Понятие, сущность и виды таможенных режимов

В ст. 19 Таможенного кодекса закреплен основополагающий принцип, в соответствии с которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны товаров и транспортных средств (в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности) в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом.

Ввоз в Россию и вывоз из страны отдельных товаров может быть на основании законодательных актов Российской Федерации и международных договоров запрещен в интересах государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, художественного и археологического достояния народов, защиты права собственности и других интересов.

В определенных случаях возможны ограничения на ввоз или вывоз товаров в связи с соображениями экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка и по другим важным основаниям.

Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными режимами.

Понятие таможенного режима

Слово «режим» в русском языке означает условия деятельности, работы, существования чего-нибудь. В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторо­го объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирова­ния, который выражен в комплексе правовых средств, характери­зующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозво­лений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих осо­бую направленность регулирования, и как особый порядок право­вого регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.

Центральное место института таможенного режима в меха­низме таможенно-правового регулирования обусловлено тем, что все товары и транспортные средства перемещаются через тамо­женную границу Российской Федерации в соответствии с заяв­ленными таможенными режимами (ст. 22 Таможенного кодекса РФ).

Согласно ст. 18 ТК РФ под таможенным режимом понима­ется совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Избранный таможенный режим влияет на возможность пере­мещения отдельных категорий товаров, на порядок таможенного оформления и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении перемещаемых това­ров и транспортных средств, а также определяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношении последних.

С помощью таможенного режима определяется:

а) порядок перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации в зависимости от его предназначения (це­ли перемещения);

б) условия нахождения товара и допустимое использование его на (вне) таможенной территории;

в) права и обязанности заявителя (бенефициара) таможен­ного режима;

г) в отдельных случаях дополнительные требования к данному товару, а также к статусу лица, перемещающего его через тамо­женную границу Российской Федерации.

В ТК РФ содержится перечень, включающий 15 таможенных режимов:

1) выпуск для свободного обращения;

2) экспорт;

3) реимпорт;

4) реэкспорт;

5) транзит;

6) временный ввоз (вывоз);

7) переработка на таможенной территории;

8) переработка под таможенным контролем;

9) переработка вне таможенной территории;

10) магазин беспошлинной торговли;

11) свободная таможенная зона;

12) свободный склад;

13) таможенный склад;

14) уничтожение;

Отказ в пользу государства.

В основе выделения таможенных режимов лежит ряд так на­зываемых режимообразующих признаков:

- происхождение товара (является ли он российским или ино­странным);

- направление перемещения товара;

- уплата таможенных пошлин и иных налогов, а также предос­тавление налоговых льгот;

- помещение под таможенный режим непосредственно в силу закона (ТК РФ) или только с разрешения таможенного органа;

- срок нахождения товара под таможенным режимом;

- статус товара после завершения таможенного оформления (полностью или условно выпущенный товар);

- некоторые другие признаки.

Приведенный в ТК РФ перечень таможенных режимов не яв­ляется исчерпывающим, поскольку в ст. 24 ТК РФ предусмотрено право Правительства РФ и Государственного таможенного комитета России в пределах своей компе­тенции устанавливать иные таможенные режимы.

Так, постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. установлен таможенный режим вывоза товаров для представи­тельств Российской Федерации за рубежом. При помещении под этот режим товары, обеспечивающие нормальное функционирова­ние дипломатических, торговых представительств и консульских учреждений Российской Федерации, вывозятся за пределы россий­ской таможенной территории без взимания таможенных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики.

В ноябре 1994 г. к общему списку таможенных режимов Прави­тельство РФ добавило еще один - режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР. Под его действие могут попасть отдельные товары, предназначенные для обеспечения дея­тельности расположенных на территории бывших советских рес­публик лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной или государственной собственности субъектов Российской Федера­ции. Кроме того, под данный таможенный режим могут быть заяв­лены инструменты, материалы и другие товары, необходимые для проведения на территории этих государств на коммерческой основе российскими предприятиями и учреждениями научно-исследова­тельских работ в интересах России. Помещенные под данный ре­жим товары вывозятся с таможенной территории Российской Фе­дерации беспошлинно, к ним не могут применяться меры экономи­ческой политики, и их отчуждение возможно только с разрешения российских таможенных органов.

