Культура и быт во второй половине ХVIII в.
Образование и просвещение
Вторая половина XVIII в. характеризуется ростом престижа образования при дворе, в высшем обществе и в более широких кругах. В особенности ярко эта тенденция проявилась в годы правления Екатерины II (1762–1796 гг.), разделявшей идеи Просвещения, главная из которых состоит в том, что образование – важнейшее средство преодоления не только несовершенства человеческой натуры, но и несправедливости общества. Развитие системы образования в Российской империи во многом связано с покровительством таких замечательных людей, как И.И. Шувалов (1727–1797 гг.) и И.И. Бецкой (Бецкий) (1704–1795 гг.).
Образование во второй половине XVIII в., с одной стороны, остается сословным, а с другой – серьезно расширяется сеть образовательных учреждений.
Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; к ней в 1755 г. присоединился основанный М.В. Ломоносовым при поддержке И.И. Шувалова Московский университет, в 1773 г. – Горное училище в Петербурге, в 1783 г. – Российская академия, занимавшаяся изучением филологических наук.
В этот период была создана сеть закрытых учебных заведений для дворян: Морской шляхетский корпус (1752 г.), Пажеский корпус (1759 г.), Благородный пансион при Московском университете (1779 г.). Начало женскому образованию положило Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г.
Закрытые учебные заведения создавались и для других сословий: Московский и Петербургский воспитательные дома (1763 г.), Коммерческое училище для детей купцов и мещан (1779 г.), при Смольном институте имелось мещанское отделение – Екатерининский институт.
Продолжала развиваться духовная школа. К концу столетия в России было 115 епархиальных училищ, 30 семинарий и три Академии.
Принципиально новым явлением в развитии российского образования стало резкое увеличение количества народных школ. Первым примером бессословного учебного заведения стал Московский университет, в который не принимали только крепостных и основанная при нем гимназия для детей всяких сословий. В 1786 г. по инициативе И.И. Бецкого утвержден «Устав народных училищ», в соответствии с которым в каждом губернском городе учреждались четырехклассные, а в уездных городах – двухклассные училища. В первых двух классах обучали грамоте и Закону Божьему, в старших – математике, естественным наукам и истории. Если в начале 1780-х гг. в России было всего 8 школ, то в 1786 г. их стало 165, а к концу века – около300.
Сосредоточием просвещения был Университет. В 1756 г. при нем открыта первая гражданская типография, где издавались учебники, словари, художественная и научная литература, первый журнал для детей, первый естественнонаучный журнал, первая неправительственная газета «Московские ведомости». Выпускники этого заведения стали первыми русскими профессорами и авторами учебников.
Показателем распространения просвещения можно считать увеличившиеся тиражи печатных изданий, рост книжной торговли, возросшее количество типографий (в особенности, после указа 1783 г. «О вольных типографиях»). Известнейшим издателем этого периода был Н.И. Новиков (1744–1818 гг.) – создатель общественного мнения целого поколения. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность. Он участвовал в работе типографии Московского университета, издавал учебники, исторические труды, занимался широкой благотворительностью. В 1792 г. Н.И. Новиков за свою деятельность был приговорен к 15-летнему заключению в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел в 1796 г. после смерти Екатерины II, но в общественной жизни уже не участвовал.
Не гнушалась просветительской деятельности и сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова», дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и слабостей.
Наука и техника
XVIII в. – время огромных успехов научной мысли. Русская наука развивалась в общем русле мирового естествознания. В Петербургской академии наук, например, работал Л. Эйлер – крупнейший математик своего времени.
Научными центрами второй половины столетия в России были Академия наук, Университет, Вольное экономическое общество. У истоков российской науки стоял М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.). Он не только совершил множество выдающихся открытий (закон сохранения энергии, существование атмосферы на Венере и др.), заложил основы изучения в России различных наук (геологии, минералогии, физики, химии), был новатором в горном деле, металлургии, изготовлении стекла и красок, являлся выдающимся деятелем искусства – автором поэтических и исторических произведений, но и внес громадный вклад в распространение просвещения.
Одним из важнейших достижений отечественной науки этого периода было развитие географических знаний. Продолжалось активное освоение новых земель, было организовано пять крупных академических экспедиций. С.И. Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки»; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в его честь; Г.И. Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски. География стала обязательным предметом в учебных заведениях. В 1770-х гг. был издан «Географический лексикон Российского государства».
Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И. Щепин, педиатр С.Г. Забелин, основоположник русской эпидемиологии – Д.С. Самойлович. В 1768 г. в России была сделана первая прививка от оспы. Подавая пример подданным, ее приказала сделать себе Екатерина II.
Болотов А.Т. является основоположником агрономической науки («Изображения и описания различных пород яблоков и груш».).
Выдающийся русский ученый-самоучка И.И. Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, также, на двадцать лет раньше Д. Уатта, он построил паротепловую установку для заводских нужд, однако действовала она недолго – начальство приказало ее сломать. Русский механик И.П. Кулибин создал зеркальный прожектор, семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву, но подавляющее большинство его проектов не было воплощено в жизнь. Изобретения К.Д. Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности.
Гуманитарные науки во второй половине столетия представлены в основном историческими трудами. Учебным пособием по истории был «Краткий российский летописец» М.В. Ломоносова (1760 г.). А первым опытом научного освещения отечественной истории можно считать «Историю Российскую с древнейших времен» в 4-х томах В.Н. Татищева (1768–1784 гг.). М.М. Щербатов и И.Н. Болтин предприняли попытку выработать общую концепцию российской истории. В.В. Крестинин и П.И. Рычков заложили основы источниковедения и исторического краеведения, М.Д. Чулков – экономической истории. Проводились исследования о происхождении религии (Д.С. Аничков), по филологии (А.А. Барсов), началось чтение лекций по философии на русском языке (Н.Н. Попольский).
Литература
Основным литературным направлением в XVIII в. был классицизм. Для этого стиля характерны строгие правила – разделение на высокий (эпическая поэма, трагедия, ода), средний (высокая комедия) и низкий (басня, фарс) жанры; единство места, времени и действия; изображение не конкретных людей, а типов – идеальных образов; воспитательные задачи произведений. Русский классицизм особое значение придавал высоким жанрам.
В жанре оды писали такие поэты, как М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Г.Р. Державин. При этом именно стараниями Тредиаковского и Ломоносова значительно модернизирован был русский литературный язык, русская поэзия приобрела рифму и размер, а Державина считают первым стихотворцем, использовавшим живую разговорную речь, что вывело его за узкие рамки классицизма.
Создателем русской драматургии можно назвать А.П. Сумарокова, творившего в середине XVIII в. Он писал не только классические трагедии («Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» и др.), но и высокие комедии. В «Опекуне», например, автор высмеивал жадность и невежество. Но самым выдающимся русским драматургом второй половины XVIII в. являлся Д.И. Фонвизин. Комедии «Бригадир» и «Недоросль», классицистские по форме, являются реалистическим переосмыслением этого стиля.
К традиции высокого жанра относится и эпическая поэма «Тилемахида» В.К. Тредиаковского.
В 1770-х гг. в литературе на смену классицизма пришел сентиментализм. Этот стиль подразумевал, в первую очередь, изображение человеческих чувств, гуманное отношение к страстям и слабостям, наслаждение красотой природы. Возвышенное и величественное заменялось в нем трогательным. Главными жанрами сентиментализма были путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого стиля в России принадлежит Н.М. Карамзину – автору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы».
В 1790 г. А.Н. Радищев выпустил в свет 650 экземпляров прославившего его сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву». По форме оно представляло собой крайне популярный жанр путевых заметок (путешествия), но по содержанию являлось первым революционным произведением русской литературы. Радищев не только жестко критиковал крепостничество и создавал галерею портретов помещиков, отвратительных в своих жестокости и самодурстве, не ограничивался человеческим сочувствием к крестьянам. Он говорил о том, что существование подобных несправедливых порядков – прямое следствие деспотического государственного строя и призывал крестьян добиться свободы насильственным путем, свергнув жестокую власть. Вообще, вторая половина XVIII столетия – время господства публицистики в литературе. Резко повысился престиж образования в дворянских кругах. Просветительские сочинения были популярны и востребованы.
Последователей идей Просвещения в России можно разделить на умеренных и радикальных. К первым принадлежала сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова», дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и невежества. Подобных же взглядов придерживались И.И. Бецкой (реформатор системы учебно-воспитательных учреждений), А.П. Сумароков и др. Они ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условие подготовки введения просвещенным монархом свобод и отмены крепостного права.
Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики, просветитель – Н.И. Новиков. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность.
