Управление государством - властные действия одних субъектов политической власти в отношении других ее субъектов (объектов управления), приводящие к достижению цели государства.

В принципе можно сделать еще один важный вывод - хорошо бы, чтобы целей было не больше одной. Как только мы допускаем наличие двух и более целей у субъекта управления, сразу же появляется опасность вступления их в противоречие, в конфликт, а это, в свою очередь, дает возможность объектам управления (напомним, что они состоят из людей) играть на таких противоречиях, дает им возможность преследовать собственные цели.

Как видно из Определения 26, объектами управления могут являться только сами элементы государства, т.е. органы и лица, составляющие его структуру, а также механизм управления - т.е. способы, алгоритмы действия органов и лиц, составляющих государство. Забегая вперёд, можно сказать, что механизм - это система норм, определяющая структуру, а также права-обязанности органов и лиц государства.

Теперь, после введения Аксиомы 14 (о цели существования государства), Определения 17 (о предоставлении внешней свободы) и Определения 24 (о безопасности), становится понятно, кто же должен провозглашать и обеспечивать внешнюю свободу, конкретные элементы права. Но пока не понятно - почему. Сейчас самое время разобраться, откуда берутся права у человека и власть у государства?

Распространенная и активно пропагандируемая точка зрения говорит о том, что именно государство наделяет человека правами в том объеме, в котором оно -государство - считает нужным. Достаточно бросить взгляд на историю человечества и мы увидим тому массу примеров. Со времён Великой хартии идёт спор о том, как понимать слово свобода — как привилегию, "полученную из рук короля (государства)" или, сообразно общепризнанным обычаям, как свободу от насилия, от посягательств на жизнь, на имущество. Одно с другим несовместимо. Свобода, понимаемая как благо, данное королевской властью, соответствует отношениям высшего и низшего. Свобода в духе естественного права есть равенство свободных. Свобода равных не совмещается со свободой неравных.

Да что там история, одна из передовых стран мира - Канада (и не только она) получила свою Конституцию дарованной из рук монарха. Да, практика именно такова. Но мы здесь занимаемся теорией права, т.е. в большей степени должным, чем сущим. И должное в первой части вопроса о свободе человека, т.е. о том, откуда у человека берутся права, мы уже закрепили в Аксиомах 5 (все люди имеют равные права на внешнюю свободу), 7 (внешняя свобода человека может ограничиваться только требованиями обеспечения внешней свободы других людей ) и 10 (каждому должен быть предоставлен максимум внешней свободы, совместимый с таким же максимумом каждого другого). Причем, Аксиомы 5 и 7 мы зафиксировали в главе "Общество", т.е. тогда, когда ни о праве, ни тем более о государстве еще и речи не было. Из Аксиомы 7 следует, что внешняя свобода каждого человека безгранична во всех смыслах, кроме одного: она может ограничиваться, только сталкиваясь с такой же внешней свободой другого человека, а из Аксиомы 5 - что это справедливо в отношении каждого человека в равной степени. Роль государства здесь чисто вспомогательная, техническая - помочь людям осуществить эти аксиомы на практике, применять их для всех случаев жизни, помочь в единообразном понимании такого применения в разных жизненных ситуациях, помочь в разрешении пограничных конфликтов и обеспечить их (этих аксиом) неукоснительное соблюдение. При этом у государства нет никакого права покушаться на смысл Аксиом 5, 7 и 10, нет права их "улучшать" и "совершенствовать". "Народ постояннее и рассудительнее всякого государя" [45, с.373].

Прообраз такой концепции мы встречаем ещё у Локка, который говорил, что государство (у него - король) не должно нарушать ни одного из прав своих граждан (у него - подданных), а если государство такое допускает, то оказывается в "состоянии войны" с гражданами, которым в таком случае повиноваться государству не следует.

Таким образом, права у человека появляются из самой природы вещей, из равноправия, из очевидности этих истин - Аксиомы 5, Аксиомы 7 и Аксиомы 10 и каждое из этих прав должно быть максимально возможно велико.

Прямо противоположная ситуация с властью государства. Необходимость его власти вытекает также из Аксиомы 10 о величине свободы у каждого человека, из употребленного в ней и расшифрованного в Определении 17 термина

"предоставление". Разбираясь в предыдущей главе с этими аксиомой и определением, мы пришли к выводу, что при распределении всей свободы между людьми каждому человеку должен быть недодан (иначе нельзя!) маленький, как только возможно меньшего размера кусочек каждого конкретного элемента внешней свободы, каждого права.

Внимание! Только из таких кусочков внешней свободы, сознательно недоданных людям при распределении между ними всей внешней свободы, и состоит власть государства.

"Из суммы всех частиц свободы, пожертвованных на общее благо, составилась верховная власть нации" [5, с.113].

"Человек отказался от некоторых из своих естественных прав и получил взамен гражданские права - нечто, пожалуй, не столь полное, но зато более действенное, поскольку данные права гарантируются возможностями коллектива" [16, с.102].

Иными словами, люди сознательно (или бессознательно) жертвуют государству часть своей внешней свободы, и именно из этих пожертвований и только из них состоит власть государства.

А все, что сверх того - произвол, согласно нашему Определению 16.

Из этих рассуждений становится очевидным

Следствие 8.

Наши рекомендации