Внутренняя политика царизма во второй четверти 19 века.
1) Николай I, его воспитание, окружение, правительственная программа.
2) Основные этапы внутренней политики царизма во второй четверти 19 века.
3) Основные направления внутренней политики царизма:
А) крестьянская политика царизма
Б) социальная
В) в области просвещения
Г) экономическая политика царизма
На правительственную программу Николай I наложили отпечаток – восстание 14 декабря 1925 г. и кризис феодально-крепостнической системы. Умный, хотя плохо образованный, потому что был третьим сыном, и считалось, что он не будет царствовать. Социальной опорой его являлось дворянство, но кризис приводил к разорению дворянства. Он стремился задержать революционное движение (не любил Пестеля, но Рылеева признавал чистой личностью, материально помогал семье после казни). Большое влияние в первые дни царствования на Николая оказал Н. М Карамзин, который передал ему идею о роли самодержавного монарха в России. Николай считал, что сам он является первым слугой государства, и что, посвящая всего себя служению государству, он имеет право требовать того же от других.
Внутреннюю политику Николая I можно разделить на три периода: 1826 -1830; 1831 – 1848; 1848 – 1855 гг. Большое влияние на изменения в политике оказали революции в Европе.
Николай I немногих сановников сохранил из окружения Александра. В. П. Кочубей,М. М. Сперанского, министра финансов Е. Ф. Канкрин. Твердый человек, его система заключалась в экономии средств.
Николай приблизил людей по рекомендации Н.М. Карамзина: Блудова, Дашкова, Уварова. В ходе следствия над декабристами он привлек Бенкендорфа, Дибича, Паскевича.
Материалы дела декабристов показали Николаю I необходимость проведения преобразований. 6 декабря 1826 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения программы преобразований в управлении и социальной сфере. В области сословной политики: считал, что необходимо бороться за чистоту и консолидацию дворянского сословия.
Программа была направлена на укрепление государства: 1. Усиление централизации и бюрократизации; 2. Вмешательство императора во все звенья государственного аппарата воплотилось в «собственной канцелярии» царя. Она возникла при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I. 31 января 1826 г. было создано II отделение «для совершения уложения отечественных законов», получившее название «кодификационного». 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция), в 1828 г. IV отделение, которое управляло учебными учреждениями, входящими в ведомство императрицы Марии Федоровны (матери царя), в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение, в 1843 г. появилось VI отделение для управления территориями Кавказа.
Практически это были министерства. Сенат теряет значение. 3. Военизация государственного аппарата. Из 13 министров (в 1840е гг.) только трое были из гражданских лиц. Сам император носил форму. 4. Усиление роли политического сыска (чтобы не повторилось 14 декабря 1825 г.). 25 июня 1826 г. А. Х. Бенкендорф назначен шефом жандармов и командующим Императорской главной квартирой. 3 июля издан указ об учреждении III отделения С.Е.И.В. канцелярии во главе с Бенкендорфом, который становится одним из наиболее влиятельных сановников империи. Отделение занималось политическим сыском, тюрьмами наблюдением за общественным мнением и т.д. 5. Создание чрезвычайных органов государства, 10 секретных комитетов создано за время правления, этот факт означал чрезвычайные обстоятельства; 8 комитетов обсуждали крестьянский вопрос – об отмене крепостного права.
1 этап характеризуется частичным исправлением системных недостатков, главный вопрос – административный, вопрос об изменении системы государственного управления (составлен свод показаний декабристов о недостатках существующего строя! Боровковым; эти записки частично положены в основу правления (Николая) административных мер) 6 декабря 1826 г. – комитет создан, (до 1833 г, однако активная деятельность прекратилась в 1830 г.) комитет состоял из 2 категорий людей:
1. старые либералы Александра I (Сперанский, Голицын – председатель государственного совета; генерал Толстой, генерал Васильчиков– главный организатор расстрела декабристов, Дибич – друг Николая I) – расправлялись с Черниговским восстанием.
