Методы социологии в ж-кой практике
Это синтез двух дисциплин — социологии и журналистики.Близки по целому ряду параметров. И там, и там предложенные аудитории выводы не носят точного характера, они приблизительны. Общность обусловлена влиянием субъективного фактора.Общность несет в себе генетический характер и общий предмет изучения — общество.1842 год Огюст Конт издал книгу «Основы позитивистской философии» — рождение социологии. Журналистика старше. Мысль книги: прошли времена, когда в уединении размышляли о жизни. Надо говорить о ней на основе опыта наблюдения. Журналистика методы социологии использует уже давно. Обострилась проблема измерений. Журналистика глобализуется. Но у нее нет своей системы измерений. Проблема замеров у нее — надо обратиться к социологии. Поскольку Ж. и С. имеют один объект отражения, то многие исследования, отражающие жизнь, произведенные социологами, помогают журналисту в их работе. Можно ставить проблему на основе соц. исследований. Ж. становится объектом изучения С. Любое высказывание в журналистике в последнее время все больше нуждается в аргументированности соц. исследованием. Соц. исследование — важнейший фактор в доказательной фактовой журналистике.1)наблюдение.Основан на личном восприятии, познании. Ж-ское наблюдение целенаправленно. Объктом Н м.б. просто люди, сложные, общественно-политические, культурные, нравственные события, процессы. Виды:1.открытое: ж-т прибыв куда-либо заявляет о своем деле, о редакционном задании, может сообщить, как он будет это делать, т.е. люди знают, кто он.2. скрытое. В течении определенного времени ж-т не сообщает, кто он, наблюдает, собирает нужную инфу. Используется про ж-ском расследовании. 3. Включенное: ж-т становится участником действия. 4. Прямое: автор наблюдает непосредственно.5.Косвенное: использует опосредованные данные, так как предмет удален. 6. По временномупризнаку: кратковременное и неоднократное наблюдение, ж-т может возвращаться к нему в течении нескольких лет.2) Анализ документов. Документы объединены в группы: 1. По типу фиксации: рукописные, печатные, фото и кинопленки, диски и т.д. 2. По степени близости кобъекту отображения: первоначальные и производные. 3. По типу авторства: официальные и личные. 4. По сфере деятельности: бытовые, производственные, гос-административные, общ-политические, научные, справочно-информационные. Методы изучения документов: 1. Традиционные (качественные). Понимание исследуемого документа, его интерпретация. 2.Формализованный метод. Изучение большого кол-ва однотипных документов (продшивка газет) по определенным параметрам. 3) Интервью. Автор задает перечень вопросов в устной форме, выслушивает ответы, которые составят содержание его материала 4) Беседа. Тоже речевое общение автора и собеседника. Задают вопросы и отвечают, оба влияют на ход и содержание. 5) Опрос. Ж-т выясняет инфу у многих людей по одному и тому же вопросу. Получая совокупность ответов, он может составить полную картину мнений. 6) Анкетирование. С помощью специально разработанных анкет получает данные. 7) Эксперимент. 1. Ж-т меняет профессию, включается в какую-нибудь сферу в качестве исполнителя какой-либо роли. 2. специально организует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает, оставаясь при этом в роли ж-та. 8) Контент-анализ. Суть его в том, чтобы методом подсчета выявить, насколько часто появляются в тексте определенные структурно-смысловые единицы.
Информационные жанры ТВ.
Роль жанра — облегчить читателю восприятие журналистского произведения.Новости — это публикации в СМИ о текущих событиях, проблемах, о чем-то важном. Хотя, как говорит английская поговорка: «Хорошие новости — это отсутствие новостей». У Даля новости — это первое известие о чем-либо.Классические элементы новостей: 1Своевременность;2.Близость событий для аудитории;3.Конфликтность общечеловеческий интерес; 4.Масштабность события;5.Эмоциональный толчок; По Марку Квинтилиану (римский оратор, I в. н. э.), золотая дюжина будет тогда, когда новости ответят на вопросы: кто, что, где, когда, как, почему.
