Современные федерации и их субъекты
Федерация – это форма разделения объектов ведения между федераций и входящими в ее состав субъектами. Что же до собственно этих «объектов ведения» то это – круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, считаясь с формой правления, равносильные государственные органы федерации и ее субъектов компетентны, будут принимать разнообразные решения.
Федерации отличаются друг от друга, прежде всего по степени централизации власти и управления. Превалируют федерации, в которых достаточно широкий круг вопросов находится в исключительной компетенции, то есть централизованные.
В соответствии с конституциями федеративных государств к совместному ведению федерации и ее субъектов относятся: уголовное, гражданское, трудовое, земельное право и другие отрасли, а так же социальное обеспечение, общие принципы сбора и наложения налогов, торговля, транспорт (кроме федерального), биржевое и банковское дело, образование, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, национальная политика.
К исключительному ведению субъектов федерации, принято относить: местное управление, работы и предприятия, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение должностей, учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, а так же вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организации местной полиции и городского устройства.
1. Германский федерализм
Земли ФРГ имеются свои конституции, которые не нуждаются в утверждении федерацией, собственные парламенты, правительства, законодательства и бюджета, поэтому такую федерацию можно назвать децентрализованной. Хотя, это вызывает противоречивые споры, но основной закон ФРГ закрепляет, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального государства, а так же то, что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель конституции ФРГ (статья 28) [12]. Порядок отношений федерации и земель, к тому же отношение земель между собой – определяют как кооперативный федерализм, так как имеется законодательно оформленная их кооперация между собой. В состав ФРГ, после объединения германский земель, входит 16 земель, которые являются ее субъектами, других административно-территориальных образований на территории федерации не существует. Земли имеют свои законодательные органы – ландтаги, другими словами, сенат, - обычно они состоят из одной палаты и избираются гражданами на 4 года или 5 лет. При отгораживании земель в расчет берут, прежде всего, исторические традиции и экономические связи. Германскую федерацию можно считать симметричной, хотя существуют такие элементы юридического неравенства между землями, которые оспаривают этот факт.
2. Американский федерализм
Все штаты – государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом выхода из федерации. Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления. Во главе штатов стоят избираемые губернаторы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов.[13] Штаты имеют право издавать собственные законы, так же владеют собственным гражданством, в связи с этим, их граждане равноправны на территории всей федерации. Структура органов штатов – напоминает структуру государственных органов, так как законодательные собрания в большинстве случаев – двухпалатные и избираются на основании всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Федерация в США является относительно централизованной, в соответствии с доктриной дуалистического федерализма Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.
3. Швейцарский федерализм
Швейцария – договорная федерация, возникшая полтора столетия назад (1848) в результате перерастания конфедерации (союза независимых государств), возникшей еще в 1291г., в федерацию как единое союзное государство. Асимметрия швейцарского федерализма находит свое выражение не только в наличии, наряду с кантонами, полукантонов, но и в том, что полукантоны имеют лишь одного, а не двух представителей в Совете штатов, а при общенациональных референдумах обладают лишь полуголосом, в отличие от полного голоса неразделенных кантонов. Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся, прежде всего, больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство. Федерация может делегировать часть своих полномочий кантонам. Во многих вопросах федеральные органы определяют лишь общие рамки, а практическая реализация соответствующих законов и постановлений возлагается на кантональные органы достаточно широка и сфера совместной компетенции.[14]
4. Индийский федерализм
Индия – централизованная федерация, в которой федеральный центр обладает большими полномочиями. Исключительная компетенция федерации достаточно широка и включает иностранные дела, оборону, внешнюю торговлю, банковскую систему, денежное обращение, железнодорожное, водное и воздушное сообщения, почту и телеграф, торговлю между штатами. В сферу совместной компетенции включаются в основном вопросы гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, семье, браке, профсоюзах, печати, социального страхования.[15]
Индия представляет собой ассиметричную федерацию, так как имеет в своем составе как штаты, так и союзные территории с другим статусом, а так же указанный штат имеет особый статус. Штаты обладают правом собственного законодательства, так как представлены в верхней палате парламента. Согласно Конституции закрепляется единый правовой статус всех штатов, хотя в составе федерации, по существу, находятся три вида штатов: 1 – штаты, которые обладают сравнительно наибольшими правами, 2 – штаты, которые занимают обычное правовое положение, 3 – другие мелкие штаты.
5. Бразильский федерализм
Статья 1 Конституции Бразилии в этой связи указывает, что Федеративная Республика Бразилия основана на «нерушимом союзе» штатов, муниципий и федерального округа[16].
Бразильская федерация построена, с одной стороны, на основе концепции кооперативного федерализма, а с другой, на практике, поэтому ее принято считать – высокоцентрализованной федерацией. При разделении компетенций в Бразилии используют достаточно сложный подход, так как он подразумевает под собой распределение предметов ведения, учитывая роль не только союза и штата в целом, а так же федерального округа. В компетенцию штатов входит право решать самостоятельно вопросы, которые не входят в исключительную компетенцию федерации и в их совместную компетенцию. Штаты так же имеют собственные конституции, а схема их органов схожа с системой федеральных органов.