Определения используемых в настоящее время таможенных режимов и их коды, применяемые при заполнении грузовой та­моженной декларации (далее - ГТД), приведены в таблице 1.1.

Определения таможенных режимов

Таблица 1.1.

Выпуск для свободного обращения Таможенный режим, при котором ввози­мые на таможенную территорию Россий­ской Федерации товары остаются постоян­но на этой территории без обязательства об их вывозе
Экспорт Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной терри­тории Российской Федерации без обяза­тельства об их ввозе на эту территорию
Реимпорт Таможенный режим, при котором рос­сийские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без при­менения к товарам мер экономической политики
Реэкспорт Таможенный режим, при котором ино­странные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных тамо­женных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с нормативными правовы­ми актами по таможенному делу
Транзит Таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контро­лем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к това­рам мер экономической политики
Временный ввоз (вывоз) Таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов и без применения мер экономической политики
Переработка на таможенной территории Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим
Переработка вне таможенной территории Таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики
Магазин беспошлинной торговли Таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а так же без применения к товарам мер экономической политики
Свободная таможенная зона/свободный склад Таможенные режимы, при которых ино­странные товары размещаются и использу­ются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, иных нало­гов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и исполь­зуются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ
Таможенный склад Тамож. режим, при котором ввезен­ные товары хранятся под тамож. контролем без взимания тамож. пошлин и иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназна­ченные для вывоза в соответствии с та­моженным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предостав­лением льгот, предусмотренных ТК РФ

Продолжение таблицы 1.1.

Уничтожение Таможенный режим, при котором ино­странные товары уничтожаются под тамо­женным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использо­вания, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики
Отказ в пользу государства Таможенный режим, при котором лицо от­казывается от товара без взимания тамо­женных пошлин, иных налогов, а также без применения мер экономической политики
Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин, а также без применения к товарам мер экономической политики
Вывоз отдельных товаров в государства-бывшие республики СССР Таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Рос­сийской Федерации без взимания тамо­женных пошлин и применения мер эконо­мической политики и не подлежат отчужде­нию без разрешения таможенных органов

В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части – подсистемы:

1) нормативно-регулятивную;

2) организационную;

Материально-техническую.

Содержание таможенного режима

Таможенный режим имеет свою внутреннюю структуру, кото­рая раскрывает его содержание и представляет собой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.

Под условиями таможенного режима понимаются обстоятель­ства, которые обусловливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением кото­рых связана возможность завершения таможенного режима.

Условия. Одним из условий помещения товаров под конкрет­ный таможенный режим является их статус.

Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, отказа в пользу государства, мага­зина беспошлинной торговли. Под таможенный режим магазина бес­пошлинной торговли не могут помещаться товары, запрещенные к реализации на территории Российской Федерации (ст. 53 ТК РФ).

Не допускается помещение под таможенный режим временно­го ввоза (вывоза) расходуемых материалов и образцов; пищевых продуктов и напитков, за исключением случаев их временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в еди­ничных экземплярах; квотируемых товаров, предназначенных для вывоза; а также промышленных отходов (приложение № 4 к ука­занию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).

Условием помещения товаров под таможенный режим выпус­ка для свободного обращения являются уплата таможенных пла­тежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных предусмотренных ограничений (ст. 31 ТК РФ). Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1002 установлено так­же, что помещение товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения допускается только при условии погаше­ния задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил.

Для того, чтобы поместить товар под любой из таможенных режимов переработки (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне та­моженной территории), необходимо получение лицензии на пере­работку, выдаваемой таможенным органом организации-переработчику (ст. 60, 66 и 90 ТК РФ).

Помещение товаров под ряд таможенных режимов допускается только с разрешения таможенного органа (таможенные режимы транзита, временного ввоза (вывоза), реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства), получение которого также является условием данных таможенных режимов. Такое разрешение выдает­ся при соблюдении определенных предписаний. Например, получе­ние разрешения на реэкспорт товаров связано с внесением на депо­зит таможенного органа сумм таможенных пошлин и иных налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске предполагаемых к ре­экспорту товаров для свободного обращения (распоряжение ГТК России от 24 марта 1998 г. № 01-14/327 «О таможенном оформле­нии товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта»). Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется только при наличии возможности обеспечения надежной иденти­фикации товаров. Таможенный орган не дает разрешение на поме­щение товаров под таможенный режим уничтожения, если уничто­жение товаров может принести существенный вред окружающей природной среде, а также если уничтожение товаров влечет или может повлечь расходы для государства.