Репортаж — одним из информационных жанров. Однако он м. б и аналитическим. Особенность р. — в журналистском тексте явно наблюдается эффект присутствия автора. Как правило, репортаж пишется в настоящем времени. Краткие предложения. Наличие прямой речи.Интервью — в контексте информационных жанров (так как интервью может быть и аналитическим).Интервью — это событие, которое журналист сочиняет сам. Главная задача — предоставить собеседнику возможность высказаться, что предполагает профессиональные усилия к стимулированию высказывания. Построение композиции интервью м. б. двух типов (классическое построение):1.Воронка — начинать с открытых вопросов, заканчивать закрытыми, то есть идти от общего к частному; 2. Перевернутая воронка — начинать с закрытых вопросов, заканчивать открытыми, то есть идти от частного к общему;Виды вопросов в интервью: 1.Открытый (дает много вариантов ответа); 2.Закрытый (определяет русло беседы, но ограничивает возможности респондента); 3.Вопрос с предопределенным ответом; 4.Причинные (углубляют тему интервью);5.Вопрос ловушка (форма закрытого вопроса, путь к выяснению определенной точки зрения респондента); 6.Утвердительные; 7.Вопросы с балконом (как правило, их задают очень опытные журналисты, многоярусные вопросы);Виды ответов: 1.Исчерпывающий тему («да» или «нет»); 2.Пространный (неумение собеседника сконцентрироваться на вопросе); 3.Краткий (манера человека); Сложные моменты в интервью: 1.Личные вопросы;2.Собеседник не склонный к общению;3.Заканчивая интервью нужно оставлять о себе хорошие воспоминания; Виды интервью: 1.И-беседа; 2.И-монолог; 3.И-портрет; 4.Пресс-опрос;5.Пресс-конференция; 6.Круглый стол (прямая линия);
В процессе интервью журналист не должен забывать, что он работает не для себя, а для читателя. Журналист — посредник.
ТВТрадиционная цепочка: род — тип — вид — жанр;3 рода ж-ки: печать, ТВ, РВ;Типы: публицистический (информационная - констатирует, аналитическая – осмысливает, художественная – обобщает), художественный, научный. Виды: политика, культура, экономика, мораль и пр.Жанры – информационная публицистика (сюжет, выступление – обращение человека к аудитории, интервью, опрос, репортаж- оперативное сообщение о событии, функция – описательная, слово репортера следует за событием), аналитическая публицистика (беседа, комментарий, , корреспонденция, обозрение), художественная (очерк, фельетон, эссе, зарисовка, памфлет). Пуб-ка делится на жанры по признакам: своеобразию предмета отображения, по познавательно – воспитательным задачам, по широте осмысления действительности, масштабу выводов обобщений, по выразительным средствам (лаконизм – инф., доказательность – анал. образность – худ.).Функции - информационная, учебная, образовательная, худож-ая, воспитательная, развлекательная.
Аналитические жанры ТВ.
Информация — совокупность сведений, которые журналисты передают своей аудитории.Жанр — это форма организации материала в журналистском выступлении, форма организации его мысли. Выбор жанра обусловлен тем, какой материал у журналиста в руках, целевая установка, субъективный фактор — что сам он может сделать. Существуют три группы жанра: 1.Информационные; 2.Аналитические; 3.Художественно-публицистические; Предмет у них один — отражение социальной действительности. Действительность для журналиста — совокупность информационных поводов. Не смотря на это, у этих групп жанров разные методы и функции. Функции ТВ 1)социально-педагогическая (помочь челу ориентироваться в различных областях жизни) ПР: Познер; 2)образовательная; 3) Рекреативная
Одна передача м. выполнять несколько функций (аналитическая – образоват.)
Вопрос: почему на ТВ все называется публицистикой? – черты публицистики м.нести даже инф. сюжеты. Все дело в специфике ТВ: - экранность (наличие картинки); - отбор фактов, картинки делает любой материал оценочным.
Отличие аналитич. жанров от информацион. Задача информационных жанров — раскрывать событийную картину.(отв на вопросы: что,где,когда) У аналитических — выявлять глубинные процессы(как, почему, зачем). В аналитич – отражается не только факт, но и причинно-следств связи. В инф факт – это объект и цель. В анал – аргумент. Инф –факт над личностью/анал-личность ж-та. Аналитика сегодня очень востребована и исполняет роль агента модернизации общества. У аудитории часто возникает потребность в систематизации информации.
