I. этапы развития римских публично-правовых институтов 10 страница
Доктрина сторонников теории «естественного права» и их постулаты о праве, основанном на разуме и равенстве граждан перед законом, приводят к опубликованию гражданских кодексов. Имея в качестве предшественников кодексы Баварии и Пруссии40, кодификационное движение во Франции достигает своей наивысшей точки в связи с созданием Гражданского кодекса Наполеона в 1804 г. До этого, в эпоху Французской революции, отказались от четырех проектов, которые сочли или чрезмерно казуистическими, или же слишком общими и абстрактными. Благодаря найденному равновесию между двумя крайностями статьи французского Кодекса явились новым образцом техники законодательства, которому подражали впоследствии. Он повлиял как на американские, так и на европейские кодификации. Для Европы речь идет об одном из первых - испанском проекте Гарсиа Гойены 1851 г.41 Огромный успех Кодекса Наполеона был обусловлен использованием и
38 По мнению Канната и Гамбаро (Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 129, 174), идея о существовании двух правовых семейств - английского «общего права, права двора и обычая» (Common Law) и романо-германского — частично опровергается целым рядом исторических фактов, и поэтому данное методологическое противопоставление должно быть пересмотрено. На самом деле правовые нормы, действующие в настоящее время в Англии и США, в значительной части созданы законодательной и административной властью. В Соединенных Штатах так называемая статификация (statification, от statute'- «закон», «устав») права приобрела отчетливые черты.
Дуализм «право — закон» (ius - lex), прецедентного и законодательного права, не всегда равнозначен противопоставлению открытой, или формирующейся, системы и закрытой, письменно зафиксированной. Законодательство эпохи принципата благодаря императорским конституциям в большей своей части должно быть включено в прецедентное право, созданное римскими юристами (§ 6), которое, в свою очередь сведенное к деятельности последних юристов классической эпохи (§ 7), также частично воздействует на формирование постклассического права и рассматривается уже как законодательное.
В 1756 г. Codex Maximilianeus Bavaricus civilis и в 1794 г. прусский Allgemeines Landrecht fur die Preussischen Staaten (ALR). См.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 238. О влиянии французского Кодекса на проект Гарсиа Гойены 1851 г. и на Кодекс 1889 г. см.: Castro. F. Derecho Civil de Espana. Parte general. I. Madrid, 1955. P. 199 e sigs. Об американских кодексах см.: Rodriguez Ramos. Vision de conjunto del derecho de America Latina. I960; Castan Vazquez. El sistema juridico iberoamericano // Estudios en honor de Castan To-benas. IV. P. 256 у sigs.
•an*
§29
Римское право и его рецепция в Европе
§29
построением системы, производной от принципов римского права. Великие французские юристы XIX в., Обри и Ро, обнаружили взаимодействия между юриспруденцией и доктриной42, которые новое законодательство интерпретировало с большой смелостью и мудростью.
Германское гражданское уложение (Burgerliches Gesetzbuch; BGB) не вступало в действие до 1900 г. из-за сопротивления исторической школы. Савиньи, в отличие от Тибо, защищавшего необходимость кодификации, утверждал, что процесс адаптации действующего римского права и юридической науки требует больше времени для достижения зрелости и что не следует подражать достижениям сторонников теории «естественного права» в прусском (ALR) и австрийском (ABGB) кодексах43. Гражданское уложение представляет собой лучшее и наиболее характерное творение пандектистики, которое представляло собой ее конец, а также означавшее окончание действия римского права. Общая часть и доктрина юридической сделки оказали решительное воздействие на современную цивилистику. Наряду с Гражданским уложением Швейцарский гражданский кодекс (Schweizeriches Zivilgesetzbusch / ZGB) 1907 г. также создает пример законодательной техники, которому подражали в других кодексах. Заслуживают также упоминания итальянские кодексы 1856 и 1942 гг., португальский и совсем недавний голландский гражданские кодексы.