2. молодые чиновники, – карьеристы изучили записки, проекты; комитет составил ряд проектов по части государственного устройства (главный административный вопрос!):
1) предложили Сенат разделить на 2 учреждения: судебный и правительственный комитет министров ликвидировать!, а государственный совет – совещательный орган.
Усилить централизацию государственной власти.
На практике государственный совет – законосовещательный. В Сенате – департаменты только разделили. Контроль над местными организациями, администрация – вопиющее беззаконие, расцвет произвола (внук Суворова и еще 4 генерал-губернатора не брали взяток – только 2!)
II отделение во главе с профессором права М. А. Балугьянским, а практически М. М. Сперанский, провели работу по кодификации законов. В 1828 — 1830 гг. было издано 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), куда вошли 31 тыс. актов с 1649 по 1825 г. Законы, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, с 1881 по 1913 г. — третье собрание. Это важнейший источник по истории России за более чем два с половиной столетия: 133 тома, 132,5 тыс. законодательных актов. В 1832 г. издан «Свод законов Российской империи» (15 томов), включавший действующее законодательство по отраслям права, который регулировал законность в стране.
Комиссия была направлена на повышение оперативности деятельности всех звеньев государственный аппарат крепостного самодержавия.
1826 – 2-ое отделение К 1833 г. – составили полный свод с 1649 г по1925 г (45 томов; законы в хронологическом порядке) – 1 из лучших источников. 2-я часть работы – выбрать то, что действует, в 1833г – свод законов. Но это мало что изменило в порядке.
2 этап проходил под знаком общественно-политических событий (французская революция, восстание в Польше, усиление революционного движения в России, усиление революционного движения в Севастополе, крестьянские волнения). Под влиянием кризиса феодально-крепостной системы и по влиянием того, что дворянство = задолжники, под влиянием националистической пропаганды происходила консолидация дворянского класса.
Под влиянием этих событий правительство переходит к карательным мерам, но не оставляет мысли о возможности реформ.
Главный вопрос – крестьянский, пороховой погреб, но изменять боялось правительство что-либо, т.к. боялось 1) восстания дворян, 2) волнения крестьян.
Ряд мер, направленных на ослабление крестьянского права:
1. 1826 г – закон, запрещающий отдавать крепостных крестьян на горно-заводские работы (хуже, чем на каторге), но практика – широкая раздача крепостных крестьян проводилась и после 1826 г
2. 1827 г – указ, запрещающий подавать земли в многонаселенных помещичьих имений без крестьян (что было широко распространено, т.е. обезземеливание крестьянства происходило); помещик должен оставить не менее 4,5 десятин на крестьянскую душу (практическое значение, не большое т.к. процесс продолжался)
3. 1827 – закон об удельных крестьянах (которые принадлежали императорскому двору) изменена налоговая система (раньше с души) – подать, оброк бралось с земли
4. 1833 – год завершения кодификации законов Российской империи; создан свод законов о крепостных крестьянах (9 томов), свод законов о состоянии; где поставлены законодательные рамки в отношении между помещиком и крестьянином (предусматривается ряд наказаний для помещика штраф, если крестьянин нищенствовал у состоятельного помещика)
В 1837-41 –реформа в государственной деревне графа Киселева Павла Дмитриевича – начальника 5 отделения канцелярии. Причины реформы: 7,5 млн. мужских душ (т.е. 1/3 всего населения России); в 30-х гг. обнаружилось резкое увеличение податной недоимки крестьян; начавшиеся крестьянские волнения. Цель – дать образец, по которому помещик мог бы реформировать отношения с крестьянами. Развить частную инициативу крестьян, т.е. дать им свободу экономической деятельности. Переселить малоземельных крестьян в малонаселенные районы. Конкретные мероприятия:
В 1837 г. – создано Министерство государственных имуществ, во главе с Киселевым, в ведение которого входило управление государственными крестьянами России (кроме Сибири). Создана система чиновничьей опеки. В губернии – создается Казенная палата, а в уездах окружные управления.
