Рас.27. Соотношение стилей и целей руководства

Оппортунизм имеет место, когда полагаются на все существую­щие стили управления, не основываясь на принципах. Каждое действие осуществляется по "тактическим" причинам и выступа­ет средством для достижения личного успеха. Мотивацией оп­портуниста является его желание быть исключительным, пер­вым, т.е. человеком, обладающим властью и соответствующим положением. Основные признаки "оппортунистического" поведе­ния следующие: стремление всем угодить, надменность по отно­шению к нижестоящим, стремление привлечь внимание, хвас­товство, заискивание, уклончивость, необязательность, манипу­лирование слабостями людей, отсутствие убеждений, расчетли­вость, делячество.

Фасадизм как стиль управления используется тогда, когда цель состоит в достижении косвенными путями того, что недоступно иным способом или считается недостижимым. Отсюда азарт рис­ка и игры. Такой подход является манипулятивным из-за боязни руководителя показать негативную сторону его деятельности. Основная цель создания фасада состоит в том, чтобы скрыть стремление к господству и власти. Характерными признаками "фасадистского" поведения являются: неясные стремления, рас­чет, предпочтение окольных путей, хитрость, двурушничество, лицемерие, упоение властью, манипулирование, склонность к блефу, стремление к положительной репутации при одновремен­ной склонности к правонарушениям (13).

РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА

Современные исследователи управления Р.Блейк и Дж.Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных фак­торов — забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) (13).

Забота о производстве представляет собой пара­метр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производ­ство — это совокупность задач, для решения которых организа­ция нанимает исполнителей, т.е. персонал. Забота о лю­дях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению ко­нечных результатов основывается на доверии и уважении подчи­ненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддер­жке. Достигается это созданием благоприятных условий для ра­боты, материальным и моральным стимулированием, обеспече­нием гарантии занятости и т.п. (13).

Из всей совокупности стилей руководства Р.Блейк и Дж.Му­тон выделили пять основных стилей, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и под­чиненных и специфическими следствиями решений руководите­ля, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (см. рис.28).

Характеристика управленческих стратегий. Стиль, обозначен­ный на рисунке 9.1, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации представленных полномочий и установления контроля над дея­тельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны де­лать.

Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производст­ве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основ­ное внимание уделяется сохранению дружеских отношений ме­жду работниками, пусть даже и за счет производственных пока­зателей.

Стиль 1.1. характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель дан­ного стиля предпринимает минимальные усилия, требуемые для того, чтобы сохранить свое место в организации.

Стиль 5.5. соответствует теории "золотой середины", или сис­теме управленческих предположений, обеспечивающих мирное

сосуществование на пути к единой цели. Данный стиль управле­ния ориентирован на сохранение статуса-кво, или существующе­го положения.

Стиль 9.9. сочетает заботу о производстве и заботу о людях. Данный стиль управления создает ориентированный на достиже­ние цели коллективный подход, характерной особенностью ко­торого является стремление к достижению оптимальных резуль­татов деятельности организации при активном участии работни­ков (13).


Высокая степень

1.9 Управление "Загородным клубом" предельное внимание к нуждам людей с целью поддержания ат­мосферы доброжелательности " приводит к созданию комфорт­ной обстановки в организации и сохранению щадящего режима -работы


Наши рекомендации