Ход истории, приведший от Свода Юстиниана к гражданским кодексам, характеризуется в числе прочего длительным процессом мифологизации некоторых принципов и «догматов», которые считаются неизменными и имеющими универсальную ценность. В праве, как и в других сферах культуры, имеет место движение от «образца» к «мифу», насаждаемому в качестве абсолютной истины44. Наибольшая мифологи-
42 Цит. по: Cannata, Gambaro. Lineament!, cit. P. 248.
43 Для Савиньи (Von Beruf...), в отличие от Тибо (Sobre la necesidad de un codigo civil para toda Alemania. 1814), кодификация была необоснованным, вредным и бесполезным вмешательством в процесс спонтанного формирования права, доверенный образованным юристам. Если бы кодификация осуществилась немедленно, то она была бы всего лишь копией уже существующих моделей, и прежде всего французской. См.: Koschaker. Europa, cit. P. 295 e sgg; Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 294.
44 Из классицизма, или тенденции к подражанию классической модели, вырастает иррациональное прославление мифа, или «мифологизация». Это обстоятельство может быть отмечено уже у Юстиниана в связи с тем, что его компиляция считалась совершенным трудом, не подверженным изменениям ни в форме комментариев, ни в форме синтеза. Французские просветители возвели в миф «писаный разум», так же как немецкие пандек-тисты превозносили «догмат», разработанный на основе римских источников. Французские юристы XIX в. проделали то же с «совершенным кодексом», лишенным двусмысленностей и лакун, а Блэкстон мистифицировал Common Law как естественное и совершенное право, исходящее от Бога. На протяжении всей истории возникло множество других
Римская юриспруденция и действующие юридические системы
зация характерна для нормативистского позитивизма, который считает наличествующий правопорядок законченным и совершенным настолько насколько он является аутентичным воплощением государства45. Критика позитивизма и его постулата о формальном правосудии опирается на необходимость возвращения к критериям справедливости, которые применялись в реалистической юриспруденции46.
В обоих семьях европейского права (континентальное гражданское право и английское «общее право») юриспруденция играет главную роль в разработке права посредством методов казуистики47. В Испании действующая редакция пункта 6 статьи 1 Гражданского кодекса выделяет в качестве задачи юриспруденции не только толкование закона, обычая и общих принципов права, но также и функцию предварительного определения их сущности48.
В) Английское право (общее право и право справедливости — Common Law and Equity)
История его формирования носит особый и специфический характер, который отличает его от романистической традиции правовых систем континента. Но в нем тоже имеет место противопоставление ста-
примеров того, как придавали неизменный и вечный характер законам, потом вышедшим из употребления в ходе исторического развития.
45 Чистая теория права Кельсена и Венской школы утверждала абсолютную ценность юридической нормы, которая значима сама по себе. См.: Hernandez Gil. Metodologia de la Ciencia del Derecho. Madrid, 1971. P. 179 e sigs.; Larenz. Metologia de la Ciencia del Derecho / Trad, espanola. Barcelona, 1966. Для мнимого обновления позитивизма при помощи таких новых методик, как структурализм и правовая социология, характерны те же ошибки, что и для научного и рационалистского позитивизма.
46 О критике позитивизма и возвращении к идее материального правосудия см.: Wieacker. Historia del Derecho Privado, cit. P. 490 у sigs.; Recasens. Experiencia juridica, naturaleza de las cosas у logica razonable. FCE Mexico.
47 По мнению Гамбаро (Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 130 e sgg.), классическая систематология, чьей заслугой нужно считать первое проведение и углубление сравнения между общим (Common Law) и гражданским правом (Civil Law), поддалась соблазну критерия историзма и является фальшивой. Он считает, что оба направления должны рассматриваться как компоненты единой западной юридической традиции. Юристы создали два различных способа по проектированию юридических конструкций, но в конечном счете предназначение постройки одно и то же, и социальная роль права практически одинакова во всем западном мире. См.: Gambaro. II sucesso del giurista // Foro Italiano V. 1983. P. 85; Goria G. Diritto comparato e Diritto Comune Europeo. Milano, 1982. P. 875 e sgg.
