Тема 1. политика, как объект и предмет
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
Политика, как объект и предмет изучения. | Политика как общественное явление. Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Объект и предмет политологии, её структура. Методология политической науки. | |||
Власть в политике | Природа и сущность политической власти. Структура власти. Легитимность власти. Субъекты политики и ресурсы власти | |||
Политические системы общества | Сущность, структура и функции политической системы. Типология политических систем. Политические режимы. | |||
Политические институты и организации | Государство, как политический институт. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и партийные системы. Особенности становления партийной системы Республики Беларусь. | |||
Ветви власти: сущность и взаимоотношения | Парламент, как представительный и законодательный орган, сущность, структура и функции. Глава государства и его полномочия. Правительство. | |||
Выборы и избирательный процесс | Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы. Основные этапы и элементы избирательного процесса. Избирательные системы. | |||
Политический процесс | Сущность и структура политического процесса. Понятие и характеристики политической трансформации | |||
Теории демократии | Критерии и признаки демократии. Теории демократии. | |||
Политическая культура | Сущность, структура и функции политической культуры. Типологизация политических культур. | |||
Внешняя политика государств | Внешняя политика государств и международные отношения Проблема выбора средств в политической деятельности | |||
Геополитика. Мировой политический процесс | Мировая политика и геополитика. |
Структура власти.
Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.
Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая развитая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существовала уже в условиях первобытнообщинного строя (во всяком случае, на его последнем этапе), но обособленного аппарата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.
Государственная власть имеет свою внутреннюю структуру. Обычно ее составляют органы, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции. Мировая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и независимы друг от друга. В таком случае невозможно монополизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. ( В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законодательной и исполнительной власти был К.Маркс. За образец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполняющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках исполнительных органов и бюрократизации власти).
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Политические режимы.
Понятие "режим" - совокупность способов осуществления политической и государственной власти.Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов. На него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии, степень остроты классовых и межнациональных противоречий, наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.
По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:
· роль и функции главы государства в системе политического руководства,
· способ и порядок формирования представительных
учреждений,
· положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений,
· правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан,
· наличие объективных источников информации, гласности.
Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.
В научной литературе предлагаются различные классификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем - формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалистические и переходные. После того как в бывших странах социализма было признано, что существовавшие там режимы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое значение.
В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсутствие правительственной оппозиции, характер конституционных взаимоотношений центральных органов государства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии подходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо классифицировать, во-первых, по степени развитости политической демократии и, во-вторых, с учетом реального политико-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.
Тоталитарный и авторитарный политические режимы.Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — феномен XX в. В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. "1о1аН$" — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.Макиавелли, концепцию общества-государства Т.Гоббса.
Научное осмысление тоталитаризма началось в середине 40-х гг XX в В 1944 г. выходит первое крупное политико-философское исследование этого феномена -"Путь к рабству", автором которого был австрийский ученый Ф.А фон Хайек Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса к концу XIX в идеалов и принципов классического либерализма, с одной стороны, и появления массового социалистического движения — с другой. Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические модели, которыми так успешно воспользовались нацисты и фашисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти. Фундаментальная теоретическая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами X Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тотальная диктатура и автократия"), а также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж.Киркпатрик.
В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж.Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.
В политической сфере для тоталитаризма свойственны:
1) культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
2) монополия одной партии на власть, не ограниченная
по существу никаким законом и даже уставом самой партии,
3) Недопущение любого идеологического инакомыслия
и политической оппозиции,
4) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть По существу, правящая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом,
5) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу
народа за социалистические и коммунистические идеалы"(как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую
функцию, сплачивал нацию или народ на основе господствовавших отношений и ценностей,
6) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;
7) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг "запрещено все, что неприказано".
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.
В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия.
Тоталитарная модель общества обладает очень высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства или в периоды войн. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарный режим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что осуществляемые насильственно меры характеризуются нерациональностью, большими социальными издержками, нарастанием структурных диспропорций в экономике. В условиях тоталитаризма человек лишается внутренних побудительных стимулов к труду, отсутствие которых власть компенсирует либо применением насилия, либо попытками разжечь массовый энтузиазм.
Нынешнее состояние нашего общества характеризуется в научной литературе как посттоталитарное (Демократия и тоталитаризм. Материалы дискуссии//Свободная мысль. 1991 № 15. С.34, 38), открывающее возможности для перехода при благоприятных условиях к демократическому режиму, но вместе с тем сохраняющее опасность установления авторитарной власти.
Авторитарный режимпо своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тогда, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощающим Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него следующими признаками.