Создано сельское самоуправление: сельская община, волостная община. Сельская община – поземельная община выступала в качестве распределителя земли, создавала общинные угодья (луга, мельницы). Волостная община стала административно-полицейским учреждением (сбор подати, внутри общины была круговая порука; суд, сохранение политического спокойствия)
Началось переселение малоземельных крестьян в Вятскую, Пермскую, Тобольскую (Курганский уезд) губернии. Реформа создала систему хлебозапасных магазинов (реализация хлеба в случае голода), возникла элементарная медицина и т.д.
Реформа не ликвидировала главные противоречия – систему внеэкономического принуждения (прикрепление крестьян к наделу), сословная неполноправность (подати, натуральные повинности, телесные наказания и т. д.). Она не могла успокоить крестьянство; увеличились выступления после реформы (картофельные бунты); крестьяне считали, что реформа ухудшит их положение, прошел слух, что их передают графу Киселеву. Образцом для помещичьей деревни реформа тоже не могла быть.
1835 г. – Секретный комитет принял правительственный проект – как отменить крепостное право, смягчить положение крестьян.
3 этапа программы:
1) правительство предлагало ограничить законодательным путем повинности: барщина – не более 3 дней, оброк – определенный для каждой (губернии) местности, в зависимости от занятий, доходности.
2) Освобождение крестьян от крепостного права, оставив землю в собственности у помещика, регламентировать государственным порядком отношения между крестьянином и помещиком (какой надел должен дать крестьянину, какие повинности за это должен исполнять за это) = это инвентарное правило.
Феодальная собственность на землю сохраняется и т.д. – т.е. это не ликвидация системы феодальных отношений, а лишь смягчение – вскоре переросли в капиталистические отношения чисто прусского пути развития.
Ряд мероприятий:
1. закон об обязанных крестьянах (шаг назад по отношению к правительственной программе); правительство усмотрело в законе о вольных хлебопашцах, что помещик не отпускает, т.к. нужно отдавать землю; а обязанные крестьяне, те, которых освобождают без земли (помещик наделяет крестьянина землею, за что тот обязан исполнять коллективные повинности)
В отличие от Киселева, закон представлял все помещику: захочет переведет в вольных, определяет какой надел дать.
2 апреля 1842 г. был издан указ об «обязанных крестьянах», призванный «исправить вредное начало» указа 1803 г. о «свободных хлебопашцах» Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование за барщину и оброк. За 1842—1858 гг. на положение «обязанных» было переведено всего лишь 27 173 души мужского пола крестьян в семи помещичьих имениях.
В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки «инвентарей», т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять, с 1847 г. инвентари были введены киевским генерал-губернатором Бибиковым в Правобережной Украине (Киевская, Волынская, Подольская губернии) и Белоруссии (Виленская, Ковенская, Гродненская губернии). В 1848 г. аналогичное устройство было введено в Польше, где Наполеон освободил крестьян еще в 1807 г., но без земли. В 1849 г. Бибиков, будучи уже минеистром внутренних дел предлагал в Литве ввести инвентари, но литовские дворяне получили защиту наследника будущего Александра II, который боялся в условиях революции в Западной Европе проводить какие-то реформы. Николай I был против вмешательства государства в отмену крепостного права в России, т.к. боялся дворянства; но в западных губерниях был проведен принцип вмешательства государства. В результате был проведен эксперимент отмены крепостного плана. Положительные итоги: край почти не испытал затяжной кризис феодальной системы, здесь быстрее пошло развитие капитализма, особенности развития сказываются до сих пор.
В 1847 г крестьянам разрешено выкупаться на волю в случае продажи имения с молотка, но в 1849 г. дополнили положением о согласии его бывшего владельца.
.чтобы подорвать могущество польских помещиков (– инвентарное правило провел Бибиков), что принято со стороны помещиков стеснительными. Но Николая заставляло поддержать Бибикова (предназначен министром внутренних дел) боязнь польских дворян. Бибиков решил распространять правило на другой территории – чтобы еще более ущемить интересы поляков
2. закон 1847, разрешен выкупаться крестьянином на волю в случае продажи с молотка
3. закон 1849 – для этого требуется согласие его бывшего владельца.
