Кафедра «ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ И СЕРВИСА»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт Юстиции

Кафедра «ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ И СЕРВИСА»

Учебная дисциплина – История Политических Учений

Курсовая работа

Эволюция воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени

Выполнил:

Студент 147 группы 1 курса

направления подготовки:

41.03.04 Политология

Бабенко А.А

Научный руководитель:

старший преподаватель,

кандидат политических наук,

Кныжова Зарина Закиевна.

Саратов – 2017

Оглавление

Введение. 3

Глава I. Политико-философские учения о лучшей форме правления в воззрениях мыслителей Античности. 5

Учение Платона о формах правления. 6

Учение Аристотеля о формах правления. 11

Учение Марка Тулия о формах правления. 15

Глава II. Политическая мысль средневековья о лучшей форме государственного правления. 19

Учение Фомы Аквинского о формах правления. 20

Учение Никколо Макиавелли о формах правления. 23

Глава III. Политическая мысль Нового Времени о лучшей форме государственного правления. 26

Учение Томаса Гоббса о формах правления. 27

Учение Жан-Жака Руссо о формах правления. 29

Заключение. 31

Список литературы.. 32

Введение

Объект исследования: Теория о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.

Предмет исследования: Труды наиболее известных мыслителей от Античности до Нового времени, которые изучали и разрабатывали учение о лучшей форме правления.

Цель данной работы: Проследить эволюцию воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.

Задачи:1) Дать определение понятию «Форма правления». 2) Определить современные формы правления. 3) Изучить труды наиболее известных мыслителей Античности, которые разрабатывали учение о формах правления. 4) Изучить труды наиболее известных мыслителей Средневековья, которые разрабатывали учение о формах правления. 5) Изучить труды наиболее известных мыслителей Нового Времени, которые разрабатывали учение о формах правления. 6) На основе полученных данных сделать вывод.

Методы:Анализ документов, сравнительно-исторический анализ.

Данная работа направленна на исследование и анализ воззрений о лучшей форме государственного правления от Античности до Нового времени.

Сейчас в политической науке под формой государственного правления чаще всего понимается – организация и компетенция институтов управления государством, наглядно в своих работах такое определение трактуют и понимают следующие современные учёные: О.И. Зазнаев[1], Ю.В. Ким[2] и другие.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что дискуссия о лучшей форме правления – одна из наиболее старейших, так как многие века шёл процесс поиска особой системы власти, которая бы смогла соответствовать установленным критериям (всеобщему благу и интересам) и подходила бы каждому народу, каждой общности людей.

Можно отметить и то, что в последние десятилетия прошлого и в начале текущего века со стороны историков и политиков, а также юристов усилилось особое внимание к поиску лучшей и продуктивной формы правления, поскольку в странах третьего и четвёртого мира произошел резкий переход от авторитарного режима власти к демократическому строю. Этому процессу сопутствовал выбор той или иной формы правления, поэтому в рядах граждан, среди учёных и политиков, тех или иных стран, разгоралась широкая дискуссия о наилучших институтах власти, о приемлемых политических режимах, об особом политическом устройстве, которое помогло бы достичь общего блага.

Сегодня большинство учёных говорят о том, что стремление поиска некой универсальной системы организации власти утопично, так как в современном мире, с его многообразием и неоднородностью, нет и не может быть единой для всех формы правления. Как отмечал русский философ И.А. Ильин, каждому народу причитается «своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»[3].

Так, О.И. Зазнаев в своей статье отмечает, что «Дискуссия о лучшей форме правления сейчас носит либо абстрактный характер (поиск наилучшей формы правления для всех стран и народов), либо имеет отношение к конкретной стране (поиск более эффективной формы по сравнению с имеющейся)»[4].

В мире нет и не может быть единой формы правления, поэтому мы можем заметить, что сегодня редко выделяют монархию как наиболее лучшую систему власти, всё чаще достойными подражания объявляются те формы правления, которые соответствуют духу времени: президентская республика, парламентская республика, смешанная республиканская система власти.

