Эволюция воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени
Выполнил:
Студент 147 группы 1 курса
направления подготовки:
41.03.04 Политология
Бабенко А.А
Научный руководитель:
старший преподаватель,
кандидат политических наук,
Кныжова Зарина Закиевна.
Саратов – 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава I. Политико-философские учения о лучшей форме правления в воззрениях мыслителей Античности. 5
Учение Платона о формах правления. 6
Учение Аристотеля о формах правления. 11
Учение Марка Тулия о формах правления. 15
Глава II. Политическая мысль средневековья о лучшей форме государственного правления. 19
Учение Фомы Аквинского о формах правления. 20
Учение Никколо Макиавелли о формах правления. 23
Глава III. Политическая мысль Нового Времени о лучшей форме государственного правления. 26
Учение Томаса Гоббса о формах правления. 27
Учение Жан-Жака Руссо о формах правления. 29
Заключение. 31
Список литературы.. 32
Введение
Объект исследования: Теория о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.
Предмет исследования: Труды наиболее известных мыслителей от Античности до Нового времени, которые изучали и разрабатывали учение о лучшей форме правления.
Цель данной работы: Проследить эволюцию воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.
Задачи:1) Дать определение понятию «Форма правления». 2) Определить современные формы правления. 3) Изучить труды наиболее известных мыслителей Античности, которые разрабатывали учение о формах правления. 4) Изучить труды наиболее известных мыслителей Средневековья, которые разрабатывали учение о формах правления. 5) Изучить труды наиболее известных мыслителей Нового Времени, которые разрабатывали учение о формах правления. 6) На основе полученных данных сделать вывод.
Методы:Анализ документов, сравнительно-исторический анализ.
Данная работа направленна на исследование и анализ воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.
Сейчас в политической науке под формой государственного правления чаще всего понимается – организация и компетенция институтов управления государством, наглядно в своих работах такое определение трактуют и понимают следующие современные учёные: О.И. Зазнаев[1], Ю.В. Ким[2] и другие.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дискуссия о лучшей форме правления – одна из наиболее старейших, так как многие века шёл процесс поиска особой системы власти, которая бы смогла соответствовать установленным критериям (всеобщему благу и интересам) и подходила бы каждому народу, каждой общности людей.
Можно отметить и то, что в последние десятилетия прошлого и в начале текущего века со стороны историков и политиков, а также юристов усилилось особое внимание к поиску лучшей и продуктивной формы правления, поскольку в странах третьего и четвёртого мира произошел резкий переход от авторитарного режима власти к демократическому строю. Этому процессу сопутствовал выбор той или иной формы правления, поэтому в рядах граждан, среди учёных и политиков, тех или иных стран, разгоралась широкая дискуссия о наилучших институтах власти, о приемлемых политических режимах, об особом политическом устройстве, которое помогло бы достичь общего блага.
Сегодня большинство учёных говорят о том, что стремление поиска некой универсальной системы организации власти утопично, так как в современном мире, с его многообразием и неоднородностью, нет и не может быть единой для всех формы правления. Как отмечал русский философ И.А. Ильин, каждому народу причитается «своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»[3].
Так, О.И. Зазнаев в своей статье отмечает, что «Дискуссия о лучшей форме правления сейчас носит либо абстрактный характер (поиск наилучшей формы правления для всех стран и народов), либо имеет отношение к конкретной стране (поиск более эффективной формы по сравнению с имеющейся)»[4].
В мире нет и не может быть единой формы правления, поэтому мы можем заметить, что сегодня редко выделяют монархию как наиболее лучшую систему власти, всё чаще достойными подражания объявляются те формы правления, которые соответствуют духу времени: президентская республика, парламентская республика, смешанная республиканская система власти.
Что же касается прошлого, то философы и мыслители выделяли свои основные формы правления, но каждый из них, так или иначе выдвигал своё видение одной наиболее лучшей формы правления. В их воззрениях мы можем наблюдать, как они восхваляли то царскую власть, то аристократию, то демократию, то ограниченную монархию, а порой и различные разновидности республик. Особенно пристально величайшие мыслители прошлого интересовались поисками совершенной формы правления как отражения воли и чаяний людей, представляющих население каждого конкретного государства.