Ст. 1, n. 6 Гражданского кодекса: «Юриспруденция дополняет правопорядок посредством доктрины, повторно принятой Верховным судом, интерпретируя и применяя закон, обычай и общие принципы права». См.: Villar Palasi. La interpretacion y los apotegmas ju-ridico logicos / Acad. Legislation у Jurisprudencia. Madrid, 1975. P. 129 у sigs.; Reinoso. Los pricipios generates, cit. P. 11 у sigs.
§29
Римское право и его рецепция в Европе
тутного, или законодательного права (Statute Law), прецедентному (Common Law)49.
История «общего права» (Common Law) начинается в XI в. с введения после нормандского завоевания Вильгельмом Завоевателем феодальной системы и централизованной администрации. Правовые реформы осуществлялись в сфере судопроизводства, поскольку король возложил только на себя полномочия по охране уже существующих прав и правосудия50. Центром судебной власти являлся Суд королевской курии (Curia regis), где пересматривались решения по делам, принятые местными судами. Судебная власть короля осуществлялась также посредством деятельности шерифов - чиновников, обладавших судебными и административными функциями, - и разъездных судов (Justice in Eyre). Судопроизводство опиралось на систему судебных приказов (writs или brevia). Они представляли собой документ, записанный на пергаменте в кратком телеграфном стиле и с использованием типичных и строго фиксированных формул51. Они исходили из королевской канцелярии (officina brevium), которая использовала определенные сборники формул и получала вознаграждение за свою работу. При помощи судебных приказов и предоставления исков на их основе (исков было столько, сколько формул приказов - tot erant actiones quot sunt formulae brevium) короли устанавливали законы в сфере частного права. Поэтому английское «общее право» (Common Law) с самого начало было позитивным, хотя считалось неписаным обычным правом, а римское право, возрожденное в университетах, носило характер книжного и идеального права52. Определенная параллель между ними обоими существовала в
р,,некая юриспруденция и действующие юридические системы
§29
49 Об истории формирования английского права см.: Plucknett Т. F. Т. A Concise History of the Common Law. L., 1956; Milson S. F. C. Historical Foundations of the Common Law. L., 1969; Paton. A Textbook of Jurisprudence. Oxford, 1972; Criscuoli. Introduzione a lo studio del diritto inglese. Le fonti. Milano, 1981; Puig Brutau. La jurisprudencia como fuente del Derecho. Barcelona, s.a. Замечательный по краткости и ясности обзор см.: Cannata, Gambaro. Linea-menti, cit. P. 32 e sgg.
50 См.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 35. Нормандские короли сохранили саксонские институты, занимавшиеся отправлением правосудия. В компетенцию этих судов входили все те случаи, когда мир в королевстве оказывался под угрозой или когда обычных мер для свершения правосудия было недостаточно. Поэтому королевское правосудие носило чрезвычайный характер.
" Судебный приказ (writ) был двух типов: король направлял его местному шерифу, чтобы тот приказал какому-либо подданному исполнить определенный иск или предстать перед судом в Вестминстере, чтобы оправдать неисполнение; или король обращал его прямо к местному лорду, приказывая ему осуществить правосудие в не вызывающем сомнения случае. См.: Criscuoli. Introduzione, cit. P. 102; Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 39. 52 Цит. по: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 4. Как утверждает автор статьи, английские короли были единственными суверенами в Европе, в изобилии создававшими законы в сфере частного права. Между нормами права и действием судебного решения на прак-
формулах и типовых исках, поскольку римские юристы и их комментаторы, как и английские юристы, являлись специалистами по нахождению формул, соответствующих каждой претензии53.
