Социально-экономические мероприятия Советской России в 1920-30-е гг. Сталинская модернизация.
Экономическая политика большевиков периода Гражданской войны получила название военного коммунизма (хотя сам термин был введен А.А.Богдановым). Военный коммунизм - внутренняя политика советского государства в условиях гражданской войны, направленная на преодоление экономического кризиса и опиравшаяся на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма.
Первые признаки военного коммунизма были обозначены в мероприятиях советской власти уже летом 1918 г. Резкое сокращение промышленного производства, разруха на транспорте привели к отказу крестьян продавать хлеб государству. Декретом ВЦИК от 13 мая 1918 г. в стране была введена продовольственная диктатура, подтверждалась хлебная монополия и твердые цены, объявлялась реквизиция хлебных излишков.
Для изъятия хлебных запасов у зажиточного крестьянства использовались продотряды из рабочих и солдат, которые опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), образованные в июне 1918 г. Конфискация не только излишков, но подчас и последнего зерна затрагивала интересы как зажиточных крестьян и середняков, так и всю общину, перераспределявшую повинности среди своих членов.
Необходимость создания армии, максимальная мобилизация всех ресурсов в условия гражданской войны способствовали переходу большевиков к чрезмерной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства. При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыночном, централизованном обществе.
В области сельского хозяйства были введены продовольственная диктатура и продразверстка - упорядоченная конфискация хлеба насильственными методами при помощи продотрядов и комитетов бедноты, трудовые повинности (расчистка дорог, заготовка дров, гужевая повинность).
В промышленности и торговле военный коммунизм привел к национализации промышленности, ликвидации рынка и товарно-денежных отношений, натурализации хозяйственных связей, введению принудительного характера труда, его милитаризации, созданию трудовой армии
В период военного коммунизма была введена всеобщая трудовая повинность, сначала для буржуазных элементов, а с апреля 1919 г. - для всего населения в возрасте от 16 до 50 лет (лозунг времени «Не трудящийся да не ест!»). Труд стал обязательно-принудительным. Для закрепления рабочей силы на одном месте в июне 1919 г. были введены трудовые книжки.
В результате проведения политики военного коммунизма были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами. Большевикам удалось мобилизовать силы и подчинить экономику целям обеспечения Красной Армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием.
В то же время для экономики страны война и политика военного коммунизма имели тяжелые последствия:
· сокращение промышленного производства, натурализация экономики;
· продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур, в результате в стране разразился голод в 1920-1921 гг.;
· расстройство финансовой системы и рост спекуляции;
· развитие безработицы и беспризорности, рост деклассированных элементов;
· криминализация общества.
Политика военного коммунизма, основанная на насилии и чрезвычайных мерах, вызвала сопротивление власти в деревне и поставила под вопрос сам факт сохранения власти большевиков. Вплоть до августа 1921 г. действовала армия Н. Махно, продолжались крестьянские восстания в Западной Сибири, на Дону и Кубани. В январе 1921 г. крестьянские отряды под командованием атамана А.С.Антонова ликвидировали власть большевиков в Тамбовской губернии, требуя отмены продразверстки о и созыва Учредительного собрания.
Одновременно проходили забастовки рабочих, выступления в армии и на флоте, крупнейшим из которых стало восстание моряков Кронштадта (март 1921 г.), выступивших под лозунгом Советы без большевиков.
Феномен военного коммунизма включал в себя не только экономическую политику, но и особый политический режим, идеологию и тип общественного сознания. Но острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру всей точки зрения на социализм. После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. с X съездом РКП(б) (март 1921 г.) началась отмена политики военного коммунизма.
Предпосылки перехода к новой экономической политике
· кризис после первой мировой и гражданской войн, который приобрел тотальный характер;
· последствия политики военного коммунизма, которые стали тормозом развития экономики;
· необходимость восстановления разрушенного войной и военным коммунизмом хозяйства, финансовой системы, ликвидация черного рынка
Первоначально нэп рассматривался как временное отступление, вызванное неблагоприятным соотношением сил, возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения. Нэп как один из возможных путей к социализму через сосуществование социалистического и рыночного хозяйства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйственных форм.
Мероприятия НЭП
1. Сельское хозяйство.
- Введение продналога (20% от чистого продукта крестьянского труда, а затем был снижен и в последствие принял денежную форму), который был вдвое меньше разверстки, его размер объявлялся заранее (накануне посевной), не мог быть увеличен в течение года.
- Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам.
- Допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств
- Снимался запрет с применения наемного труда
- создания кредитных товариществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.
- Развитие различных форм кооперации деревне как социалистической формы собственности (сельхозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцки).
- Возрождение сельскохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твердой валюты стимулировали восстановление российской деревни.
Изменения в социальной структуре деревни привели к росту середняцких хозяйств, их преобладанию (свыше 60%) по отношению к зажиточным крестьянам (3-4%), и беднякам (22-26%) и батракам (10-11%).
2. Восстановление промышленности
- проведение частичной денационализации промышленности, развитие частного производства;
- вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объединения - тресты и синдикаты;
- произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;
- создание госкапиталистические предприятия в форме концессий, смешанных обществ, аренды.
-децентрализация промышленности - упразднение Главков, создание трестов
3. В финансовой политике
- децентрализация кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты);
- создание кредитной системы; восстановлен Госбанк, учреждены новые банки: Торгово-промышленный, Российский коммерческий, потребительской кооперации др.;
- введена система прямых и косвенных налогов;
- денежная реформа (1922-24 гг.) способствовала введению конвертируемой валюты – червонца.
4. В торговле был восстановлен всероссийский внутренний рынок (воссоздавались крупные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Стимулирование развития розничной торговли.
5. В социальной политике была отменена обязательная трудовая повинность, сняты основные ограничения на перемену работы, восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, повышена реальная заработная плата рабочих, сократился рабочий день до 7 часов при 6-дневной рабочей неделе, увеличилось потребление пищевых продуктов. Произошло увеличение численности служащих и рабочих, но при этом повысилась безработица. С целью ее регулирования создавались биржи труда
В результате очередного заготовительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. созданы специальные заградительные отряды (заградотряды). В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был окончательно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен директивным. В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения червонец перестал конвертироваться, прекратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по международной репутации СССР. К концу 1920-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Вновь была проведена национализация многих частных предприятий.
В итоге новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послевоенный период свою эффективность. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-экономические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с определенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации. С середины 1920-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйственного руководства. Руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на полную и окончательную победу новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а, следовательно, от учета интересов крестьянства.
К 1926 г. советская экономика почти достигла уровня 1913 г., но техническая и технологическая база СССР оказалась устаревшей. Высокий уровень технологической зависимости СССР от Запада был связан с зависимостью от импорта тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. Удельный вес СССР в мировом импорте машин составлял в 1932 г.- 50%. Низкой была техническая оснащенность войск. В сложившихся условиях на повестку дня встала задача завершения индустриализации страны.
Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.
Цели индустриализации
1. Ликвидация технической отсталости в экономике страны
2. Достижение экономической независимости
3. Создание мощной обороноспособности
4. Первоочередное развитие базовых отраслей промышленности
5. Ликвидация отсталости аграрного сектора
Большевики уже в первые годы советской власти столкнулись с необходимостью преодоления технико-экономической отсталости народного хозяйства (план ГОЭЛРО, курс ХIV съезда ВКП(б) 1925 г. на индустриализацию).. В стратегии реконструкции приоритетное значение приобрела проблема наращивания советского оборонного потенциала. Ставка на металлургию и машиностроение стала ее главным направлением.
Источниками внутреннего накопления в ходе модернизации экономики стали средства от аграрного сектора, полученные в ходе экспроприации деревни, доходы от других отраслей, монополия внешней торговли, внутренние денежные займы у населения, налоговые поступления, сокращение непроизводительных расходов, трудовой энтузиазм народа (ударничество, стахановское движение), использование труда заключенных и репрессированных.
В период 1926-1927 гг. шла разработка основ модернизации экономики и первых пятилетних планов. На XIV с. ВКП(б) (1925 г.) в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации были признаны передовые отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии (строительство электростанций, новых угольных шахт крупных металлургических и машиностроительных заводов).
Первый пятилетний план должен был решить задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. В апреле 1929 г. из двух вариантов плана - отправного и названного оптимальным - был выбран последний, задания по которому оказались на 20% выше первого и предполагавший сжатые сроки выполнения.
Первая пятилетка (1928-1932 гг.) И.В. Сталин доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. Им была поставлена задача уже на рубеже 20-30-х гг. превысить показатели США, совершив скачок. За счет рывка предполагалось добиться преодоления многоукладности, ликвидации эксплуататорских классов и за 10-15 лет осуществить переход к развернутым формам коммунистического строительства. В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.
