Тема 1. политика, как объект и предмет

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

Политика, как объект и предмет изучения. Политика как общественное явление. Возникновение и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Объект и предмет политологии, её структура. Методология политической науки.
Власть в политике Природа и сущность политической власти. Структура власти. Легитимность власти. Субъекты политики и ресурсы власти
Политические системы общества Сущность, структура и функции политической системы. Типология политических систем. Политические режимы.  
Политические институты и организации Государство, как политический институт. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и партийные системы. Особенности становления партийной системы Республики Беларусь.
Ветви власти: сущность и взаимоотношения Парламент, как представительный и законодательный орган, сущность, структура и функции. Глава государства и его полномочия. Правительство.  
Выборы и избирательный процесс Роль выборов в политической жизни общества. Понятие избирательного процесса и его принципы. Основные этапы и элементы избирательного процесса. Избирательные системы.
Политический процесс Сущность и структура политического процесса. Понятие и характеристики политической трансформации  
Теории демократии Критерии и признаки демократии. Теории демократии.  
Политическая культура Сущность, структура и функции политической культуры. Типологизация политических культур.
Внешняя политика государств Внешняя политика государств и международные отношения Проблема выбора средств в политической деятельности  
Геополитика. Мировой политический процесс Мировая политика и геополитика.    

Структура власти.

Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.

Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяет­ся государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая раз­витая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существо­вала уже в условиях первобытнообщинного строя (во вся­ком случае, на его последнем этапе), но обособленного ап­парата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.

Государственная власть имеет свою внутреннюю струк­туру. Обычно ее составляют органы, выполняющие зако­нодательные, исполнительные и судебные функции. Миро­вая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и не­зависимы друг от друга. В таком случае невозможно моно­полизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. ( В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законо­дательной и исполнительной власти был К.Маркс. За об­разец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполня­ющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках ис­полнительных органов и бюрократизации власти).

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политические режимы.

Понятие "режим" - совокуп­ность способов осуществления политической и государ­ственной власти.Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов. На него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии, степень остроты классовых и меж­национальных противоречий, наконец, уровень полити­ческой культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.

По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима опреде­ляется рядом критериев. К их числу относятся:

· роль и функции главы государства в системе поли­тического руководства,

· способ и порядок формирования представительных
учреждений,

· положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений,

· правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан,

· наличие объективных источников информации, гласности.

Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституцион­ных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.

В научной литературе предлагаются различные клас­сификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем - формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалисти­ческие и переходные. После того как в бывших странах со­циализма было признано, что существовавшие там режи­мы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое зна­чение.

В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсут­ствие правительственной оппозиции, характер конститу­ционных взаимоотношений центральных органов государ­ства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии под­ходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо класси­фицировать, во-первых, по степени развитости политичес­кой демократии и, во-вторых, с учетом реального полити­ко-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демокра­тические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жес­тких границ между ними и наличие переходных, смешан­ных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.

Тоталитарный и авторитарный политические режи­мы.Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — фено­мен XX в. В политический лексикон термин "тоталита­ризм" (от лат. "1о1аН$" — весь, целый, полный) впер­вые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, ис­пользовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначе­ния режимов (как фашистских, так и коммунистичес­ких), стремящихся к полному, тотальному политическо­му контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Хотя тоталитаризм становится политической реаль­ностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о бе­зусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.Макиавелли, концепцию общес­тва-государства Т.Гоббса.

Научное осмысление тоталитаризма началось в сере­дине 40-х гг XX в В 1944 г. выходит первое крупное по­литико-философское исследование этого феномена -"Путь к рабству", автором которого был австрийский уче­ный Ф.А фон Хайек Он рассматривает появление тота­литаризма как следствие кризиса к концу XIX в идеалов и принципов классического либерализма, с одной сторо­ны, и появления массового социалистического движе­ния — с другой. Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические моде­ли, которыми так успешно воспользовались нацисты и фа­шисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономи­кой, которое неизбежно приводит к присвоению государ­ством абсолютной власти. Фундаментальная теоретичес­кая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами X Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("То­тальная диктатура и автократия"), а также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж.Киркпатрик.

В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж.Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.

В политической сфере для тоталитаризма свойственны:

1) культ власти, восприятие власти как абсолютной цен­ности и высшего смысла человеческого существования,

2) монополия одной партии на власть, не ограниченная
по существу никаким законом и даже уставом самой партии,

3) Недопущение любого идеологического инакомыслия
и политической оппозиции,

4) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же ли­ца, имеющие безграничную власть По существу, правя­щая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом,

5) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу
народа за социалистические и коммунистические идеалы"(как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую
функцию, сплачивал нацию или народ на основе господ­ствовавших отношений и ценностей,

6) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;

7) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы Основным лозунгом тоталитарного полити­ческого режима является лозунг "запрещено все, что неприказано".