Итак, крестьянский вопрос был одним из главных в политике Николая I. Правительство постепенно приходит к идее государственного регулирования отношений между помещиками и крестьянами, но пока стремиться к смягчению, а не ликвидации феодальных отношений
Дворянский вопрос во внутренней политике Николая I.
Сословие – отношение той или иной группы к государству (привилегированные, непривилегированные; юридико-политические )
Дворянство как сословие:
1. могло обладать землей
2. господство классовое сословие, опора государственной власти (российский абсолютизм сформировался на феодальной основе)
Влияние на политику Николая I:
1. Кризис феодальной системы 65% всех имений заложено в банках 2/3 всех помещиков задолжники государству. Теперь государство имеет возможность экономического влияния на помещиков (государство как кредитор) это обстоятельство привело к тому, что среди дворянства уменьшилось число оппозиционно настроенных.
В эпоху Николая I каждое правительственное мероприятие встречало абсолютную поддержку со стороны дворянства; исчезла сановная, революционная оппозиции.
2. дворянство в условиях нарождения классовой борьбы со стороны крестьян, рабочих, разночинцев – начинают консолидироваться (традиции, обычаи дворянской морали)
3. всякая оппозиция по отношению к правительству связана с Сенатом и Государственным советом.
Государственный совет – отставные чиновники, поэтому по отношению к императору независимо.
4. дворянство разорялось, за счет разночинцев пополнялось, последние – за кем пойдут? Не станут ли они революционерами?
В этих условиях Николай I начинает политику классового очищения дворянства: Указ 1831 г. – изменилось право, данное Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Право выбора сохранял дворянин, обладающий поместьем. Ограничено право выбора мелкопоместных дворян (не менее 100 душ, 400 десятин земли; исключения для полковника или статс-советника).
В 1832 г. издается закон, ограничивающий проникновение в среду дворянства нарождающейся буржуазии, они вливались в привилегированную сословную категорию «почетных граждан». Стремлением уменьшить число лиц, получавших статус дворянина через выслугу согласно Табели о рангах, был указ 1845 г. Если ранее личное дворянство давалось дослужившимся до 12-го ранга, а потомственного — до 8-го, то теперь соответственно дослужившимся до 9-го и 5-го. Издается указ о майоратах, по которому дозволялось учреждать в имениях, насчитывавших свыше 1000 душ крестьян, майораты, которые целиком передавались старшему сыну, чтобы приостановить дробление дворянских имений, но только 17 имений было переведено на эту систему, т.к. помещик не хотел оставлять своих детей без земли.
По Табели о рангах – чиновник, дослужившийся до 6 класса на военной и до звания 5 класса чиновничьей получал личное звание дворянина, а дети почетных потомственных граждан. Сюда входили ученые, купцы 1 гильдии, дети священнослужителей. Закон о майоратах (неделимые заповедные владения) – передача земли только старшему сыну. (помещик не разоряется, оставалось крупное землевладение). Существенного значения не имело, только 40 имений было переведено на эту систему, т.к. помещик не хотел оставлять своих детей без земли.
Н третьем этапе внутренней политики (с 1848 до 1854 г.) Главный вопрос – политика в области просвещения и печати.
Рассматривая события 14 декабря 1825 г как «пагубное последствие ложной системы воспитания», Николай I 19 августа 1827 г. подписал рескрипт министру народного просвещения А. С. Шишкову о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян. Усилился надзор за частными учебными заведениями. В основу просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации. По Уставу учебных заведений 1828 г. начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей «низших» сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища (четыре правила арифметики, чтение, письмо и Закон Божий), 2) для «средних сословий» (мещан и купцов) — трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история), 3) для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося.
По новому положению 1835 г. об учебных округах последние изымались из подчинения университетам, существенно расширялись права попечителей учебных округов.