Архитектура
В архитектуре середины XVIII в. господствовал стиль барокко, характеризующийся пышностью и вычурностью сооружений, ярким декором, стремлением к грандиозности и монументальности зданий.
Выдающимися представителями барокко в России были: Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо – высшему проявлению барокко) – Большой Царскосельский дворец, 1752–1757 гг.; Зимний дворец, 1754–1762 гг.; Смольный монастырь, 1748–1764 гг.; Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741–1769 гг.); С.И. Чевакинский (Никольский военно-морской собор в Петербурге, 1753–1762). В архитектурных сооружениях этого стиля выражались не только пышность придворного быта, но и могущество Российской империи, радость познания открывшейся человеку грандиозности мира.
Во второй половине столетия на смену барокко в архитектуре приходят классицизм, использовавший античное наследие. Строгость линий, соразмерность пропорций, симметрия – вот основные признаки этого стиля. Величайшими мастерами русского классицизма являлись В.И. Баженов (Пашков дом, 1784–1786 гг.; проект перестройки Московского Кремля); М.Ф. Казаков (Петровский дворец в Москве, 1775–1782 гг.; здание Сената в Кремле, 1775–1787 гг.; Московский университет, 1786-1793 гг.; Колонный зал Дворянского собрания в Москве, 1799 г.); И.Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге, 1783–1789 гг.; Троицкий собор Александро-Невской лавры, 1778–1790 гг.); Дж. Кваренги (Александровский дворец в Царском селе, 1792–1796 гг.).
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве второй половины XVIII в. так же, как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.
Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик, Д.Г. Левицкий, прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшим является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова – мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).
Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.
М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.
Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.
Памятник Петру I – «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.
В конце столетия, с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций, в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.
Театр
Во второй половине XVIII в. театр приобрел в России огромную популярность. В это время появились первые профессионально-художественные училища, в том числе Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773 г.) и Музыкальные классы Академии художеств (1764 г.). Профессиональный театр выходит на первый план. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Ф. Волкова Российский театр для представления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александринский). В 1779 г. известный русский актер И.А. Дмитриевский открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле) частный театр. Здесь впервые поставлены пьесы Фонвизина.
В 1776 г. впервые были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве открыт Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки.
Практически в каждом зажиточном имении в это время был театр, составленный из крепостных. Среди крепостных театров наибольшей популярностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И. Жемчуговой (Ковалевой), и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). Многие крепостные актеры получили специальную подготовку. Крепостной театр из любительского стал превращаться в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.
Музыка
Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) учились у итальянцев. Им удалось совместить европейский музыкальный опыт с национальными традициями.
Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, что привело к формированию новых жанров. Появились бытовая опера – М.М. Соколовский «Мельник-колдун, обманщик и сват», песенная опера на национальные русские сюжеты – Е.И. Фомин «Новгородский богатырь Боеслаевич», «Ямщики на подставе», романс О.А. Козловского – «Российские песни».
Вернуться к содержанию
Основные даты
Даты | Сущность | |
Внутренняя политика России в первой половине ХVIII в. | ||
1689–1725 гг. | – | Правление Петра Великого. |
1703 г. | – | Основание Санкт-Петербурга. |
1711 г. | – | Сенат. |
1714 г. | – | Указ о престолонаследии. |
1718 г. | – | Создание коллегий. |
1721 г. | – | Святейший синод. |
1721 г. | – | Введение императорского титула. |
1722 г. | – | «Устав о наследии престола». |
1722 г. | – | Табель о рангах. |
1725–1762 гг. | – | Период дворцовых переворотов. |
1725–1725 гг. | – | Правление Екатерины I. |
1725–1730 гг. | – | Правление Петра II. |
1730–1740 | – | Правление Анны Иоанновны. |
1730 г. | – | Отмена указа о единонаследии. |
1740–1741 гг. | – | Наследник престола своего племянника Иоанна VI Антоновича при регентстве Бирона. |
1741–1761 гг. | – | Правление Елизаветы Петровны. |