В экономической сфере тоталитаризм строится на мо­нопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентра­лизованном плановом руководстве и управлении хозяй­ственной деятельностью.

В духовной сфере важнейшей особенностью тотали­тарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на пос­троение нового "наилучшего" политического и социально­го порядка и создание нового типа личности. Основу та­кой идеологии составляет привлекательная утопия.

Тоталитарная модель общества обладает очень высокой способностью мобилизации ресурсов и уси­лий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства или в периоды войн. Но, как пока­зывает исторический опыт, тоталитарный режим не в сос­тоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что осуществляемые насильственно меры характеризуются нерациональностью, большими социальными издержка­ми, нарастанием структурных диспропорций в экономике. В условиях тоталитаризма человек лишается внутренних побудительных стимулов к труду, отсутствие которых власть компенсирует либо применением насилия, либо по­пытками разжечь массовый энтузиазм.

Нынешнее состояние нашего общества характеризует­ся в научной литературе как посттоталитарное (Демокра­тия и тоталитаризм. Материалы дискуссии//Свободная мысль. 1991 № 15. С.34, 38), открывающее возможности для перехода при благоприятных условиях к демократи­ческому режиму, но вместе с тем сохраняющее опасность установления авторитарной власти.

Авторитарный режимпо своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тог­да, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощаю­щим Авторитарный режим при всей близости к тоталита­ризму отличается от него следующими признаками.

Во-первых, авторитаризм не претендует на политичес­кий контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, полити­ческую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического раз­вития и проводить достаточно активную социальную по­литику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.

Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные полито­логи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталита­ризме

В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тота­литарным более гибок, способен к трансформации и мо­дернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в оп­ределенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.

В-четвертых, тоталитарные режимы опираются преж­де всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а ав­торитарные режимы всегда пользуются поддержкой тра­диционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.

Авторитаризму присущи следующие черты:

1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчет­ны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же насе­ления отчуждается от власти.

2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наде­ление широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов Фактический отказ от концепции раз­деления властей.

3 Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться по­ пулярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить
население к повиновению, и обычно не скрывает этого.

4 Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Кон­куренция в политической сфере отсутствует.

5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспече­ния собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режи­ма является лозунг "Разрешено все, кроме политики".

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно оп­ределить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппози­ции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политичес­ком режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональ­ных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности.

При справедливой критике авторитарных режимов за централизацию власти, жестокость и т.д. необходимо ви­деть их конструктивную роль в некоторых случаях, осо­бенно в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общес­тва, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении опреде­ленных вопросов. Все это способствует формированию на­ционального рынка, гражданского общества, политичес­кой культуры и проведению радикальных реформ.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

· Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.

· Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.

· Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Силь­ная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.

Правительство.

Правительство представляет собой выс­ший государственный коллегиальный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В состав правительства входят главы министерств и центральных ведомств Наи­более распространенное название его — совет министров или кабинет министров. В Норвегии, Финляндии, Шве­ции он официально именуется Государственным советом, в Швейцарии — Федеральным советом. Возглавляет пра­вительство председатель (премьер-министр, канцлер).

Статус и роль правительства в политической жизни оп­ределяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парла­ментарных формах правления — это высший орган испол­нительной власти.

Порядок формирования правительства в разных стра­нах имеет свою специфику, но общая черта — партийная основа. В президентских республиках правительство фор­мируется президентом из представителей партии, побе­дившей на президентских выборах, независимо от соотно­шения сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (например, США) назначение на ключевые ми­нистерские посты наряду с принципом партийной принад­лежности производится с ведома и согласия сената.

В странах с парламентарными формами правления пра­вительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Ин­дия). В Великобритании, например, главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. В случае отсутствия такового монарх может пов­лиять на выбор кандидата, консультируясь при этом с вид­ными политическими деятелями страны.

Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или больше партий договарива­ются о том, чтобы сформировать коалиционное прави­тельство, опирающееся на совместное парламентское большинство этих партий. Такие коалиционные прави­тельства являются характерными для Италии, Бельгии, Нидерландов и часто нестабильны. К примеру, прави­тельство Италии в послевоенный период переживало пра­вительственный кризис 55 раз. Однако это не является за­кономерностью. Многие правительственные коалиции демонстрируют достаточно высокую эффективность (Из­раиль, Германия, Швейцария).

