Предоставление государственных и муниципальных услуг. Система межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с Положением о Единой системе межведомственного взаимодействия ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.06.2011 г. № 451, от 28.11.2011 г. № 977), утвержденным Постановлением Правительства ПФ от 08.09.2010 г. № 697:
система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Система межведомственного электронного взаимодействия предназначена для решения следующих задач: - обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; - обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"
- обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Сохранение режима защиты информации ограниченного доступа В 210-ФЗ устанавливаются следующие нормы (ч. 3 ст. 7):
§ Для обработки информации о лице, доступ к которой ограничен федеральными законами, требуется согласие заявителя, которое представляется в виде бумажного или электронного документа.
§ Данное правило не распространяется на обработку персональных данных, имеющихся в распоряжении органа или организации, предоставляющих услугу.
Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги. Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития.
Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.
16.Современные инновационные технологии в системе государственного и муниципального управления
Одна из самых актуальных проблем в государственном управлении, которая существует сегодня, состоит в необходимости скорейшего совершенствования системы государственного управления. Она включает в себя проблему организации государственного управления различных уровней, а именно национального, регионального и местного самоуправления; а также подготовка и привлечение управленческих кадров, поиск оптимальной структуры штатного расписания государственного аппарата, управление персоналом государственных организаций, условия работы государственных служащих, профессионального развития и лидерства. Реформирование системы государственного управления характеризуется необходимостью нововведений, разработкой новой управленческой идеологии, инициированием новых управленческих процессов, изменением управленческих структур, что ставит перед современной теорией и практикой государственного управления задачу комплексного реформирования аппарата государственного управления, совершенствование характера, подходов к управлению этой системой с учётом национальных особенностей каждой страны. Другими словами, все вышеуказанное представляется естественными истоками новой парадигмы публичного управления, основанной на заимствовании передовых подходов менеджмента, а значит предусматривает, прежде всего, ориентацию на клиента-гражданина, повышение качества предоставления публичных услуг, работу в условиях конкурентной среды, применение идеологии корпоративизма и другое.
Инновационную деятельность можно определить как совокупность действий по решению поставленной задачи новыми альтернативными и эффективными методами, целью которых является повышения уровня социально-экономического развития общества посредством создания новых технологических процессов. По характеру предметного содержания инновации подразделяются на технологические и нетехнологические.
Технологические инновации — это инновации, направленные на получение и применение новых знаний для решения технологических и инженерных задач в сфере обеспечения функционирования техники и производства в организации, как единой системе. К ним относят все изменения, определяющие научно-технический прогресс и методы организации производства, технологии производства [3, с. 37–42].
К нетехнологическим инновациям относят разработки организационного, управленческого, правового, социального и экологического характера. Нетехнологические инновации включают в себя и организационно-управленческие инновации.
Организационно-управленческие инновации — это изменения в системе управления компанией или организацией для достижения целей ее функционирования и развития, то есть изменения в системе управления с целью повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности компании
2Блок
1.Сущность местного самоуправления: принципы и признаки.
Местное самоуправление в современной России - это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправлениев Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Данное определение позволяет выделить основные признаки, характеризующие местное самоуправление.
- Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.
- Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. Означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).
- Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.
Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы.
Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности, сочетания коллегиальности и единоначалия и т.д.;
Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:
1) принцип самостоятельности;
2) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;
3) принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;
4) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.
Наиболее важный принцип местного самоуправления – принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления.
Финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, местных налогов, права органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.
Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями.Федеральный закон определяет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, выделяя следующие виды муниципальных образований:
1. городские и сельские поселения,
2. муниципальные районы,
3. городские округа,
4. внутригородские территории городов федерального значения.
2.Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление».
Муниципальное управление - целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):
а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления;
в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.
Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью – муниципальной властью. Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти. Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти – в пределах определенной территории (муниципального образования).
Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти. Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер. Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований..
Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:
1) МСУ как формы непосредственной демократии – когда власть предоставляется населению.
2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.
3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.
А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.
В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.
В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектомявляютсяорганы местного самоуправления(муниципального управления).
Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.
В соответствии с Уставом муниципального образования могут образовываться следующие органы местного самоуправления:
- представительный орган местного самоуправления;
- главное должностное лицо муниципального образования;
- исполнительный орган местного самоуправления.
Представительный орган является ведущим в системе всех органов местного самоуправления, он именуется думой, муниципальным собранием, муниципальным комитетом или советом и т.п.
Главное должностное лицо муниципального образования, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Исполнительный орган местного самоуправления выполняет функции оперативно-распорядительного характера, т.е. исполняет законы и решения представительного органа местного самоуправления. В системе местного самоуправления одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, на которое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.
Объектоммуниципального управления являетсямуниципальное образование.
3.Система и структура органов местного самоуправления.
1. 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. 2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
4. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
5. 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
6. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
7. 4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
8. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36, частями 5 и 11 статьи 37, статьями 74 и 74.1 настоящего Федерального закона.
9. 5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.
10. Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
11. Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.
12. При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.