Понятие, сущность и виды таможенных режимов
В ст. 19 Таможенного кодекса закреплен основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности) в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.
Ввоз в Россию и вывоз из страны отдельных товаров может быть на основании законодательных актов Российской Федерации и международных договоров запрещен в интересах государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, художественного и археологического достояния народов, защиты права собственности и других интересов.
В определенных случаях возможны ограничения на ввоз или вывоз товаров в связи с соображениями экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка и по другим важным основаниям.
Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными режимами.
Понятие таможенного режима
Слово «режим» в русском языке означает условия деятельности, работы, существования чего-нибудь. В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования, и как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.
Центральное место института таможенного режима в механизме таможенно-правового регулирования обусловлено тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заявленными таможенными режимами (ст. 22 Таможенного кодекса РФ).
Согласно ст. 18 ТК РФ под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Избранный таможенный режим влияет на возможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок таможенного оформления и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.
С помощью таможенного режима определяется:
а) порядок перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации в зависимости от его предназначения (цели перемещения);
б) условия нахождения товара и допустимое использование его на (вне) таможенной территории;
в) права и обязанности заявителя (бенефициара) таможенного режима;
г) в отдельных случаях дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица, перемещающего его через таможенную границу Российской Федерации.
В ТК РФ содержится перечень, включающий 15 таможенных режимов:
1) выпуск для свободного обращения;
2) экспорт;
3) реимпорт;
4) реэкспорт;
5) транзит;
6) временный ввоз (вывоз);
7) переработка на таможенной территории;
8) переработка под таможенным контролем;
9) переработка вне таможенной территории;
10) магазин беспошлинной торговли;
11) свободная таможенная зона;
12) свободный склад;
13) таможенный склад;
14) уничтожение;
Отказ в пользу государства.
В основе выделения таможенных режимов лежит ряд так называемых режимообразующих признаков:
- происхождение товара (является ли он российским или иностранным);
- направление перемещения товара;
- уплата таможенных пошлин и иных налогов, а также предоставление налоговых льгот;
- помещение под таможенный режим непосредственно в силу закона (ТК РФ) или только с разрешения таможенного органа;
- срок нахождения товара под таможенным режимом;
- статус товара после завершения таможенного оформления (полностью или условно выпущенный товар);
- некоторые другие признаки.
Приведенный в ТК РФ перечень таможенных режимов не является исчерпывающим, поскольку в ст. 24 ТК РФ предусмотрено право Правительства РФ и Государственного таможенного комитета России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы.
Так, постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. установлен таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом. При помещении под этот режим товары, обеспечивающие нормальное функционирование дипломатических, торговых представительств и консульских учреждений Российской Федерации, вывозятся за пределы российской таможенной территории без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики.
В ноябре 1994 г. к общему списку таможенных режимов Правительство РФ добавило еще один - режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. Под его действие могут попасть отдельные товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории бывших советских республик лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной или государственной собственности субъектов Российской Федерации. Кроме того, под данный таможенный режим могут быть заявлены инструменты, материалы и другие товары, необходимые для проведения на территории этих государств на коммерческой основе российскими предприятиями и учреждениями научно-исследовательских работ в интересах России. Помещенные под данный режим товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации беспошлинно, к ним не могут применяться меры экономической политики, и их отчуждение возможно только с разрешения российских таможенных органов.
Определения используемых в настоящее время таможенных режимов и их коды, применяемые при заполнении грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), приведены в таблице 1.1.
Определения таможенных режимов
Таблица 1.1.
Выпуск для свободного обращения | Таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе | |
Экспорт | Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию | |
Реимпорт | Таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики | |
Реэкспорт | Таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу | |
Транзит | Таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики | |
Временный ввоз (вывоз) | Таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов и без применения мер экономической политики | |
Переработка на таможенной территории | Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим | |
Переработка вне таможенной территории | Таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики | |
Магазин беспошлинной торговли | Таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а так же без применения к товарам мер экономической политики | |
Свободная таможенная зона/свободный склад | Таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ | |
Таможенный склад | Тамож. режим, при котором ввезенные товары хранятся под тамож. контролем без взимания тамож. пошлин и иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ |
Продолжение таблицы 1.1.
Уничтожение | Таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики | |
Отказ в пользу государства | Таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения мер экономической политики | |
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом | Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики | |
Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР | Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики и не подлежат отчуждению без разрешения таможенных органов |
В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части – подсистемы:
1) нормативно-регулятивную;
2) организационную;
Материально-техническую.
Содержание таможенного режима
Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, которая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.
Под условиями таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима.
Условия. Одним из условий помещения товаров под конкретный таможенный режим является их статус.
Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, магазина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина беспошлинной торговли не могут помещаться товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации (ст. 53 ТК РФ).
Не допускается помещение под таможенный режим временного ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах; квотируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение № 4 к указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).
Условием помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных предусмотренных ограничений (ст. 31 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1002 установлено также, что помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения допускается только при условии погашения задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил.
Для того, чтобы поместить товар под любой из таможенных режимов переработки (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории), необходимо получение лицензии на переработку, выдаваемой таможенным органом организации-переработчику (ст. 60, 66 и 90 ТК РФ).
Помещение товаров под ряд таможенных режимов допускается только с разрешения таможенного органа (таможенные режимы транзита, временного ввоза (вывоза), реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства), получение которого также является условием данных таможенных режимов. Такое разрешение выдается при соблюдении определенных предписаний. Например, получение разрешения на реэкспорт товаров связано с внесением на депозит таможенного органа сумм таможенных пошлин и иных налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске предполагаемых к реэкспорту товаров для свободного обращения (распоряжение ГТК России от 24 марта 1998 г. № 01-14/327 «О таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта»). Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется только при наличии возможности обеспечения надежной идентификации товаров. Таможенный орган не дает разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничтожение товаров может принести существенный вред окружающей природной среде, а также если уничтожение товаров влечет или может повлечь расходы для государства.
Ограничения. Примером ограничения может служить положение таможенного режима временного ввоза товаров, согласно которому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ).
Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с которым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспортировке. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, погрузку, операции, связанные с доукомплектованием или приведением в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны менять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД СНГ на уровне девятого знака цифрового кода.
Таможенный режим магазина беспошлинной торговли предполагает, что заявленные под этот режим товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу. Эти ограничения содержатся в ТК РФ и в приказе ГТК России от 23 июля 1999 г. № 468.
Требования. В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Оно вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается такой режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).
Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это связано с тем, что все товары, находящиеся на территории Российской Федерации, являются либо российскими, либо иностранными. Иностранные товары могут находиться на территории Российской Федерации ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпуска для свободного обращения (при помещении под этот режим товары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режимом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на таможенном складе, предназначены для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.
Требованием таможенного режима экспорта товаров считается зачисление на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций (Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629, ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкция Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541, приказ ГТК России от 24 июля 1995 г. №467 и Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209).
В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения и не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Временной инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной приказом ГТК России от 13 июля 1994 г. № 357). Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помещения под режим таможенного склада. Данное требование распространяется только на указанную категорию товаров.
Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ГТК России смягчается либо отменяется существующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему правилу под таможенный режим переработки под таможенным контролем могут помещаться только иностранные товары. Однако постановлением Правительства РФ от 8 мая 1998 г. №430 было установлено следующее: российские товары, закупаемые иностранным лицом на таможенной территории Российской Федерации с целью их дальнейшей переработки организациями алюминиевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для таможенного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Федерации (до 31 декабря 1998 г.). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможенным контролем как иностранные товары в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством ограничения и требования.