Иногда правительственную коалицию по той или иной причине создать не удается. В таком случае одна или нес­колько партий формируют правительственное меньшин­ство, которое обладает властью лишь постольку, посколь­ку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такие правительства формируются до­вольно часто в Дании, Норвегии, Швеции. В некоторых случаях правительство может быть сформировано не ли­дерами партий, а высшими чиновниками и называется "де­ловым", "служебным" или просто "чиновничьим". В пос­левоенный период "деловые кабинеты" формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии.

В Беларуси центральным органом государственного управления является Совет министров, который форми­руется президентом. Премьер-министр назначается прези­дентом и одобряется Палатой представителей. В случае двукратного отказа в согласии на назначение премьер-ми­нистра президент имеет право назначить исполняющего обязанности, распустить Палату представителей и назна­чить новые выборы.

К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

· формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;

· исполнение законов;

· составление и исполнение бюджета;

· прогнозирование социально-экономического развития;

· руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;

· участие в законодательной деятельности (посред­ством права законодательной инициативы разработки за­конопроектов);

· принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;

· ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Для исполнительной власти в целом характерна тенденция узурпации властных полномочий (правительством, президентом), поэтому очень важно, чтобы парламент имел достаточный вес и влияние на поли­тические процессы. Такая ситуация характерна для де­мократических режимов. В государствах, отличающихся кризисными явлениями, нестабильностью социально-эко­номической обстановки, роль правительства во главе с президентом резко возрастает, а парламента ослабевает. В силу этого очень важен баланс исполнительной и законо­дательной властей.

Деятельность правительства строится по принципу ие­рархии: председатель (премьер-министр), министр, на­чальник (председатель) департамента, управления, коми­тета, отдела и т.д.

Чиновников государственного аппарата очень часто на­зывают бюрократией. Теорети­ческое осмысление проблемы бюрократии можно найти в трудах Сен-Симона, который первым обратил внимание на то, что в будущем обществе власть будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями. Концептуаль­ное же развитие эта проблема получила в трудах М. Вебера. Занимались ею также К.Маркс, В.И.Ленин и др.

М.Вебер отмечал, что в крупных государствах нормаль­ным состоянием общества является бюрократизированная демократия. Источником развития бюрократии он считал процессы, связанные с отделением непосредственного ис­полнителя от используемых им средств производства. "Сов­ременное государство, — писал он, — возникает тогда, ког­да государь... назначает оплачиваемых чиновников и таким образом осуществляет отделение должностных лиц от ору­дий их деятельности..." Т.е. бю­рократия рассматривалась им как аппарат господства, обес­печивающий упорядоченное существование общества, что необходимо не только для тех, кто находится у власти, но и для всех членов общества.

Вебер различает два типа бюрократии:

1) традицион­ную "патримониальную" (наследственную, родовую), ко­торая является иррациональной,

2) современную, раци­ональную.

Бюрократия первого типа была связана с государственным управлением доиндустриальных об­ществ. Рациональная бюрократия сформировалась в Но­вое время и вначале оказывала влияние на частно-хозяй­ственную деятельность, а позднее и на другие социальные сферы, что постепенно вытесняло из них бюрократию пат­римониального типа. По его мнению, окончательное реше­ние проблемы бюрократии невозможно ни эволюцион­ным, ни революционным путем.

К.Маркс, В.И.Ленин рассматривали бюрократию как систему организаций, с помощью которых классово-эксплу­ататорским государством осуществляются функции подав­ления и принуждения. Отсюда, по их мнению, достаточно устранить частную собственность как основу классовой эксплуатации, и тогда исчезнет необходимость в государ­ственно-бюрократической надстройке.

Следует признать, что существование бюрок­ратии — неизбежность и необходимость в функциониро­вании политических институтов и нормальной жизнедея­тельности всего общества. За всю историю человечество не создало возможностей для существования государства без бюрократического аппарата. Поэтому чрезвычайно важ­ным для государственного управления является улучше­ние качественного состава чиновничества: его профессио­нализм, нравственный уровень, компетентность.

Во многих странах с целью улучшения отбора чинов­ников, регламентации их труда приняты законы о госу­дарственной службе. Аналогичный закон начиная с 1993 г. действует и в Беларуси. Такого рода документ определяет процедуру назначения и отбора чиновников на государ­ственные должности, оговаривает права и обязанности го­сударственных служащих, регламентирует классы и раз­ряды в иерархической структуре управления.

В соответствии с занимаемой должностью чиновников подразделяют на классы и разряды. Так, в Беларуси опре­делено 12 классов, в Англии и Индии — 3 разряда, во Франции, Бельгии и Японии — 15 разрядов.

Независимо от количества разрядов можно выделить три основных слоя профессиональных государственных служащих — низшее, среднее и высшее. Чиновники низ­шего звена выполняют техническую работу — это простые исполнители. Их ряды пополняются в основном за счет трудящихся. По условиям труда и заработной плате они не отличаются от рабочих.