В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций: Сталинградский и Горьковский тракторные заводы, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические заводы, Днепропетровская гидроэлектростанция и др. Но к 1930 г. темпы роста снизились. Официально было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности к 1933 г. показатели были выполнены лишь по двум отраслям - добыче угля и производству тракторов. Некоторых запланированных показателей удалось добиться лишь в 1934 г., что соответствовало отправному варианту. Но и эти результаты были значительны и сыграли огромную роль в развитии индустриальной базы СССР.
Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.
Итоги индустриализации:
1. Совершен мощный рывок в развитии производительных сил; темпы роста тяжелой промышленности к 1940 г. увеличились вдвое по сравнению с периодом 1900 - 1913 гг.;
2. В конце 30-х гг. Советский Союз - на втором месте после США по объемам промышленного производства (с 1927 - 1940 гг. объем промышленного производства СССР возрос в 8 раз);
3. Ускорение промышленного роста СССР в 1930-е гг. обеспечило создание к началу второй мировой войны ключевых отраслей современного индустриального производства, на основе которых создавалась военная экономика сороковых годов.
4. Важнейшим результатом сталинской индустриализации стало сокращение отставания советской промышленности от капиталистических государств по производству основных видов продукции.
5. Складывание административно-командной системы управления хозяйством. Централизация всех внутренних источников позволила в сравнительно короткие сроки достичь значительных результатов.
6. Рабочий класс был лишен всякого права на владение средствами производства, права распоряжаться результатами своего труда, многих гражданских прав, что создавало почву для внеэкономического принуждения со стороны государства.
7. Сформировалась социальная структура советского общества: рабочий класс, класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей и социальная группа служащих и интеллигенции.
Феномен первых пятилеток заключался в противоречии между созидательным трудом людей, сознательно строивших социализм, и утверждавшимся сталинским самовластием. Ради светлого будущего люди проявляли колоссальный трудовой энтузиазм и терпели деспотизм индустриального производства. Процесс форсированной индустриализации, осуществлявшийся под социалистическими лозунгами, привел к сильнейшим деформациям: культу личности, господству системы внеэкономического принуждения, раскрестьяниванию деревни.
Цена индустриального скачка была чрезвычайно высокой. В ходе форсированной индустриализации социально-культурная сфера отошла на второй план. Произошло отставание легкой промышленности и аграрного сектора. Люди 1930-х гг. столкнулись с собственным бесправием, с проявлением полной зависимости от органов власти и хозяйственной администрации. Сталинская индустриализация рассматривается многими современными исследователями как советский тип некапиталистической модернизации, которая была подчинена задачам укрепления обороны страны и поддержке статуса великой державы.
Объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро обозначил проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. Неэквивалентный обмен между деревней и городом в пользу города лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств, что вело к сокращению экспорта зерна и ставило под вопрос успех индустриализации. Аграрный кризис и срыв хлебозаготовок зимой 1927/28 г. окончательно убедил советское руководство в необходимости принятия срочных мер, вплоть до перестройки экономической политики государства.
Теоретически возможны были два пути: углубление НЭПа, отказ от двойственного отношения к товарным хозяйствам и его владельцам либо полная ликвидация частного сектора и введение государственного контроля над экономикой с применением внеэкономических мер. Н.И. Бухарин выступил против дисбаланса и нарушения пропорций между промышленностью и сельским хозяйством, против директивно-бюрократического планирования. Он считал, что в условиях нэпа кооперирование через рынок будет включать более широкие слои крестьян в систему экономических связей и обеспечит их врастание в социализм. этому должно было способствовать техническое перевооружение крестьянского труда, включая электрификацию сельского хозяйства.
Сталинское руководство отвергло этот путь, расценив его как уступку кулаку и проявление правого оппортунизма в партии. Начался окончательный поворот к ускоренному свертыванию нэпа. Государство стремилось к полному контролю над всем произведенным хлебом, к монополии на его производство. С 1928 г. началась конфискация хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба, закрытие рынков, действия заградительных отрядов, преграждавших крестьянам дорогу к местам свободной продажи зерна, что усугубило продовольственную проблему. Осенью 1928 г. в стране были введены хлебные карточки.
В конце 1929 г., на ноябрьском Пленуме ЦК, была провозглашена задача проведения в зерновых районах сплошной коллективизации. Статья И.В. Сталина «Год великого перелома» объявляла о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения. В связи с переходом к политике большого скачка фактически была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности и взят курс на сплошную насильственную коллективизацию, которая включала в себя следующие цели:
- осуществление социалистических преобразований в деревне;
- обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;
- развитие системы принудительных работ из числа высланных кулаков и членов их семей.
