Светская и духовная власть в Западной Европе
В период существования раннефеодальных империй в Западной и Центральной Европе преобладало натуральное хозяйство. Города Древнеримской империи пришли в упадок, обезлюдели. Центрами жизни стали замки феодалов и монастыри с прилегающими сельскими угодьями. Замки феодалов и епископов становились автономными центрами власти, под защитой их стен строились храмы, селились ремесленники и торговцы.
В XI—XII вв. с развитием ремесла и торговли начался рост поселков, возникших возле замков. Складывались новые города.
Большинство городов европейского Средневековья были небольшими, численность их жителей составляла 3-5 тыс. человек. По сравнению с Константинополем, где жило более 100 тыс. человек, или русскими городами (Киевом, Новгородом) с десятками тысяч обитателей, это были небольшие поселения.
Феодалам, и светским, и духовным, было выгодно, чтобы на их землях развивались города, которые становились источником дополнительных доходов. Со временем в городах возникла прослойка зажиточных горожан. Они начали добиваться от сеньоров уменьшения поборов, льгот для торговли и ремесла. Иногда эти льготы выкупались, но чаще борьба за их признание сопровождалась восстаниями против светских и духовных феодалов.
Постепенно наиболее крупные города обрели существенные льготы. Как правило, горожане освобождались от выполнения повинностей (барщины, оброка) перед сеньором. Они заменялись выплатой ему небольшой денежной ренты и обязательством выставлять войско по его требованию. Горожане получили право избирать органы самоуправления (магистрат, совет). В выборах участвовали лишь состоятельные люди, владельцы недвижимости. Сложилась наследственная городская аристократия. Города подорвали монополию церкви на образование. В XI веке в Болонье (Италия) открылся первый в Европе светский университет. В XII—XIII вв. университеты возникли в Париже (Сорбонна), в Англии (Оксфорд и Кембридж).
В XII—XIII вв. самоуправляющимися были многие города Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, Лукка), Германии (Любек, Нюрнберг, Франкфурт), Северной Франции и Фландрии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, Аррас) и др.
В городах можно было получить работу, скрыться от уплаты долгов феодалам. (Одна из городских привилегий состояла в том, что сеньоры не имели права преследовать зависимых от них крестьян, если они прожили «год и день» в городе.) Это содействовало притоку селян в города, где росло количество нищих и бездомных.
Города не только противостояли власти феодалов, но и стали центром духовного вызова сложившимся в Европе порядкам. Здесь получили распространение так называемые ереси. Объединяющим их началом была приверженность раннехристианским воззрениям о равенстве, осуждение официальной, католической церкви, которая превратилась в крупнейшего землевладельца, вмешивалась в светские дела. Еретические идеи овладевали не только горожанами, крестьянами и низшими священнослужителями, но и частью феодалов, недовольных церковью.
Возник слой безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, которые не возражали бы против передела земель за счет церковных владений. Монархи также были недовольны стремлениями Рима превратить церковь в организацию, стоящую выше светской власти.
Конфликт между светскими и духовными властями особенно обострился в XI—XII вв. Избранный в 1073 г. папой Григорий VII заявил о лишении власти епископов, назначенных Генрихом IV, императором Священной Римской империи, и потребовал прекратить практику подобных назначений. В ответ на отказ императора подчиниться воле папы тот отлучил его от церкви. Это означало, что подданные императора освобождались от вассальной присяги, получали право не признавать его власти. Генрих IV вынужден был принести покаяние, папа заставил его ждать аудиенции три дня, стоя в рубище босиком на снегу.
Получив прощение, Генрих захватил Рим и попытался назначить папой своего ставленника. Однако германские князья взбунтовались против императора. Лишь после смерти обоих конкурентов было заключено соглашение, по которому епископов утверждали в должности и папа, и император.
Острый конфликт произошел в конце XII века между Римом и королем Англии Генрихом II. Он попытался упразднить церковные суды. По его тайному замыслу был убит архиепископ, назначенный папой. В ответ на это папа отлучил короля от церкви и приостановил деятельность храмов по всей Англии. Священнослужители перестали крестить детей, венчать вступающих в брак, отпевать усопших. Король вынужден был принести покаяние.
Папа Иннокентий III (1198—1216) провозгласил себя заместителем Христа, наместником Бога на земле, иначе говоря, носителем высшей власти в мире, стоящим выше всех светских властителей.
Борьба между светской и духовной властью продолжалась с неослабевающей остротой более двух веков. Рим использовал не только отлучения от церкви. Орудием его политики стали крестовые походы и инквизиция.