Среднее звено чиновников рекрутируется, как прави­ло, из зажиточной части населения. Выполняемая ими ра­бота требует профессионализма, достаточно высокого уровня образования и культуры. Жалованье они получа­ют более высокое, нежели чиновники низшего звена, в со­ответствии с уровнем квалификации.

Высшие чиновники ("администраторы" в Англии, чи­новники разряда "А" во Франции) занимают командное по­ложение внутри бюрократического аппарата. Они возглав­ляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство и надзор за текущей работой подчинен­ных ведомств. Высшие чиновники образуют то ядро бюрок­ратического аппарата, которое разрабатывает политику.

Итак, бюрократия — это неизбежный способ организа­ции управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократизма. А это уже болезнь, причем общеми­ровая, и проявляется она на всех ступеньках иерархической лестницы — от министра до рядового служащего. Внешние признаки бюрократизма — канцелярщина, волокита, пре­небрежение к существу дела ради соблюдения формальнос­тей. Внутреннее же содержание состоит в чрезмерном разрас­тании и безответственности исполнительной власти, ее отчуждении от граждан и бесконтрольности, в формализме и деформированное™ сознания чиновничества.

Истоки этого явления следует искать в особом положе­нии административно-управленческого аппарата в системе органов власти. Отделение от общества превращает его в са­мостоятельную силу с собственными интересами и больши­ми возможностями для их удовлетворения. Особенно отчет­ливо это проявляется в недемократических государствах, в которых несформированность, неразвитость гражданского общества приводит к неограниченной и бесконтрольной власти чиновничества. Большие возможности для злоупот­реблений открываются в периоды экономических и полити­ческих кризисов, общественных трансформаций.

Преодоление бюрократизма — процесс сложный и свя­зан прежде всего с формированием гражданского общества и правового государства, установлением демократии, разви­тием гласности, ростом политической и правовой культуры граждан, повышением образованности, профессионализма, нравственных качеств работников госаппарата.

Избирательные системы.

Практическая реализация избирательного права гражданина в значительной степени зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране.

Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нор­мах, способы определения результатов голосования и по­рядок распределения депутатских мандатов.

В мировой практике наиболее распространенными ти­пами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представи­тельная).В современных условиях на их основе сформи­рована смешанная избирательная система.

В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большин­ства. Согласно этому принципу избранным по избира­тельному округу считается кандидат (список кандидатов), набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку большинство бывает относительным, абсо­лютным и квалифицированным, различают три разновид­ности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относи­тельного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников (Великобритания, Канада, Новая Зеландия). При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный ми­нимум участия избирателей в голосовании. Выборы счита­ются действительными, если проголосовал хотя бы один из­биратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолют­ного большинстваизбранным становится кандидат, набрав­ший свыше 50 % голосов (Австралия). При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолют­ного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в пер­вом туре (Российская Федерация). Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов. Во Франции во втором туре могут участвовать все кандидаты первого тура, набравшие не менее 12,5 % голосов. Победите­лем также становится кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей.

В Республике Беларусь действует мажоритарная изби­рательная система абсолютного большинства. Однако аб­солютное большинство неодинаково при избрании прези­дента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвова­ло более 50 % граждан, включенных в список избирате­лей. Победителем считается кандидат, за которого прого­лосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голо­сов избирателей. Избранным считается кандидат в прези­денты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выборщиков, принявших участие в го­лосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % граждан, включенных в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании Ес­ли ни один кандидат не получает требуемого числа голо­сов, назначается второй тур выборов. В нем принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количес­тво голосов в первом туре Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25 % + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается канди­дат, получивший квалифицированное большинство голо­сов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютно­го большинства. Поэтому она применяется редко. Напри­мер, в Чили палата депутатов избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая 2/3 от общего числа действительных голосов, получает оба ман­дата округа.

Основными достоинствами мажоритарной избиратель­ной системы являются следующие:

1) обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешан­ ных формах правления формировать устойчивое прави­тельство;

2) предполагает формирование крупных политичес­ких партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства Так, в англосаксонских странах в основном благодаря мажоритарной системе от­носительного большинства сформировалась и поддержи­вается двухпартийная система;

3) способствует формированию прочных непосред­ственных связей между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки.

Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести сво­их представителей в выборные органы. Тем самым нару­шается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может способствовать ослаб­лению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ пред­ставителей проигравших небольших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуж­дает их защищать местные интересы в ущерб общегосудар­ственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квали­фицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система.В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта систе­ма в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Ла­тинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной па

Наши рекомендации