Университетский устав 1835 г. поставил задачу ввести в них «порядок военной службы» Университеты попали в полную зависимость от попечителей учебного округа, а в Виленском, Харьковском и Киевском учебных округах (как наиболее «беспокойных») находились в ведении генерал-губернаторов. Устав 1835 г. ограничил автономию университетов, хотя университетскому совету предоставлялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, утверждение их избранных лиц на соответствующие должности становилось прерогативой министра народного просвещения. Устанавливался надзор за студентами, вводились должности инспектора, исполнявшего административно-полицейские функции.
Вместе с тем поднималось значение университетского образования. Восстанавливалось упраздненное в 1821 г. преподавание философии. В Московском университете большое место заняли исторические дисциплины и преподавание российского законодательства, в Петербургском — преподавание восточных языков и истории стран Востока, в Казанском университете — физико-математические дисциплины, срок обучения в университетах увеличивался с трех до четырех лет. Введена была практика двухгодичной стажировки молодых ученых из российских университетов за границей.
Еще при Александре I (в 1824 г.) в обстановке усиления его реакционного политического курса был подготовлен проект нового цензурного устава, который содержал такие жесткие правила, что, изданный уже при Николае I в 1826 г., он получил у современников название «чугунного». По этому уставу цензоры обязывались не пропускать в печать ни одного произведения, в котором прямо или косвенно «колебалась христианская вера», порицалась монархическая форма правления, рассуждалось о конституциях или высказывались мысли о необходимости преобразований. Хотя в 1828 г. новые цензурные правила несколько смягчили требования цензурного устава 1826 г., один за другим сыпались запреты на издание журналов. В 1831 г. было прекращено издание «Литературной газеты» А. А. Дельвига, журнала «Европеец» П. В. Киреевского; в 1834 г. был запрещен «Московский телеграф» Н. А. Полевого в связи с публикацией отрицательной рецензии на ура-патриотическую драму Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла»; а в 1836 г.— «Телескоп» Н. И. Надеждина за публикацию «Философического письма» П. Я. Чаадаева. В 1837 г. устанавливается проверка произведений, уже прошедших цензуру. В случае «недосмотра» цензора сажали на гауптвахту, отрешали от должности и, могли отправить в ссылку. Поэтому цензоры старались превзойти друг друга в служебном рвении, придираясь не только к словам, но и к тому, что подразумевалось между строк.
Революционные потрясения в Западной Европе в 1848—1849 гг. произвели глубокое впечатление на Николая I. И в самой России прокатилась волна народных бунтов, вызванная эпидемией холеры, неурожаем и голодом. В Петербурге в 1849 г. была пресечена деятельность кружка петрашевцев. 1848—1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции, «мрачное семилетие». С целью надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден «временный» секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили «постоянным» под председательством Д. П. Бутурлина. Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Была введена цензура, поступавшую в Россию. Подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина «Северная пчела». Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть «Запутанное дело». И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой.
Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским — за границу. Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных «неблагонадежными».
Наступление на высшую школу. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета); отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом князем П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали «не на умствованиях, а на религиозных истинах».
Этот период под знаком революционного движения в странах Запада (Австро-Венгрия, Франция ). Россия стала жандармом Европы. Возможна ли революция в России (в то время) – вопрос для Николая I, может ли проникнуть и каким образом? – через книги, которые начитается молодежь – цензура = главный особый вопрос.
Николай I министру просвещения (так же духовного), что цензура не удовлетворяет, т.к. случилось 14 декабря, новый цензовый устав из 230 статей.
Новое: 1) запрещалось обсуждать деятельность администрации (местной и вообще) во внутренней и внешней политике
2) запрещалось всем организациям печати вносить какие-либо предложения, проекты
3) запрещалось печатать челобитные, касающиеся психологии, педагогики, философии
4)цензор строго наказывался (на гауптвахту, увольняли)
Устав 1828 г. – существенно изменился принцип деятельности, цензура должна была быть таможенной, а руководства литераторам не давать (этим направлением должно ведать III отделение). Расширяется круг цензоров (III отделение, министерства внутренних дел и т.д.). Учреждения получили право цензуры, цензоры должны доносить все что не соответствует духу.
