Социальная политика государства
Социальная политика — система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
Одну из своих предвыборных статей Владимир Путин посвятил социальной политике РФ – «Строительство справедливости. Социальная политика для России»:
«Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива».
Путин обозначил следующие задачи:
1. Разрешение проблемы трудоустройства по специальности
2. Преодоление дифференциации доходов и крайней бедности
3. Улучшение уровня социальных услуг, особенно образования
4. Повышение эффективности социальных расходов
ДЭВИД ЮМ (1711-1776)
Юм оставил нам несколько очерков и на экономические темы, правда не отличающихся большим объемом, но зато блестящие по стилю и отмеченные тонким юмором. Он издает труд, названный «Опыты», посвященный актуальным проблемам политической экономии. В них вошли очерки «О торговле», «О деньгах», «О проценте», «О торговом балансе», «О зависти в торговле», «О налогах», «О государственном кредите» и выдержки из писем по экономическим вопросам.
Юм был безусловным сторонником свободной торговли. При естественном ходе вещей, писал он, промышленность, ремесло и торговля увеличивают как мощь государя, так и благосостояние подданных, а "политика, которая усиливает государство, обездоливая частных лиц, есть политика насилия".
В вопросе о роли денег Юм придерживался количественной теории - ценность монеты он считал целиком и полностью зависящей от ее количества. Единственное, что объясняет изменение цен - это изменение количества денег в обращении. Когда количество увеличивается, то сначала поднимается цена какого-то определенного предмета, за ней следуют другие цены, и так далее, пока не устанавливается общий новый уровень цен. В такой момент прирост денег оказывает положительный эффект - спрос растет, и все стремятся ответить ему ростом производства продуктов.
В переписке 1776 г. Юм и Тюрго обсуждают рыночный механизм свободной конкуренции. Трудно сказать, кто первым изложил ее суть, но это было, безусловно, новым словом научной мысли. Кратко можно изложить суть действия этого механизма так: если имеется возможность свободного перелива капитала между отраслями и свободная конкуренция между ними, то норма прибыли на капитал во всех отраслях производства и торговли все время будет стремиться к единому "среднему" уровню, везде предложение будет удовлетворять спрос. В целом на рынке будет товаров столько, сколько необходимо - не больше, не меньше. Так и должен действовать естественный порядок. Эта модель свободной конкуренции заняла в дальнейшем развитии экономической науки одно из первых по значимости мест.
Юм решительно возражает "некоторым писателям", которые считают, что все налоги в конце концов, падают на землю и что по этой причине их следует заменить одним единственным земельным налогом.
Этот вопрос стал одним из самых главных для приверженцев нового экономического течения - физиократии.