1761–1762 гг. | – | Правление Петра III. |
1762 г. | – | Указ о вольности дворянства. |
Внутренняя политика России во второй половине ХVIII в. | ||
1762–1796 гг. | – | Правление Екатерины II. |
1763–1764 гг. | – | Секуляризация церковных земель. |
1764 г. | – | Ликвидация гетманства на Украине. |
1765 г. | – | Основание Вольного экономического общества. |
1764–1765 гг. | – | «Наказ» депутатам Уложенной комиссии. |
1767 г. | – | Созыв Уложенной комиссии. |
1775 г. | – | «Учреждение о губерниях». |
1773–1775 гг. | – | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. |
1789–1794 гг. | – | Великая Французская революция. |
1797 г. | – | Новый Закон о престолонаследии. |
Социально-экономическое развитие России в ХVIII в. | ||
1721 г. | – | Разрешение владельцам мануфактур покупать крепостных крестьян. |
1724 г. | – | Таможенный тариф. |
1724 г. | – | Замена подворной подати подушной. |
1769 г. | – | Выпуск бумажных денег (ассигнаций). |
1767 г. | – | Запрет крестьянам подавать жалобы на помещиков. |
Внешняя политика России в ХVIII в. | ||
1695–1696 гг. | – | Азовские походы. |
1700–1721 гг. | – | Северная война. |
1709 г. | – | Полтавская битва. |
1711 г. | – | Прутский поход. |
1721 г. | – | Ништадский мир; провозглашение России империей. |
1756–1763 гг. | – | Семилетняя война. |
1768–1774; 1789–1791 гг. | – | Русско-турецкие войны. |
Культура России в ХVIII в. | ||
1700 г. | – | Введение нового летосчисления (от Р.Х.). |
1703 г. | – | Основание Петербурга. |
1718 г. | – | Ассамблеи. |
1725 г. | – | Образование Академии наук. |
1755 г. | – | Открытие Московского университета. |
1756 г. | – | Первый в России государственный театр. |
Вернуться к содержанию
Основные понятия
Абсолютизм (от лат. неограниченный, безусловный) – форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Термин «абсолютизм» используется также для обозначения особой социально-политической системы в условиях перехода от средневековья к Новому времени.
Автономия (от греч. самоуправление, независимость) – это территориальное образование, входящее в состав государства с правом на самоуправление.
Ассамблея– бал-собрание представителей разных сословий.
Барокко– вычурный. Художественный стиль конца XVI –середины XVIII вв., отличавшийся декоративной пышностью, сложными формами и живописностью.
Барщина – бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина, работавшего со своим инвентарем в хозяйстве феодала за право пользования полученным от владельца участком земли.
Бироновщина– время фактического правления графа Бирона, засильем немцев в середине XVIII в. при Анне Иоанновне (1730–1740 гг.).
Воевода– военачальник. Нередко как правитель совмещавший административную и военную функции.
Вольтерьянство– течение, в основе которого лежит религиозный скептицизм, сомнение в истинности религиозных норм. Возникло под влиянием идей Просвещения.
Гетман(от пол. и нем. начальник) – выборный глава казачьего войска на Украине.
Губерния– основная административная единица империи.
Губерния– высшая территориально-административная единица Российской империи XVIII – начала XIX вв., учрежденная указом Петра I. Губерния состояла из провинций во главе с воеводой или вице-губернатором и административного центра – губернского города. Каждый город в губернии имел свой уезд.
Дворцовые перевороты – смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на армию (ее привилегированную часть – гвардию).
Идеология (от греч. учение об идеях) – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к действительности, интересы социальных групп и слоев, классов.
Империя(от лат. власть, государство) – монархическое государство, главой которого является император. Чаще всего империей называлось государство, имевшее в своем составе завоеванные народы, иногда организацию колониального господства отдельных государств. Империю характеризует жесткая политика централизации и единовластия.
Классицизм (от лат. образцовый) – стиль, основанный на подражании античным образцам.
Конфессия– вероисповедание, религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из ее разновидностей.
Ксенофобия– страх, ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.
Коллегии – группа лиц, образующих какой-либо административный или совещательный орган. В России название коллегий получили органы центрального управления, учрежденные Петром I вместо приказов канцелярий.
Кондиции – документ, ограничивающий власть императрицы Анны Иоанновны, при ее вступлении на престол.
Контрибуция(от лат. собирать) – взимаемые после войны с побежденного государства государством-победителем деньги или другие материальные ценности, а также принудительные денежные поборы, взимаемые властями с населения на оккупированной территории.
Либерализация экономической политики – свобода открытия предприятий. Организация производства в любой отрасли без разрешения правительственных органов.