Воцарилась «свобода молчаний», исчезли литературные журналы. Н.К. Крестомаров решил опубликовать народные песни – арестован, издание конфисковано.
«Московский телеграф», «Телескоп», «Европеец» – закрыты. «Современник» подвергался преследованиям.
После 1848 года – Николай I не доволен деятельностью цензуры, создан орган, контролирующий деятельность цензуры; создан Цензурный Буртулинский комитет началась борьба с двусмысленностью – нельзя писать об американском рабстве, упоминать слово революция, все теоремы с божьим уклоном (подобие треугольников: равны с божьей помощью).
Николай I считал одну из главных бед в России в том, что образование получают слишком много людей из низших сословий; они могут стать основой революционно-демократической деятельности – прекращение допуска для получения высшего образования.
1826 – комитет, подготовка проектов изменения; Николай I указ об изменении структуры просвещения: 1) четко определял ступенчатость
а) приходские училища
б) уездные
в) гимназии
в а) – учились низшие сословия
б) – должны посещать уездные ремесленники, купцы
в) – дворянские дети
преемственность а) б) в) не соблюдались, чтобы низшие сословия не проникали
На основе указа
2) увеличились предметы (физика, естественная история, философия, логика, частично психология). Скромную роль стали играть иностранные языки (= 40% всего учебного времени – это умственные дисциплины)
3) ограничено число гимназий, хотя росло число училищ все же
4) университет: изымались преподавание философии (только философия богословия), логика, гражданское право, статистика.
Николай I сделал ставку на закрытые учебные заведения – лицеи, университеты, пансионаты (институт благородных девиц – 3 тыс. рублей – 2 в Петербурге, Москве, Иркутске и т.д.)
1835 год – создано новое положение об университетах (в его правление не был открыт ни один новый университет, на деле не был открыт в 1833 – в Киеве, сюда перенесен из Вильно после польского восстания)
1) ликвидирована выборность ректора (формально выбирался, но министр просвещения мог сместить, поставить своего), тоже самое касалось профессоров-преподавателей (раньше – тайное голосование) министр мог отменить результаты голосования.
2) 1835. связана должность инспектора за студентами (типа куратора – следил за нравственно-политическим лицом студента), печие – помощники
3) окончательно изымалась философия и т.д.
После революций 1848 г. решили, что образование ни к чему, проекты закрытия всех университетов (министр просвещения Шеринский - Шахматов), но правительство решило ограничить число студентов на факультетах (300 человек). Философский факультет разделен: на юридический и историко-филологический. Окончательно запрещено преподавать гражданское право.
Экономическая политика Николая I была противоречива. 1. Правительство считало необходимо поддерживать развитие промышленности для милитаризации, но с другой стороны – задержать, т.к. развитие промышленности может привести к появлению пролетариата. Не разрешали строить в районе Москвы предприятия в целях противопожарных безопасности. Закрыть спичечные фабрики, т.к. предполагали – поджигатели пользуются спичками. Проводить выставки не через 2 года, а через 4 года, т.к. вызывают «подъем» промышленности.
Правительство старалось оградить русскую промышленность от вливания иностранных товаров. За 25 лет принято семь тарифов. По закону 1835 г. ни один рабочий не мог покинуть завод без согласия владельца.
Податная политика оставалась феодальной: налоги не с земли, а с души взимались; с 1819 г. – чисто феодальный принцип продажи спиртных напитков (откупная система), что составляет значительную часть доходов.
В 1839—1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром.
Бюджет страны – феодальный: деньги от подушная и оброчная, таможенная подати, доходы казны от продажи, аренды имений. Расходная часть из 182 млн. руб. – 70 млн. – на армию, 2,5 млн. руб. – на образование
Контрольные вопросы
1. В чем состояли концепции власти и изменения в государственной политике и управлении Николая I и его окружения?
2. В чем заключалась государственная политика в области культуры, образования, духовной жизни в первой половине XIX в.?
тема 5: Внутренняя политика царизма во второй поливине XIX века