Что же касается прошлого, то философы и мыслители выделяли свои основные формы правления, но каждый из них, так или иначе выдвигал своё видение одной наиболее лучшей формы правления. В их воззрениях мы можем наблюдать, как они восхваляли то царскую власть, то аристократию, то демократию, то ограниченную монархию, а порой и различные разновидности республик. Особенно пристально величайшие мыслители прошлого интересовались поисками совершенной формы правления как отражения воли и чаяний людей, представляющих население каждого конкретного государства.

Заключение

В совокупности нами было рассмотрено учение о формах правления от Античности до Нового времени. Можно сделать вывод о том, что люди на каждом этапе своего развития, несомненно, стремятся к лучшему устройству жизни и общества, через идеальное устройство государства. во все времена главной целью государства было и остается достижение «общего блага». Вопрос заключается лишь в том, что понимать под «общим благом» и с помощью какой формы правления можно его обеспечить. Как было отмечено - споры о лучшей форме правления велись на протяжении многих столетий, а также ведутся по сей день.

Эволюция воззрений о лучшей форме государственного правления прошла долгий путь, на котором выдвигались самые разные и неординарные идеи о наиболее продуктивной форме правления, которая будет характерна для общества, в которой каждый будет стремится к общему благу, справедливости и равенству.

Так, мыслители Античности были сторонниками смешенной формы правления, их последователи во времена Средневековья отстаивали монархию, как наилучшую форму правления, философы же нового времени говорили о том, что для каждого народа, страны – малой или большой характерна своя форма правления, но наиболее предпочтительна им была демократия, а для некоторых и монархия.

Эволюция учений о формах правления, существующих на протяжении длительного периода от античности к новому времени, является не просто последовательной сменой тех или иных учений другими, а представляет собой единый, закономерный процесс.

Список литературы:

1. Зазнаев О.В. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки казанского университета. – 2013. – Т. 155. – № 1. – 179 с.

2. Ким Ю.В. К вопросу о форме государственного правления в России // Социогуманитарный вестник. – 2010. – № 1 (4). – 235 с.

3. Ильин И.А «О монархии и республике» // Вопросы Философии. 1991. № 4.

4. Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. Москва. 1999. – 208 с.

5. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. История философии законодательства. СПб. СПбГУ, 1997. – 400 с.

6. Платон. «Государство» перевод Егунов. А. Москва. 2009.

7. Лосев, А. Ф. История античной эстетики (в 8 томах). Т.2. Софисты. Сократ. Платон. М., 2000. – 848 с.

8. Киричева М. Г. Учение Платона о форме правления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – Т. 11. – № 4. – 288 с.

9. Платон. Политик / Перевод. С. Я. Шейнман-Топштейн // Платон. Соч.: В 4 т.— М., 1990-1994. Т. 4. – 805 с.

10. Аристотель. «Политика» перевод С.А. Жебелева. Сочинения в 4-х томах. Том 4. 1983. – 830 с.

11. Харийс Туман. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). Спб. 2002. – 540 с.

12. Аристотель. «Афинская полития». Перевод Радцига С.И. под ред. Сергеев. В.С. – Москва. 2003. – 208 с.

13. Брагова А. М. Понятие государство в сочинениях Цицерона // Самарский Научный Вестник. 2016. № 1 (14). – 196 с.

14. Св. Фома Аквинский «О правлении государей». 2006.

15. Макиавелли Н. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Харьков. 2001. – 656 с.

16. Макиавелли Н. «Государь». СПб. Изд-во: «Азбука». 2000. – 271 с.

17. А.П. Огурцов. Томас Гоббс и Левиафан Тотальной Власти. \\ Метафизика. РУДН. 2011. №1. – 226 с.

18. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, царя и граждан // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991 – 736 с.

19. Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта: МПСИ, 2011. – 142 с. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=454603 (Дата обращения: 24.04.2017)

20. Гришин В.В., Шиловская Н.С. Философия крестьянства Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого: гуманистический аспект//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 – 3 (50) – 217 с.