Во-первых, авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, политическую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического развития и проводить достаточно активную социальную политику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.
Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные политологи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталитаризме
В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тоталитарным более гибок, способен к трансформации и модернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.
В-четвертых, тоталитарные режимы опираются прежде всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.
Авторитаризму присущи следующие черты:
1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти.
2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов Фактический отказ от концепции разделения властей.
3 Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться по пулярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить
население к повиновению, и обычно не скрывает этого.
4 Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует.
5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности.
При справедливой критике авторитарных режимов за централизацию власти, жестокость и т.д. необходимо видеть их конструктивную роль в некоторых случаях, особенно в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общества, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это способствует формированию национального рынка, гражданского общества, политической культуры и проведению радикальных реформ.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
· Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.
· Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.
· Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Сильная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.
Правительство.
Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства входят главы министерств и центральных ведомств Наиболее распространенное название его — совет министров или кабинет министров. В Норвегии, Финляндии, Швеции он официально именуется Государственным советом, в Швейцарии — Федеральным советом. Возглавляет правительство председатель (премьер-министр, канцлер).
Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления — это высший орган исполнительной власти.
Порядок формирования правительства в разных странах имеет свою специфику, но общая черта — партийная основа. В президентских республиках правительство формируется президентом из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (например, США) назначение на ключевые министерские посты наряду с принципом партийной принадлежности производится с ведома и согласия сената.
В странах с парламентарными формами правления правительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия). В Великобритании, например, главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. В случае отсутствия такового монарх может повлиять на выбор кандидата, консультируясь при этом с видными политическими деятелями страны.
Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или больше партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающееся на совместное парламентское большинство этих партий. Такие коалиционные правительства являются характерными для Италии, Бельгии, Нидерландов и часто нестабильны. К примеру, правительство Италии в послевоенный период переживало правительственный кризис 55 раз. Однако это не является закономерностью. Многие правительственные коалиции демонстрируют достаточно высокую эффективность (Израиль, Германия, Швейцария).
Иногда правительственную коалицию по той или иной причине создать не удается. В таком случае одна или несколько партий формируют правительственное меньшинство, которое обладает властью лишь постольку, поскольку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такие правительства формируются довольно часто в Дании, Норвегии, Швеции. В некоторых случаях правительство может быть сформировано не лидерами партий, а высшими чиновниками и называется "деловым", "служебным" или просто "чиновничьим". В послевоенный период "деловые кабинеты" формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии.
В Беларуси центральным органом государственного управления является Совет министров, который формируется президентом. Премьер-министр назначается президентом и одобряется Палатой представителей. В случае двукратного отказа в согласии на назначение премьер-министра президент имеет право назначить исполняющего обязанности, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:
· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
· исполнение законов;
· составление и исполнение бюджета;
· прогнозирование социально-экономического развития;
· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
· участие в законодательной деятельности (посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов);
· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
· ведение международных переговоров и заключение соглашений.
Для исполнительной власти в целом характерна тенденция узурпации властных полномочий (правительством, президентом), поэтому очень важно, чтобы парламент имел достаточный вес и влияние на политические процессы. Такая ситуация характерна для демократических режимов. В государствах, отличающихся кризисными явлениями, нестабильностью социально-экономической обстановки, роль правительства во главе с президентом резко возрастает, а парламента ослабевает. В силу этого очень важен баланс исполнительной и законодательной властей.
Деятельность правительства строится по принципу иерархии: председатель (премьер-министр), министр, начальник (председатель) департамента, управления, комитета, отдела и т.д.
Чиновников государственного аппарата очень часто называют бюрократией. Теоретическое осмысление проблемы бюрократии можно найти в трудах Сен-Симона, который первым обратил внимание на то, что в будущем обществе власть будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями. Концептуальное же развитие эта проблема получила в трудах М. Вебера. Занимались ею также К.Маркс, В.И.Ленин и др.
М.Вебер отмечал, что в крупных государствах нормальным состоянием общества является бюрократизированная демократия. Источником развития бюрократии он считал процессы, связанные с отделением непосредственного исполнителя от используемых им средств производства. "Современное государство, — писал он, — возникает тогда, когда государь... назначает оплачиваемых чиновников и таким образом осуществляет отделение должностных лиц от орудий их деятельности..." Т.е. бюрократия рассматривалась им как аппарат господства, обеспечивающий упорядоченное существование общества, что необходимо не только для тех, кто находится у власти, но и для всех членов общества.
