Рас.27. Соотношение стилей и целей руководства
Оппортунизм имеет место, когда полагаются на все существующие стили управления, не основываясь на принципах. Каждое действие осуществляется по "тактическим" причинам и выступает средством для достижения личного успеха. Мотивацией оппортуниста является его желание быть исключительным, первым, т.е. человеком, обладающим властью и соответствующим положением. Основные признаки "оппортунистического" поведения следующие: стремление всем угодить, надменность по отношению к нижестоящим, стремление привлечь внимание, хвастовство, заискивание, уклончивость, необязательность, манипулирование слабостями людей, отсутствие убеждений, расчетливость, делячество.
Фасадизм как стиль управления используется тогда, когда цель состоит в достижении косвенными путями того, что недоступно иным способом или считается недостижимым. Отсюда азарт риска и игры. Такой подход является манипулятивным из-за боязни руководителя показать негативную сторону его деятельности. Основная цель создания фасада состоит в том, чтобы скрыть стремление к господству и власти. Характерными признаками "фасадистского" поведения являются: неясные стремления, расчет, предпочтение окольных путей, хитрость, двурушничество, лицемерие, упоение властью, манипулирование, склонность к блефу, стремление к положительной репутации при одновременной склонности к правонарушениям (13).
РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА
Современные исследователи управления Р.Блейк и Дж.Мутон, определяя стиль руководства, исходят из двух основных факторов — забота о производстве (ориентация на задание) и забота о людях (ориентация на людей) (13).
Забота о производстве представляет собой параметр, связанный с заданиями, производительностью, прибылью или предназначением организации. Другими словами, производство — это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей, т.е. персонал. Забота о людях проявляется в различных ситуациях управления, но суть ее состоит в том, что стремление руководителя к достижению конечных результатов основывается на доверии и уважении подчиненных, их исполнительности, симпатии, понимании и поддержке. Достигается это созданием благоприятных условий для работы, материальным и моральным стимулированием, обеспечением гарантии занятости и т.п. (13).
Из всей совокупности стилей руководства Р.Блейк и Дж.Мутон выделили пять основных стилей, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей и подчиненных и специфическими следствиями решений руководителя, определяемых преимущественной направленностью либо на заботу о производстве, либо на заботу о людях (см. рис.28).
Характеристика управленческих стратегий. Стиль, обозначенный на рисунке 9.1, характеризуется максимальной заботой о производстве (9) в сочетании с минимальной заботой о людях (1). Руководитель, действующий в этом стиле, отдает приоритет максимизации производственных показателей путем реализации представленных полномочий и установления контроля над деятельностью подчиненных, диктуя им, что и как они должны делать.
Стиль 1.9 характеризуется минимальной заботой о производстве (1) в сочетании с максимальной заботой о людях (9). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
Стиль 1.1. характеризуется как минимальной заботой о людях, так и минимальной заботой о производстве. Руководитель данного стиля предпринимает минимальные усилия, требуемые для того, чтобы сохранить свое место в организации.
Стиль 5.5. соответствует теории "золотой середины", или системе управленческих предположений, обеспечивающих мирное
сосуществование на пути к единой цели. Данный стиль управления ориентирован на сохранение статуса-кво, или существующего положения.
Стиль 9.9. сочетает заботу о производстве и заботу о людях. Данный стиль управления создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, характерной особенностью которого является стремление к достижению оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников (13).
Высокая степень |
1.9 Управление "Загородным клубом" предельное внимание к нуждам людей с целью поддержания атмосферы доброжелательности " приводит к созданию комфортной обстановки в организации и сохранению щадящего режима -работы