Государственная и муниципальная служба: понятие, цели, принципы построения и функционирования.
Государственная служба (ГС) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, и лиц, замещающих государственные должности.
Профессиональная, то есть предполагает наличие у лица соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации.
Муниципальная служба (МС) – профессиональная служебная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.
Существует определенная взаимосвязь ГС и МС:
· Единство основных квалификационных требований (стаж, образование, знание законов, общепрофессиональные знания) к должностям гражданской и муниципальной службы;
· Единство ограничений и обязательств при прохождении государственной и муниципальной службы;
· Единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;
· Учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;
· Соотношение основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
· Соотношение условий государственного пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.
Отличия:
· Регламентируются разными Федеральными законами: ГС – ФЗ №58 и №79, МС – ФЗ №25 и № 131;
· МС является негосударственной, так как органы МСУ не входят в систему органов государственной власти;
· МС финансируется за счет средств местного бюджета, Федеральная служба- Федерального бюджета, служба субъектов – бюджета субъекта.
Одной из серьезных проблем ГС является определение целей, задач, функций ГС: понятие и принципы ГС России легально определены и зафиксированы в законодательстве, то цели, задачи и функции - нет.
В связи с этим «Дерево целей» ГС остается проблемным и дискуссионным.
1. С уровневой точки зрения цели ГС делят на: стратегические, оперативные(среднесрочные) и текучие.
Главная стратегическая цель административной власти – служить интересам государства, общества и народа.
Среднесрочные цели: качественное обеспечение исполнения задач и функций ГС; повышение эффективности работы.
Текущие цели: оценка деятельности служащих (аттестация, квалификационный экзамен).
2. С отраслевой точки зрения цели ГС делятся на: политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные.
Политико-административные цели: укрепление государства, исполнение функций государства, обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, создание условий взаимодействия государства и общества.
Социальные цели: поддержка социальной сферы в сфере образования, здравоохранения, социальных конфликтов, обеспечение занятости на рынке труда.
Экономические цели: повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, поддержка предпринимательства.
Правовые цели: претворение в жизнь законов, НПА органов государственной власти, обеспечение законотворческой деятельности, создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.
Организационные цели: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, повышение уровня профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих, приведение структуры и численности ГС в соответствие со стоящими задачами.
1. Классификация с точки зрения содержательной деятельности государственных органов:
· Административная – подбор, отбор, расстановка, координация, согласование;
· Организационно-распорядительная – запреты, приказы, предписания;
· Правовая – НПА деятельности;
· Сервисная – оказание услуг;
· Социальная;
· Экономическая – управление финансами, государственной собственностью;
· Культурная;
· Воспитательная – собственным примером, образец для подражания, гуманность, толерантность, ориентированность на население, антикоррупционные мероприятия.
Функции муниципальной службы (отличаются большей конкретикой) – практическая реализация правовых норм института МС:
· Разработка проекта местного бюджета, отчет о его исполнении, обеспечение местного бюджета;
· Разработка, организация социально-экономических программ развития территории;
· Разработка НПА по вопросам местного значения;
· Управление и распоряжение муниципальной собственностью;
· Руководство и управление МУП (муниципальные унитарные предприятия) и МУ (муниципальные учреждения);
· Осуществление полномочий, переданных органами государственной власти.
МС призвана защищать права и законные интересы МО и населения МО.
Принципы построения и функционирования ГС:
1. Принцип федерализма – конституционный принцип. Предполагает и обеспечивает единство системы ГС и разграничивает предмет ведения и полномочий между федеральной и региональной властями.
В России существуют 2 уровня ГС – ФГС и ГССФ. Они автономны и независимы друг от друга.
2. Принцип федерализма предполагает наличие вертикали власти, которая должна обеспечить управление в стране и стабильное развитие.
Принцип федерализма предполагает так же единство системы исполнительной власти (РФ и субъектов РФ).
Рассматриваемый принцип пока не в полной мере реализован, что ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.
3. Принцип законности –
4. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
5. Принцип равного доступа граждан в ГС
6. Принцип единства правовых и организационных основ ГС
7. Принцип взаимосвязи ГС и МС.
Муниципальная служба – самостоятельная административная власть, максимально приближенная к населению, но она встроена в единую систему ГС в стране.
ГС и МС выполняют схожие социальные функции, поэтому должны взаимодействовать.
Принцип открытости:
· Гласность и прозрачность деятельности;
· Доступность общественному контролю;
· Информирование о деятельности государственных органов и государственных служащих;
· Сочетание гласности и конфиденциальности. ГС не должна превращаться в закрытый ящик, работающий только на и для себя;
9. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.
Данный принцип определяет качество и эффективность административной власти.
10. Принцип защиты служащих от неправомочного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность – новый принцип, ранее не зафиксирован. Легализовать его заставила практика ГС.
Принцип говорит о том, что государственные служащие находятся под защитой государства.
Никто, кроме уполномоченных законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.
Служащий может отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства.
11. Принцип стабильности кадров.
Стабильность – постоянство государственно-служебных отношений. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против необоснованных действий.
Их положение не должно зависеть от политической конъюнктуры.
Принцип ответственности служащих за их решения – добросовестное выполнение.