Для защиты разнообразных исков создавались новые судебные приказы (о взыскании долга - Writ of Debt; о вызове в суд - Writ of Summons; о вызове в суд по иску о возвращении владения недвижимостью - Writ of Entry; о предоставлении залога - Writ of Gage). Среди них выделяется судебный приказ о правонарушении (Writ of Trespass), основой которого был акт насилия, приведший к нарушению королевского мира и имевший следствием возмещение причиненного ущерба. Позднее обязательное условие по причинению насилия стало рассматриваться исключительно формально. С распространением этой формы судебного приказа более старые стали выходить из употребления54. Были выработаны новые иски о правонарушении (trespass) и о судебном разбирательстве (case), которые сформировали процессуальную систему «общего права» (Common Law).
Под «правом справедливости» (Equity) подразумевают судебную систему, противостоявшую «общему праву» (Common Law) и действовавшую в суде лорда-канцлера (Court of Chancery).
Подданные могли обращаться прямо к королю с петицией о правосудии. Он отсылал прошения в королевский совет (King's Council) и канцлеру, который считался хранителем королевской совести (keeper of the King's conscience). Юрисдикция канцлера, являвшегося обычно духовным лицом, основывалась на понятии справедливости и имела своей целью очистить совесть ответчика55.
«Право справедливости» (Equity) было предназначено для осуществления правосудия более по сути, нежели по форме, действуя двумя способами: реальное исполнение (specific performance), осуществлявшееся путем постановления об исполнении в особой форме, и судебный запрет на какое-либо действие (injunction), который являлся требованием о неповторении определенного действия, наносящего ущерб.
тике не было никакой разницы, поскольку законодательство по сути и представляет собой присуждение гражданам прав и обязанностей.
См.: Peter. Actio und Writ. Tubingen, 1957; Buckland, Menair. Les sources du droit romaine et du Common Law // Recuil Lambert. P. 18 et suiv.
Различают три вида судебного приказа о правонарушении в зависимости от того, было ли оно направлено против личности, движимого или недвижимого имущества истца. См.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 55.
Процесс начинался с подачи билля, или искового заявления одной из сторон, его копия передавалась другой стороне, добавлявшей туда примечание, которым ответчику назначался определенный день, чтобы явиться в суд, под угрозой крупного штрафа при неявке. В случае уклонения от явки в суд можно было издать постановление об аресте или конфискации имущества.
§29
Римское право и его рецепция в Европе
Конфликты между «общим правом» (Common Law) и «правом справедливости» (Equity) отчасти прекратились после того, как королевская юрисдикция одержала первую победу, издав указ о первенстве «права справедливости». Тем не менее столкновения продолжались, поскольку судьи, действовавшие в рамках Common Law, не одобряли превращение канцлерского суда в апелляционный по отношению к судам Вестминстера. Канцлер Томас Мор предложил соглашение: если судьи смягчат строгость закона (the rigor of the Law), то он не станет издавать новых распоряжений или запретительных норм (injunctions), но они не пошли на такой компромисс и посчитали, что смягчение строгости закона является миссией канцлера. Позднее вмешательство канцлерского суда было ограничено некоторыми вопросами, дополнительными к Common Law, которые с тех пор остались на подчиненном положении по сравнению с вопросами судебного разбирательства, не имея возможностей для расширения своей компетенции. Также в «праве справедливости» закончилось преобладание доктрины о судебных прецедентах, и изначальный характер суда совести был утрачен56.
Акты о судоустройстве (The Judicature Acts), или судебные реформы XIX в., привели к слиянию Common Law и Equity, а тем самым и к модернизации судебной системы. В то же время решающим и особо почитаемым становится критерий прецедента. Судебное решение по конкретному делу не рассматривается как прецедент до тех пор, пока не будет воспринято в таком качестве следующим судьей. В соответствии с правилом соблюдения принятых решений (stare decisis) решения двора или Высшего суда были обязывающими для решений, вынесенных судьями низшего ранга57. В том, что касается прецедента, необходимо отличать основание для решения (ratio decidendi) от заявлений, сделанных мимоходом (obiter dicta), или замечаний, высказанных судьей относительно других, второстепенных вопросов. Также следует помнить и о технике проведения различий (distinguishing) между делом, ждущим решения, и уже решенным, результатом чего может явиться заключение о неприменимости во втором случае ratio dicendi первого. Английское
екая юриспруденция и действующие юридические системы
§29
56 См.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 76; Vacca. Contributo allo studio del metodo casistico. P. 1 e sgg.
