Субъекты политики и ресурсы власти.

Под субъек­том политики понимают носителя практической деятель­ности,

источник активности, направленный на объект. Быть субъектом — значит сознательно и активно форми­ровать действительность, видоизменять ее в соответствии с собственными потребностями. Субъекты — это группы людей или люди, влияющие на принятие политических ре­шений или участвующие в их принятии.

К субъектам политической власти относятся:

1) соци­альные общности (классы, этносы, социальные группы и т.д.);

2) государство;

3) политические партии и организа­ции;

4) правящие элиты, бюрократия, лобби;

5) групповое и индивидуальное лидерство;

6} личная власть;

7) отдель­ные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации).

Социальным носителем власти может стать по сущес­тву любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получают свой шанс в достижении власти и овла­дении ею. Однако вся многообразная история человечес­тва показывает, что реальной политической властью чаще всего обладают господствующий класс, правящие полити­ческие группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Чтобы познать механизм политической власти, необ­ходимо рассмотреть, что такое господство и господствую­щий класс.

Господство — понятие, характеризующее осуществле­ние власти, которое принимает институционные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

В западной политологии конца XIX — начала XX в. теорию господства разрабатывал немецкий теоретик М.Вебер. Он различал власть и господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. В отношении к власти и господству М.Вебер исходил из признания основным, конечным субъектом политики личность. Он дал социологически обоснованную типологию форм господства (в нашей лите­ратуре их иногда называют "различные концепции гос­подства"). По определению Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят сопротивление определенной группы людей. Легитимное господство не может ограничиваться фактом политической или экономи­ческой реализации власти, оно нуждается в вере в ее за­конность.

Вебер различает три типа легитимного законно­го господства.

/. Рациональный. Он основан на осознанном убеждении в законности установленных порядков и правомочности оп­ределенных органов, призванных осуществлять власть.

2. Традиционный. Базируется на привычном, чаще всего нерефлексивном, убеждении в правильности, свя­тости издавна принятых традиций и в законности власти. Такой тип господства — это отношение господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распростра­няются и на правителей, ибо и они подчиняются традиции, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традицион­ном господстве четко выражен патримонализм, т.е. прави­тель правит страной как большим домом.

3. Харизматический. Он основан на личной предан­ности человеку, по инициативе которого установлен дан­ный порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом, историческое предназначение.

Трактовка понятия господства, данная Вебером, до сих пор остается в политологии доминирующей.

· Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда.

· Политическое господство заключается в государствен­ных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.

· Идеологическое господство проявляется в обоснова­нии экономического контроля. Цель идеологического гос­подства — сделать данные отношения оправданными и справедливыми.

Важнейшей социальной причиной господства или под­чинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те сред­ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним от­носятся ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир челове­ка (средства массовой информации), либо орудия, с по­мощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, выступающие одним из важнейших основа­ний власти, наряду с субъектом и объектом, могут исполь­зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие соци­альные блага;

к принудительным — меры уголовного и ад­министративного воздействия;

к нормативным — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одоб­рение действий субъекта власти, принятие его требований.

Согласно другому ресурсы делятся с учетом важней­ших сфер деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценнос­ти, необходимые для общественного производства и пот­ребления (деньги, продукты питания, полезные ископае­мые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци­альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и ин­формация, а также средства их получения: институты нау­ки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:

· политика — это сфера жизнедеятель­ности, где в борьбу за власть, ее завоевание, использова­ние или влияние вовлекаются классы, социальные и об­щественные группы, партии, различные движения и отдельные индивиды. Для современного этапа развития нашего общества характерно обострение борьбы за поли­тическую власть на всех уровнях. Власти хотят многие. Хорошую власть хотят миллионы людей. Власть — одно из стержневых понятий политической науки. Через ее пос­редство и воздействие преодолеваются конфликты, уста­навливается единство общества, регулируются обществен­ные связи в различных сферах — экономической, духовной и собственно политической.

Наши рекомендации