Природа, и сущность политической власти.
Учение о власти является в политологии основополагающим для политологии.
Многие философы-ученые обращались к исследованию сущности и содержания власти К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достижения блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как "вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью" (Гоббс Т Соч. М., 1991 Т.2. С 74). Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти (Ницше Ф. Поли собр соч. Т. 9. 1990. С. 89).
В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как "особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения, оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого" (Политология. Энцикл. словарь М , 1992).
Таким образом, власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как "власть над", как принуждение, как сила.
Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что она начинается там, где возникает подчинение Иначе говоря, власть — это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
В основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.) неравенство.
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого В результате такого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы
В любой общественной системе власть возникает и является выражением объективной потребности в организации, саморегулировании и сохранении целостности общества, поскольку в нем происходит столкновение интересов и потребностей различных социальных групп (Каких?). Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства различных социальных общностей и общества в целом
Общественное назначение власти проявляется в:
а) поддержании общественного порядка с его устоявшимся регламентом,
б) выявлении, локализации и разрешении конфликтов,
в) достижении общественного консенсуса;
г) регулировании всех властных отношений в обществе;
д) использовании насилия и принуждения во имя стабилизации общества.
Различный подход к общественному назначению может приводить к различным результатам для общества.
Из всех властных проявлений политологию интересует прежде всего политическая власть. Она выражает способность в политике осуществлять господство, проводить свою волю по отношению к другим к социальным общностям, этносам, индивидам.
Таким образом, общественным содержанием политической власти является:
· способность организованного класса, социально-политической группы, личности через институты принуждения экономического, физического, психологического характера навязать свою волю другим общественным группам, реализуя при этом свои собственные интересы, волевое воздействие носит санкционированно-нормативный характер, т.е. реализуется через систему идеологических и правовых норм;
· организованное принуждение выступает как основа осуществления власти, хотя политически господствующие силы применяют и тактику нахождения компромиссов, точек социальной опоры в низах, убеждения и т.д. Именно воля и поддержка класса как целого является условием и источником способности определенных политических институтов к принятию решений, управлению и политическому руководству.
Политическая власть имеет ряд характерных черт:
1) суверенитет, верховенство, неделимость. (Можно ли разделить власть между различными социальными группами, партиями? Двоевластие заканчивается либо гражданской войной, либо мирным переходом власти);
2) авторитетность власти;
3) волевой характер власти, т.е. наличие цели, программы, готовности их добиваться;
4) принуждение (в различной степени, не всегда диктатура).
При отсутствии какой-то из этих черт наступает безвластие, т.е. для политической власти необходимо наличие всех четырех черт.
Политическая власть выполняет определенные функции:
· господство — подчинение одних групп, классов другим;
· руководство — определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества;
· управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;
· контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
Структура власти.
Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.
Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существовала уже в условиях первобытнообщинного строя (во всяком случае, на его последнем этапе), но обособленного аппарата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.
Государственная власть имеет свою внутреннюю структуру. Обычно ее составляют органы, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции. Мировая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и независимы друг от друга. В таком случае невозможно монополизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. ( В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законодательной и исполнительной власти был К.Маркс. За образец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполняющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках исполнительных органов и бюрократизации власти).