Вебер различает два типа бюрократии:
1) традиционную "патримониальную" (наследственную, родовую), которая является иррациональной,
2) современную, рациональную.
Бюрократия первого типа была связана с государственным управлением доиндустриальных обществ. Рациональная бюрократия сформировалась в Новое время и вначале оказывала влияние на частно-хозяйственную деятельность, а позднее и на другие социальные сферы, что постепенно вытесняло из них бюрократию патримониального типа. По его мнению, окончательное решение проблемы бюрократии невозможно ни эволюционным, ни революционным путем.
К.Маркс, В.И.Ленин рассматривали бюрократию как систему организаций, с помощью которых классово-эксплуататорским государством осуществляются функции подавления и принуждения. Отсюда, по их мнению, достаточно устранить частную собственность как основу классовой эксплуатации, и тогда исчезнет необходимость в государственно-бюрократической надстройке.
Следует признать, что существование бюрократии — неизбежность и необходимость в функционировании политических институтов и нормальной жизнедеятельности всего общества. За всю историю человечество не создало возможностей для существования государства без бюрократического аппарата. Поэтому чрезвычайно важным для государственного управления является улучшение качественного состава чиновничества: его профессионализм, нравственный уровень, компетентность.
Во многих странах с целью улучшения отбора чиновников, регламентации их труда приняты законы о государственной службе. Аналогичный закон начиная с 1993 г. действует и в Беларуси. Такого рода документ определяет процедуру назначения и отбора чиновников на государственные должности, оговаривает права и обязанности государственных служащих, регламентирует классы и разряды в иерархической структуре управления.
В соответствии с занимаемой должностью чиновников подразделяют на классы и разряды. Так, в Беларуси определено 12 классов, в Англии и Индии — 3 разряда, во Франции, Бельгии и Японии — 15 разрядов.
Независимо от количества разрядов можно выделить три основных слоя профессиональных государственных служащих — низшее, среднее и высшее. Чиновники низшего звена выполняют техническую работу — это простые исполнители. Их ряды пополняются в основном за счет трудящихся. По условиям труда и заработной плате они не отличаются от рабочих.
Среднее звено чиновников рекрутируется, как правило, из зажиточной части населения. Выполняемая ими работа требует профессионализма, достаточно высокого уровня образования и культуры. Жалованье они получают более высокое, нежели чиновники низшего звена, в соответствии с уровнем квалификации.
Высшие чиновники ("администраторы" в Англии, чиновники разряда "А" во Франции) занимают командное положение внутри бюрократического аппарата. Они возглавляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство и надзор за текущей работой подчиненных ведомств. Высшие чиновники образуют то ядро бюрократического аппарата, которое разрабатывает политику.
Итак, бюрократия — это неизбежный способ организации управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократизма. А это уже болезнь, причем общемировая, и проявляется она на всех ступеньках иерархической лестницы — от министра до рядового служащего. Внешние признаки бюрократизма — канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внутреннее же содержание состоит в чрезмерном разрастании и безответственности исполнительной власти, ее отчуждении от граждан и бесконтрольности, в формализме и деформированное™ сознания чиновничества.
Истоки этого явления следует искать в особом положении административно-управленческого аппарата в системе органов власти. Отделение от общества превращает его в самостоятельную силу с собственными интересами и большими возможностями для их удовлетворения. Особенно отчетливо это проявляется в недемократических государствах, в которых несформированность, неразвитость гражданского общества приводит к неограниченной и бесконтрольной власти чиновничества. Большие возможности для злоупотреблений открываются в периоды экономических и политических кризисов, общественных трансформаций.
Преодоление бюрократизма — процесс сложный и связан прежде всего с формированием гражданского общества и правового государства, установлением демократии, развитием гласности, ростом политической и правовой культуры граждан, повышением образованности, профессионализма, нравственных качеств работников госаппарата.
Избирательные системы.
Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.
Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.
В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).В современных условиях на их основе сформирована смешанная избирательная система.
В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три разновидности этой системы.
При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.
При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинстваизбранным становится кандидат, набравший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победителем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.
В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Однако абсолютное большинство неодинаково при избрании президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включенных в список избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).
Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей
При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Поэтому она применяется редко. Например, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба мандата округа.
Основными достоинствами мажоритарной избирательной системы являются следующие:
1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан ных формах правления формировать устойчивое правительство;
2) предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе относительного большинства сформировалась и поддерживается двухпартийная система;
3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).
Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.
Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.
Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны
В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.
В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.
На преодоление указанных недостатков мажоритарной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система.В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.
Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной па