелетиями жили рядом друг с другом, имея государственность, иногда навязывая свою политическую власть, собирая в свою пользу налоги, но не заселяя чужие земли. Только в ХХ в. ситуация изменилась. В результате, рождаемость во Вьетнаме на начало XX в. была 16 миллионов, к началу XXI в. – 80 миллионов.

Хотя похожие процессы идут везде, до значительных конфликтов это пока не доводило. Единственный народ, который не мог не провоцировать конфликты, — это вьеты, у которых не хватало земли уже с XIII–XIV вв. Они конфликтовали, сначала с чамами, потом с кхмерами, и это продолжается до сих пор. У всех остальных народов крестьянских значительных претензий к друг другу нет.

В ЮВА никогда не было вторжений этносов извне. Нерисоводу (кочевнику, пшеничнику) в ЮВА делать нечего, а смена типа хозяйства не возможна. До прихода европейцев народы ЮВА развивались без существенной внешней угрозы. Никогда не было иноэтничных династий. Им никогда не приходилось выступать против внешнего врага. Единственный случай — когда в XIII в. пришли монголы, но они были изгнаны отовсюду — сначала из восточного Индокитая, потом из северо-западного, а потом и из Явы. Для государств, у которых много земли, металла и нет внешних врагов — это создает социальную самодостаточность. Эта самодостаточность – черта основного слоя населения ЮВА — свободного рисоводческого крестьянства.

[1] В мировую археологическую науку эти представления были введены гарвардским профессором Чжан Гуанжи в известной обобщающей работе «Археология древнего Китая». В его переиздании в 1986 г. он обратил внимание на публикацию китайского (тайваньского) ученого Дин Су, см.: Chang Kwang-chih. Archaeology of Ancient China. New Haven–London, 1986. Именно Дин Су еще в 1965 г. писал о существовании Древнего Проливана территории современной Великой равнины, о последующих изменениях береговой линии и т.п. См.: Дин Су. Хуабэй дисинши юй Шан Инь лиши (История ландшафта китайского севера и история Шан-Инь). ― Bulletene Institute Ethnology, Academia Sinica. № 20, 1965, р. 155–162 (в «Гудай Чжунго каогу сюэ»). Эти представления уже давно вошли в науку, об этом говорит то, что процесс формирования Великой равнины показан в самом распространенном «Атласе физической географии КНР» (Чжунго цзыжань дили туцзи. П., 2000, с.127). Однако до настоящего времени при анализе археологического материала, и тем более его общеисторической интерпретации, эти данные используются редко.

[2] Древним Проливом мы называем пролив, который возник в следствии трансгрессии вод мирового океана с XVIII по III тыс. до н.э. Постепенно на его месте в результате как понижения вод (регрессии), так и занесения наносами с Лесового плато стала формироваться Великая китайская равнина.

[3] Для неолита аустронезийцев также характерны специфические изделия из нефрита – диски с несколькими фигурными выступами (у чамов). Такие диски встречаются на востоке Индокитая, Тайване и далее к северу вплоть до Шаньдуна. Другим этнокультурным признаком аустронезийцев принято считать колотушки для изготовления тапы – материи из спрессованного луба деревьев семейства тутовых (шелковицы, хлебного дерева, фикусов и т.п.), которые были распространены до начала ткачества.

[4] Похожие мотивы характерны и для расписной керамики того же времени на Среднем Меконге.

Деопик Д.В.

Особенности этнического взаимодействия в Юго-Восточной Азии в историческом контексте

(доклад, представленный на конференции)

Введение

Наши рекомендации