Мануфактура(от лат. рука + изготовление) – капиталистическое крупное предприятие, основанное на разделении труда ручной техники.
Масонство(от англ. и фр. вольный каменщик) – религиозно-этическое движение, созданное с целью влияния на властные структуры государства. В России масонство появилось в 1730-е гг. Наибольшее влияние приобрело общество Новикова, Шварца и др., которое подверглось гонениям со стороны Екатерины Великой. Она запретила масонство.
Месячина – помещики лишали крестьянина собственного надела и выдавали ему ежемесячное продовольственное содержание.
Меркантилизм (от лат. торговец, купец) – экономическая политика раннего периода становления индустриального общества. Это активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, была основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции, расширения зоны влияния отечественного капитала за границей. В России политика меркантилизма впервые применена при Петре Великом. Он руководствовался принципом – «покупать дешевле, продавать дороже».
Модернизация (от фр. новейший, современный) –обновление путем различных нововведений и усовершенствований социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества.
Модернизация– переход от аграрного (традиционного) общества к современному, индустриальному (промышленному).
Монополия (от греч. один продаю) – исключительное право на что-либо.
Оброк– ежегодный сбор денег или продуктов помещиками с феодально-зависимых крестьян.
Посессионные крестьяне– в 1721 г. мануфактурам разрешили покупать крепостных крестьян к заводам.
Протекторат(от лат. покровитель) – покровительство более сильного государства по отношению к слабому; форма зависимости, главным образом колониальной, устанавливаемой в результате неравноправного договора; государство или территория, находящаяся в такой зависимости.
Протекционизм (от лат. прикрытие) – экономическая политика государства, имеющая целью ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары. Используется также ограничение или полный запрет ввоза определенных товаров, другие меры. Система протекций, покровительства при устройстве чьих-либо дел.
Просвещение – широкое идейное движение в разных странах, связанное с борьбой против феодального гнета, за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве» и политической свободе. В России возникло после Великой французской революции и идей Вольтера, Руссо, Монтескье. Русскими просветителями стали Новиков и Радищев.
Просвещенный абсолютизм – политика второй половины ХVIII в., проводимая правителями феодальных государств для укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений. Это политика союза между абсолютной государственной властью и рационалистским просвещением, преследующая определенные преобразовательные цели.
Ревизия– перепись, главным образом, податного населения в России для исчисления податей и отбывания воинской повинности.
Рекрут– лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
Рекрутские наборы – способ комплектования регулярной армии. Указ Петра I (1682–1725 гг.) обязывал землевладельцев и крестьянские общины направлять в регулярную армию каждого сотого мужчину в возрасте с 17 до 30 лет. Определяли рекрутов по жребию. Рекрутскому набору подлежали податные сословия (крестьяне, мещане, работные люди). Военная служба в 1705–1793 гг. была пожизненной, в 1793–1834 гг. длилась 25 лет, с 1834 по 1855 гг. – 20 лет, с 1855 г. – 12 лет. В 1874 г. она была заменена всеобщей воинской повинностью.
Секуляризация (от лат. мирской, светский) – процесс обращения церковной собственности в светскую, изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. В том числе и освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.
Синодики – литературные памятники России второй половины XVII–XVIII вв., включавшие византийские и русские сказания.
Сословия – большие группы людей, отличавшиеся родом занятий, социальным положением, обладавшие внутренней организацией и органами самоуправления.
Унитарное государство– форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т.д.).
Фаворитизм(от фр. благосклонность) – явление в политической жизни, при котором любимцы высокопоставленных лиц получали выгоду от такого покровительства. Пример, бироновщина.
Фискалы – должность для тайного наблюдения за исполнением правительственных распоряжений и донесений. Появилась в 1711 г. при Петре Великом. Царь назначал главу фискалов, который приносил присягу государю. Фискалитет представлял собой сложную систему, связанную с местным управлением. В провинциях находились провинциал-фискалы, а им подчинялись городовые фискалы. Всего в стране насчитывалось до 500 фискалов.
Экспансия(от лат. распространение) – расширение сферы господства, влияния (территориальная, экономическая, политическая, духовная).
Экстенсивное земледелие – система ведения хозяйства, при которой рост объема продукции достигается за счет расширения земельных площадей.
Эсхатология (от греч. конец, последний) – религиозное учение о конечности мира, конце света и неизбежности Страшного суда.
Вернуться к содержанию
Основные схемы