Ограничения. Примером ограничения может служить положе­ние таможенного режима временного ввоза товаров, согласно ко­торому названный режим допускает только пользование временно ввезенными товарами, что исключает возможность их отчуждения либо передачи во владение третьему лицу (ст. 68 ТК РФ).

Статья 44 ТК РФ закрепляет положение, в соответствии с кото­рым с товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению сохранности этих товаров, а также по подготовке товаров к продаже и транспор­тировке. Операции по обеспечению сохранности товаров могут включать чистку, проветривание, сушку, создание оптимального температурного режима хранения, окрашивание для защиты от ржавчины и т.п. Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке предполагают дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку и переупаковку, маркировку, по­грузку, операции, связанные с доукомплектованием или приведени­ем в рабочее состояние. При этом установлено, что все операции, производимые с товарами, не должны менять характеристики этих товаров, связанные с изменением их классификации по ТН ВЭД СНГ на уровне девятого знака цифрового кода.

Таможенный режим магазина беспошлинной торговли предпо­лагает, что заявленные под этот режим товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, иных налогов и без применения к товарам мер экономической политики (ст. 52 ТК РФ). При этом реализация товаров допускается непосредственно в специальных магазинах (магазинах беспошлинной торговли) только физическим лицам и только в розницу. Эти ограничения содержатся в ТК РФ и в приказе ГТК России от 23 июля 1999 г. № 468.

Требования. В качестве примера можно привести требование таможенного режима экспорта осуществить фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федера­ции. Оно вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом товаров понимается такой режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ).

Следует отметить, что требование вывоза товара за пределы та­моженной территории Российской Федерации сформулировано применительно ко многим таможенным режимам. Это связано с тем, что все товары, находящиеся на территории Российской Феде­рации, являются либо российскими, либо иностранными. Ино­странные товары могут находиться на территории Российской Фе­дерации ограниченное количество времени, после чего они рано или поздно должны быть заявлены под таможенный режим выпус­ка для свободного обращения (при помещении под этот режим то­вары приобретают статус российских) либо вывезены с территории Российской Федерации в соответствии с иным таможенным режи­мом. Это требование свойственно также таможенным режимам таможенного склада (в случае если товары, хранящиеся на тамо­женном складе, предназначены для вывоза из Российской Федера­ции в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, временного вывоза, реэкспорта.

Требованием таможенного режима экспорта товаров считается зачисление на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации валютной выручки от экспорта товаров или ввоз эквивалентных по стоимости товаров (работ, услуг) в установ­ленном порядке в сроки исполнения текущих валютных операций (Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 629, ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», инструкция Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 г. № 86-И и № 01-23/26541, приказ ГТК России от 24 июля 1995 г. №467 и Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1209).

В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия, ограничения и не только общего характера, но и относящиеся к отдельным видам товаров. Так, условием таможенно­го режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Времен­ной инструкции «О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федера­ции», утвержденной приказом ГТК России от 13 июля 1994 г. № 357). Товары, помещенные под режим таможенного склада и предназна­ченные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня их помеще­ния под режим таможенного склада. Данное требование распростра­няется только на указанную категорию товаров.

Иногда нормативными правовыми актами Правительства РФ и ГТК России смягчается либо отменяется существующее условие, требование или ограничение. Например, согласно общему прави­лу под таможенный режим переработки под таможенным контро­лем могут помещаться только иностранные товары. Однако по­становлением Правительства РФ от 8 мая 1998 г. №430 было установлено следующее: российские товары, закупаемые ино­странным лицом на таможенной территории Российской Федера­ции с целью их дальнейшей переработки организациями алюми­ниевой промышленности Российской Федерации, оформлялись таможенными органами в порядке, предусмотренном для тамо­женного режима экспорта при условии соблюдения требований, установленных для товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, без их фактического вывоза за пределы Российской Фе­дерации (до 31 декабря 1998 г.). При этом такие товары могли помещаться под таможенный режим переработки под таможенным контролем как иностранные товары в соответствии с тамо­женным законодательством Российской Федерации.

Помещая товары под определенный таможенный режим, лицо, перемещающее товары, обязуется соблюдать все установленные законодательством ограничения и требования.

Наши рекомендации