Составной частью процесса коллективизации, его социальной основой и фактором ускорения стало раскулачивание. В конце декабря 1929 г. И.В. Сталин объявил о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.
С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Меньшая часть выселенныхкрестьян занималась сельским хозяйством, большая трудилась на строительстве, в лесной и добывающей промышленности в системе ГУЛАГА.
Согласно первому пятилетнему плану намечалась коллективизация 20% посевных площадей. В ходе коллективизации по требованию Сталина установка делалась на максимальное обобществление всех средств производства, скота и птицы. В результате деятельности местных активистов, партийцев, чекистов и присланных из города рабочих к весне 1930 г. в колхозы записались около 2/3 крестьянских хозяйств. К 1932 г. была в основном завершена сплошная коллективизация, в колхозах состояло 62% крестьянских хозяйств. К 1937 г. в колхозах страны оказалось 93% крестьянских дворов и 94,1% посевных площадей.
Процессы обобществления на селе сопровождала механизация. Были созданы машинно-тракторные станции (МТС). В 1929-1930 гг. на работу в колхозы и МТС были направлены рабочие - двадцатипятитысячники (кадровые рабочие с трудовым стажем свыше 5 лет). В деревне появились сотни, а затем тысячи тракторов, но в целом уровень технической оснащенности колхозов оставался низким.
Насильственные методы вызвали недовольство крестьян. Произошли антиколхозные восстания на Северном Кавказе, Поволжье и других районах. Всего в 1929 г. имели место не менее 1,3 тыс. массовых крестьянских выступлений и совершено свыше 3 тыс. террористических актов. С 1929 г. в республиках Средней Азии и Казахстане началась крестьянская война, которую удалось подавить лишь к осени 1931 г. В статье «Головокружение от успехов» (1930 г.) Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате был разрешен выход из колхозов.
В результате коллективизации была создана система экспроприации продукции сельского хозяйства. Колхозы сдавали хлеб по ценам в 10 раз ниже реальных. Государство и партийные органы определяли сроки и размеры посева и сбора зерна. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим экономическим последствиям: сокращению валового производства зерна, поголовья крупного рогатого скота и лошадей, развитие сильнейшего голода 1932-1933 гг.
Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян: крестьяне были лишены социальных прав, не выдаче паспортов, что означало фактическое прикрепление к земле и лишенной свободы передвижения, сокращение численности крестьянства. Насильственный характер сталинской коллективизации привел к сокращению численности крестьян на одну треть, разрушению устоев крестьянского быта, потере производственного опыта и огромным демографическим потерям (по разным оценкам от 7 до 10 млн. человек).
В результате сплошной коллективизации была создана система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. В силу этого главным результатом коллективизации можно считать индустриальный скачок СССР.
Образование СССР в 1922 г.
В ходе гражданской войны были созданы предпосылки к формированию нового государственного образования – СССР.
Идеологические: идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала объединительный процесс; власти РСФСР были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.
Политические: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов) и сходные черты организации государственной власти и управления в большинстве республик; власть в них принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б).
Экономические и культурные: общность исторических судеб народов многонационального государства; наличие многолетних экономических и культурных связей; исторически сложившееся экономическое разделение труда.
Внешнеполитические: гражданская война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов; неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.
Основные принципы национальной политики советской власти (принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение) были провозглашены в Декларации прав народов России и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и способствовали объединительным процессам. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин.
В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи, находившиеся у власти национальные правительства, в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.
Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик (декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом»). На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда.
В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.
В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.
В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и областную (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).
Второй формой объединения стало оформление договорных отношений между РСФСР и другими советскими республиками. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.
С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.
Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный как план автономизации, который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. Большинство республик восприняли этот план отрицательно.
В.И.Ленин предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.
Постановлением Пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик от 6 октября 1922 г. признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой права свободного выхода из состава СССР. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.
Первый Всесоюзный съезд Советов(30 декабря 1922 г.) утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР - верховный орган власти в перерывах между съездами.
В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ); унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных; республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).
В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г. к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г. в результате расширения территорий Карельская АССР была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина. Была образована Молдавская ССР.
В результате образования СССР происходило активное развитие экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов благодаря созданию промышленности, большим налоговым отчислениям в бюджеты республик. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность.
Советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет советских республик на деле оставался номинальным, реальная власть концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчетных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах, путем предоставления местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. Административные, унитарные тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.
Внутрипартийная борьба и