Условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяются федеральным законом.
Любой человек, родившийся на территории Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации.
Любой человек, независимо от места его рождения, хотя бы один из родителей которого в момент его рождения был гражданином Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории равными со всеми другими гражданами правами и свободами и несет равные со всеми другими обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, основания приобретения гражданства, а также любых иных обстоятельств.
В преамбуле мы зафиксировали наше стремление ограничить властные возможности государственных органов пределами, предоставленными Основным Законом. В том числе, и властные возможности федерального законодателя. Записав в пункте 1 статьи 5, что условия приобретения и прекращения гражданства определяются федеральным законом, мы установили только то, что это не может быть сделано никаким иным правовым актом. Но этим мы никак не ограничили властные возможности федерального законодателя. А ограничить его возможности нужно, хотя бы в отношении тех, кого мы несомненно считаем гражданами, чье гражданство мы считаем приобретенным независимо от желания федерального законодателя.
В этой же статье необходимо юридически сформулировать нашу Аксиому 5 о равных правах. После Всеобщей Декларации Прав Человека и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод эта формулировка стала уже привычной. Вместе с тем, это положение Конституции, безусловно, относится к основам конституционного строя и место ему именно в этой главе.
Статья 6
Российская Федерация - государство, вся политика которого направлена на обеспечение безопасности, равноправия, возможности достойной жизни и свободного развития человека.
in
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также инвалидов и пожилых граждан, гарантируется образование, медицинское обеспечение, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Финансовую основу политики государства составляют налоги и сборы. В Российской Федерации не допускается двойное налогообложение, налоги и сборы уплачиваются там, где расположено имущество, произведены товары, выполнены работы, оказаны услуги, подлежащие налогообложению.
Поскольку у государства нет и не может быть никаких других целей, то и политика его не может быть направлена ни на что иное, как только на обеспечение человеку безопасности и равноправия. Все остальное в этой статье составляет более подробное раскрытие объема понятия "безопасность", уже приведенного в первой статье. В этой статье перечислены только некоторые элементы безопасности. Привести в Конституции исчерпывающий перечень вряд ли возможно.
Здесь очень важно решить для себя концептуальный вопрос: должно ли государство только защищать человека от любых посягательств на его внешнюю свободу, обеспечивая равный ее объем у всех граждан, т.е. равноправие, или оно все-таки должно также что-то давать человеку (помните мечту о достаточном пайке с наименьшими жертвами)? В данном контексте необходимо проанализировать три вещи: медицинское обеспечение, образование и социальное обеспечение. Именно в этих сферах государство что-то забирает у одних граждан (а другого источника получения чего-либо у государства нет) и за счет этого распределяет что-то среди других граждан непосредственно. Другие способы расходования собранных средств, направленные на обеспечение безопасности и равноправия - содержание армии, полиции, чиновников и т.п., очевидно доходят до человека лишь опосредованно. Нам представляется, что медицинское и социальное обеспечение, а также образование вполне могут рассматриваться в качестве элементов обеспечения безопасности в широком смысле, о котором мы говорили раньше. Возможность любого гражданина самостоятельно осуществлять все его права и свободы напрямую связана с полученным им образованием, а для человека, нуждающегося в медицинском или социальном обеспечении - от качества такого обеспечения. С другой стороны, имущественное неравенство неизбежно. И это может повлиять и на качество образования, и на качество социального обеспечения, а это несправедливо.
На свое функционирование, на обеспечение нашей безопасности и равноправия государству нужны средства. В пункте 3 указывается источник получения этих средств. К сожалению, Аксиома 19 в нашей аксиоматической системе пока не родилась. Поэтому мы пока не знаем, как нам разумно ограничить властные возможности государственных органов в области налогообложения. Однако, хотя бы частичная реализация Аксиомы 5 в части налогообложения путем выравнивания бюджетных финансовых потоков по территории и привязка к непосредственным источникам их получения приведена в пункте 3 настоящей статьи.
Статья 7
На всей территории Российской Федерации обеспечивается единство экономического пространства, а также свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и иные гарантии свободы экономической деятельности.