ТВ.Жанры1.Комментарий (разъяснение) –разъясняет смысл событий, явлений. М.б. в новостях, сюжетах. Признаки аналитики: дается анализ, прогноз, где важна личность комментатора. Комментаторы – кроме самих тв-ведущих, это эксперты в своих новостях – политологи, социологи, психологи. 2.Обозрение. От комментария отличается широтой охвата.Особенности: строго фактологично, факты анализируются. Обозрение многих фактов, раскрываются причинно-следственные связи, строгая хронологичность. Типы: общие (все события в опред промежеток временги), тематические(спортивные, театральные). В обозрении могут участвовать любые жанры.(ток-шоу, ведещий, и-ю) 3.Диалогические: Беседа Схожа с интервью. Общие свойства: идеологический характер, обмен информации между двумя сторонами, двусоставность текстов. Различия: в интервью журналист – интервьюер (ведет беседу), в беседе – равноправие. Но журналист в беседе не только участник, он и организатор. Типы: проблемное, тематическое, круглый стол, портрет; .Дискуссия- исследование, обсуждение. Беседа часто переходит в дискуссию. Сценарный труд журналиста важен в подборе участников и выборе тем: полемисты компетентные в данном вопросе. Д. предполагает импровизацию больше, чем другие жанры;Пресс-конференциям.б. самостоятельной передачей - организована самими телевизионщиками или транслируемой. П.к.– имеет жесткий протокол. М.б. в прямом эфире или в режиме прямого. Особ-ть работы – нужно работать от первой до последн сек..Ток-шоу тоже аналитический жанр, это разговорное зрелище. Сохранились признаки интервью, дискуссии, игры. Личные качества шоу-мена – самые главные черты в ток-шоу. Аудитория может быть участником, статистом, фоном. Познер сказал, что на нашем ТВ тоу-шоу нет. (настоящего) 4. Корреспонденция название пришло из газеты. К. – это серьезные аналитические сюжеты на ТВ. Особый подбор видеоряда.
15. Художественно-публицистические жанры ТВ
Жанры тв-публицистики: информационная публицистика (сюжет, отчет), аналитическая публицистика (комментарий, корреспонденция), художественная публицистика (очерк, зарисовка, эссе, док. фильм). Единое основание – степень типизации (обобщения) жизненных явлений: Инф – мин; Аналитич – больше (на основе множество фактов); Худож – огромная (в основе – художественный образ. «Куклы») Жанры, схожие с радиожанрами, но на РВ меньше выразительных средств, чем на ТВ. Характерная черта публицистики – субъективизм. Критерии публицистики – новизна и оригинальность фактов, авторский подход, стремление реально помочь зрителю, образность и логичность текстов.
Все ТВ и РВ уходит в 3 русла: 1 информация, 2 публицистика, 3 художественная документалистика. В основе – худож образ: это – форма мышления в иск-ве, публицистики. Худож публицистика оперирует образами; иносказательная метафорическая мысль, которая раскрывает одно явление через др.Черты х.о.: самодвижение, саморазвитие; многозанчность, недосказанность; единство единич и общ, индивидуаль и типичн.; единство рационального и эмоционального; ед-вы объективного и субъективного; неповторимость, оригинальность.Специфика х.о. в публицистике: 1) обязательно опирается на факты (документализм – «Куклы»);2)операптивен;3)сжатость, лаконизм худ обобщений. Худож-публицистич программы обычно авторские. Нас увлекает взгляд чела, его собств видение мира. Мир видится как бы впервые. Авторские тексты тяготеют к художественности.
Жанр – содержательная форма (отвердевшее содержание.) 1)монологовые – устный рассказ; эссе (фр.-опыт); телемемуаристика;рецензия; сатирич(фельетон). 2) Диалоговые – гостиная; клуб;кафе;творч вечер 3) синтетические – сочетание монологовых, диалоговых, музыкальных, хроники, эконографии: очерк; творческий портрет;телезарисовка;публицистический фильм;обозрение;тележурнал(«Фитиль»); муз канал.
Беседа – специфич ТВ жанр
очерк. На ТВ очерк сродни док. фильму. Виды: путевой, познавательный, проблемный, научно-популярный. Основа – жизненный факт. Это эстетическое освоение реальной действит-ти. Значит степень типизации. Гл предмет – чел. Очерк – отражение длит врем процесса. В любом жанре художественной документалистики важнейшие элементы: замысел, съемка, монтаж.
Зарисовка – образность преобл над инф. Не обязат глубина, завершенность. Образный язык.
Эссе – художественный взгляд на то, что не поддается регламентированию. Инд позиция автора. Ориент на разговорн речь. Пародокс манера излож. Сравн с коллажем, лоскут одеяло. Свободн форма. Буднично (Кощеев, Вульф, Радзинский).
Сатирич жанры: разрушительн смех, использ гротеск(содержание ничтожно,а форма огромна), гипербола и др преув заостренности.
Фельетон. Синтезирует типичные черты для сатирич жанров. Приемы образного повествования. Преобладание ассоциативного монтажа,острой эмоциональной хар-ки. Строгая фактольгичность. Конкретность +типизация. («Куклы»).
Памфлет – злободневность, Разоблачает систему взглядов.
Документальный телефильм – большое авторство, образность.