57 При таком понимании Common Law рассматривается как высшая юридическая система, которую могут использовать только судьи, «оракулы закона», по выражению Блэкстона (Commentaries on the Laws of Englands. I. 1765-69). Этот юрист утверждал, что Common Law является естественным и совершенным правом, исходящим от Бога. Мудрость правовой нормы опирается на юридическую традицию, которой судья придает индивидуальный характер в каждом случае, соотнося ее с предыдущими решениями. См.: Vacca. Contributo, cit. P. 34 e sgg.
право было модернизировано только благодаря медленной адаптации старых прецедентов и открытию новых правовых норм58.
Что касается рецепции римского права в процессе эволюции английского права (хотя нужно учесть, что, поскольку английское право было правом обычным, это ограничило масштаб рецепции), то следует сосредоточиться на трех следующих моментах: во-первых, влияние Церкви, прежде всего бенедиктинского ордена, и доктрины глоссаторов. Вакарий преподавал в Оксфорде, Эдуард I пригласил в Оксфорд Франциска Ак-курсия, сына автора «Великой Глоссы». Следы воздействия романистики просматриваются в терминологии, которой пользовались Гленвилл и Брэктон, применявшие римские правовые понятия для объяснения и анализа английского права и превращения его в систему59. Во-вторых, в XVI в. в Германии рецепция римского права одерживает решительную победу. Епископальные суды в вопросе брака принимают римско-каноническую доктрину, а Суд адмиралтейства использует романистические принипы, приспособленные для морского и торгового права итальянскими юристами XIV и XV вв. Победу английского «общего права» (Common Law) снова обеспечивает сопротивление сословия юристов и сила личности их представителя Кока60. Третий момент затронул не практику, а теорию права, прежде всего благодаря сочинению Остина61 и английскому историку права Мэйтленду. Начиная с XIX в. ссылки на римское право встречаются в решениях английских судов62.
Римская и английская юриспруденции совпадают, несмотря на различную конкретику и ход развития, в том, что касается казуистического характера их судебных решений, происхождения принципов и норм из
58 См.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 94. Хотя общий судебный приказ о вызове в суд (Writ of Summons) заменил собой остальные традиционные типы приказов, возможность удачного предъявления претензии зависела от способности адвокатов или судей обнаружить в корпусе прецедентов какое-либо утверждение, которое послужило бы ей основой.
59 См.: Koschaker. Europa, cit. P. 308. «Сопротивление римскому праву в Англии исходило исключительно от сословия юристов. Принять его в той форме, в котором им его передали глоссаторы и комментаторы, значило бы для англичан поменять свое право юристов на другое право иных юристов».
60 Вторым по силе было то обстоятельство, что парламент покровительствовал общему праву как своему собственному, поддерживая тем самым борьбу против короны. См.: Koschaker. Europa, cit. P. 308. См. также: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. P. 126 e sgg.
1 Austin. Lectures on Jurisprudence. 1862. Также Саммер Мейн, который покровительствовал сравнительной истории права или правовой социологии, является автором характеристики римского права как языка международного общения (lingua franca) всемирной юриспруденции. Ср. Koschaker. Europa, cit. P. 316.
62 В какой-то мере можно считать римское право обязывающим источником для английского судьи. Кошакер заключает (Koschaker. Europa, cit. P. 317), что римское право превращается для английских юристов в почтенного старца с окладистой седой бородой, перед которым вежливо открывают дверь, когда он стучит, которого выслушивают со всем уважением и провожают до двери, чтобы выпроводить его.
