Понятие и классификация государственных должностей
И государственных служащих
Вопрос о понятии государственного служащего по-разному трактуется в юридической литературе.
Различают термин «государственный служащий» в широком и в узком смысле слова.
Государственный служащий в широком смысле слова — это индивидуальный субъект права, осуществляющий государственные функции не только в государственных органах, но и в других государственных организациях, учреждениях, предприятиях (в этом случае государственные функции имеют, например, социально-культурный характер — их осуществляют служащие медицинских, воспитательных, образовательных и других учреждений).
Понятие «государственный служащий» имеет следующие признаки. Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Он является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д. Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии, без которой не существует ни одно общество. Все действия государственного служащего осуществляются им от имени государства и по его поручению; государство же ведет контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения.
Государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» не относит деятельность служащих государственных предприятий и учреждений к государственной службе. Не является государственной службой, по мнению законодателя, и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих политические государственные должности — государственные должности категории «А».
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Государственные должности могут занимать только государственные служащие.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке квалификационный разряд (чин, специальное звание, класс, степень, ранг и т. д.) и др.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» сформулировал и закрепил определение понятия государственного служащего; классификацию государственных должностей государственной службы; квалификационные разряды государственных служащих. На характеристике этих понятий, категорий и элементов мы сосредоточим внимание.
Первое. Согласно ст. 3, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.
Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, социальные услуги, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Второе. Согласно ст. 6, государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:
— высшие государственные должности государственной службы (V группа);
— главные государственные должности государственной службы (IV группа);
— ведущие государственные должности государственной службы (III группа);
— старшие государственные должности государственной службы (II группа);
— младшие государственные должности государственной службы (I группа).
Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим, что государственный служащий для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы владеет соответствующей специализацией соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения тех или иных государственных органов.
Квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включают требования:
1) к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
2) к стажу и опыту работы по специальности;
3) к уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации, применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами государственных органов — в отношении государственных служащих этих государственных органов.
Государственным служащим присваиваются квалификационные разряды. Они являются свидетельством уровня профессионализма, опыта и компетентности соответствующего государственного служащею.
Вопрос о квалификационных разрядах государственных служащих регламентируется в федеральном законе об основах государственной службы.
Статья 7 о квалификационных разрядах государственных служащих этого закона гласит:
1. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом.
2. Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе государственного служащего для присвоения ему по результатам указанного экзамена очередного квалификационного разряда без соответствующего перевода на другую государственную должность государственной службы.
3. Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:
— действительный государственный советник Российской Федерации I, II и III классов — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
— государственный советник Российской Федерации I, II и III классов — государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
— советник Российской Федерации I, II и III классов — государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
— референт государственной службы I, II и III классов — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.
4. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится ПрезидентомРФ.
5. Для отдельных видов государственной службы, в соответствии с федеральным законом, вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги.
Предусматриваются: личное дело государственного служащего, реестр государственных служащих.
Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.
Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации и реестры субъектов Российской Федерации.
Порядок ведения личных дел и реестров осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Сбор и внесение в личные дела и реестры сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются.
Правовой статус государственного служащего — сложный и комплексный институт, включающий в себя ряд элементов, совокупность прав, обязанностей, ответственность и другие составные части и признаки.
Права государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право:
1) на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
5) на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
6) на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7) на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
9) на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
10) на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
12) на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, прохождения государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.