21. Каматова Д.М. Об Условиях Формирования Сильного Государство В Политико-Правовом Учении Жан-Жака Руссо \\ Право и государство, № 2 (71), 2016 – 116 с.

[1] См: Зазнаев О.В. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки казанского университета. – 2013. – Т. 155. – № 1.

[2] См: Ким Ю.В. К вопросу о форме государственного правления в России // Социогуманитарный вестник. – 2010. – № 1 (4).

[3] Ильин И.А «О монархии и республике» // Вопросы Философии. 1991. № 4. С. 23-25.

[4] Зазнаев О.В. Современная дискуссия о лучшей форме правления // Ученые записки казанского университета. – 2013. – Т. 155. – № 1. С. 199.

[5] Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. Москва. 1999. С. 144.

[6] Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. История философии законодательства. СПб. СПбГУ, 1997.

[7] Платон. «Государство» перевод Егунов. А. Москва. 2009. – С. 86.

[8] Там же. – С. 162.

[9] Там же. – С. 164.

[10] Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 602.

[11] Киричева М. Г. Учение Платона о форме правления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – Т. 11. – № 4. С. 98-102.

[12] Там же. С. 101.

[13] Киричева М. Г. Учение Платона о форме правления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – Т. 11. – № 4. С. 101.

[14] Указ соч. С. 101.

[15] Там же. С. 101.

[16] Платон. Политик / Перевод. С. Я. Шейнман-Топштейн // Платон. Соч.: В 4 т.— М., 1990-1994. Т. 4. С. 3-70.

[17] Аристотель. «Политика» перевод С.А. Жебелева. Сочинения в 4-х томах. Том 4. 1983. С. 378.

[18] Петровский Ф.А. «Сочинения Аристотеля о поэтическом искусстве». Москва. 1957. С. 87-88.

[19] Име­ют­ся в виду собы­тия, происходившие в Афинах, око­ло 649 г. до н. э.

[20] См: Харийс Туман. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII—V вв. до н. э.). 2002. С. 183-193.

[21] Аристотель. «Афинская полития». Перевод Радцига С.И. Редакция. Сергеев. В.С. – Москва. 2003. С. 11.

[22] Брагова А. М. Понятие государство в сочинениях Цицерона // Самарский Научный Вестник. 2016. № 1 (14). С. 93-97

[23] «Республика – есть дело народа».

[24] Подробнее См: Цицерон. О государстве. I, XV. М., 2001. С. 69, 294.

[25] См: Св. Фома Аквинский «О правлении государей». Книга I. Глава 1. «О том, что нужно, чтобы вместе живущими людьми кто-то правил». 2006.

[26] Св. Фома Аквинский «О правлении государей» Книга I. Глава II. «О том, что полезнее, чтобы множеством вместе живущих людей управлял один, чем многие…».

[27] Макиавелли Н. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Харьков. 2001. С 128.

[28] Макиавелли Н. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Харьков. 2001. С 129.

[29] Макиавелли Н. «Государь». СПб. Изд-во: «Азбука». 2000. С 93.

[30] А.П. Огурцов. Томас Гоббс и Левиафан Тотальной Власти. \\ Метафизика. РУДН. 2011. №1. С. 169-184.

[31] Там же. Веер интерпретаций политической концепции Гоббса. С 172.

[32] Симонишвили, Л. Р. Формы правления: история и современность [http://znanium.com]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта: МПСИ, 2011. С 7.

[33] См: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, царя и граждан // Соч.: В 2 т. Т. II. М., 1991. С. 141, 145–147.

[34] Каматова Д.М. Об Условиях Формирования Сильного Государство В Политико-Правовом Учении Жан-Жака Руссо \\ Право и государство, № 2 (71), 2016 C. 42-45

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт Юстиции

Кафедра «ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ И СЕРВИСА»

Учебная дисциплина – История Политических Учений

Курсовая работа

Наши рекомендации