Государство, как политический институт.
Государство является ядром политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны.
Термин "государство" стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "королевство", "республика", "империя" и др. Одним из первых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко — как любую верховную власть над человеком.
В обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.
Большинство современных авторов считают, что государство — это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.
Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации.Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением. Суверенитет означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил иобязаны исполняться внутри страны. Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою волю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела Однако следует иметь в виду, что страны существуют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иногда сознательно и добровольно ограничивают свой суверенитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств.
Территория, отмеченная границей, — также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры Утрата территории означает исчезновение государства
Без населения, подчиняющегося органам власти, также не может быть государства Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т д.). Яркое подтверждение тому — положение таких лиц в Эстонии, Латвии после распада СССР Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г евреи)
Отличительными признаками государства являются:
• наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами,
• монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.
М Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т е. считающееся легитимным) насилие как средство". Вместе с тем, современные исследователи подчеркивают, что верховная государственная власть не должна преступать определенные границы, позволяющие ей нарушать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме того, она должна быть устроена таким образом, чтобы не перерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Вопрос образования государства является едва ли не самым дискуссионным в политической науке На сей счет существует множество мнений и теорий:
Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т е государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общения Цель создания государства — общение между семьями и родами ради благой жизни.
· Договорная концепция, разработана Т Гоббсом, Д Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.
· Теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф Оппен-геймер, К.Каутский) гласит, что первые государства возникли под воздействием внешних факторов — насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства победителей над побежденными.
· Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым философом, считавшим, что государство возникло благодаря разделению труда (каждый занимается своим делом: философы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В И.Ленина.
Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не отрицали, но отводили ему вторичную роль На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникновение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонистические классы Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государство Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров Такое положение, по мнению марксистов, должно сохраниться до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отмирает, перерастая в коммунистическое общественное самоуправление.
Существуют теории, объясняющие происхождение государства и другими факторами, например необходимостью совместного строительства оросительных сооружений, влиянием других государств и т.д.
Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям относятся:
• регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;
• охрана общественного порядка;
• создание законодательной базы для функционирования общественной системы;
• выработка стратегии экономического развития;
• защита прав и свобод граждан;
• обеспечение социальных гарантий своим гражданам;
• обеспечение развития науки, культуры, образования;
• деятельность по защите окружающей среды.
Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.
В зависимости от предмета рассмотрения, к государству можно применить несколько типологий:
1) по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические);
2) по форме правления (абсолютные монархии, конституционные монархии, президентская и парламентская республики, полупрезидентская республика);
По территориальному устройству (конфедерации, федерации, унитарные) и т.д.