§30
Римское право и его рецепция в Европе
казусов, а также в использовании техники аналогий63. С другой стороны, в решениях юристов и судей, невзирая на логические и систематические критерии, огромное значение имеет интуиция, основанная на принципе справедливости64.
§ 30. Современные направления и преподавание римского права
А) Неогуманизм, или историко-критическая тенденция
После того как действие римского права прекратилось в связи с опубликованием гражданских кодексов, усилия романистов были направлены на исторические исследования различных периодов развития этой юридической системы. Изучение было сосредоточено в основном на классической эпохе, совпадающей с последними веками Республики и принципатом (130 г. до н.э. - 230 г. н.э.). Поколения юристов - последователей книжной (неогуманистической) тенденции - стремились освободить право и классическую юриспруденцию от изменений и искажений, имевших место на более поздних этапах. Так называемая «охота на интерполяции» искала дополнения, сделанные компиляторами при Юстиниане, а также комментарии, или глоссемы, включенные в классический текст. Поскольку ныне фаза гиперкритики по отношению к источникам уже преодолена (хотя она и явила собой бесспорный прогресс в их изучении), доминирующей сейчас является консервативная тенденция, допускающая признание только тех ошибок и изменений, которые можно доказать путем сравнения с другими источниками или на основе надежных и правомерных критериев, и отвергающая произвольную реконструкцию текста.
Появление новых источников предоставляет огромные возможности для исторического исследования, прежде всего благодаря вспомогательным дисциплинам, в частности юридической эпиграфике и папиро-
гменные направления и преподавание римского права
§30
63 См.: Jolowicz. Roman Regulae and English Maxims // Studi in on. Koschaker. Milano, 1954. P. 215esgg.
64 В англо-американском праве судебная интуиция играет важную роль. Подчеркивается значение основного умения или способности судить, то, что реалистическая школа называет предчувствием (hunch) судьи. Оно состоит в приобретенном на основе опыта умении ориентироваться в области регулирующих принципов права, связанном со способностью оценивать свои действительные задачи и цели. С другой стороны, известно сопротивление английских и американских юристов, которое они оказывают логическому обоснованию своих решений. Показательно выражение Холмса (Common Law. I): «Жизнь права состоит не в логике, а в опыте». О юридическом опыте в США превосходное обобщение см.: Cannata, Gambaro. Lineamenti, cit. 139 e sgg.
логии65. Применение информатики для изучения источников также открывает новые горизонты для изучения сочинений римских юристов и внесенных в них изменений66.
Значимыми фигурами юридического неогуманизма являются немецкие историки: Моммзен, создавший фундаментальные работы по публичному праву и проделавший огромную работу по изданию источников; Ленель, с его реконструкциями преторского эдикта и сочинений юристов (Palingenesia iuris civilis); Граденвитц, изучавший интерполяции; и Миттейс, исследовавший действовавшее право в провинциях67.
Итальянская романистика также представлена работами выдающихся ученых: Шалойя, Бонфанте, Феррини, Риккобоно, Бьонди, Де франчиши, Бетти, Аранджио-Руица, Вольтерра и многих других современных исследователей, цитируемых в настоящей книге.
В) Преподавание римского права
Римское право по-прежнему остается отправным пунктом, как это было в течение многих веков, для подготовки настоящего юриста. Сегодня, перед лицом современной тенденции предоставлять полную информацию, что невозможно сделать ввиду обширности и сложности юридических дисциплин, доминирующим должен стать принцип обеспечения студенту базовой подготовки, которая давала бы средства и приемы, необходимые для приобретения юридического образа мысли. Это подразумевает не изобилие сведений по законодательству или предоставление как можно более обширных исторических или социологических знаний68, а обучение технике и проблемному мышлению подлинного юриста.
5 Важнейшее значение имеют находки в последние годы надписей в Андалусии, прежде всего закон о муниципии Ирни (lex Irnitana), предоставивший новые данные об административном устройстве римских муниципиев и праве в провинции. См.: Gonzalez J. Los bronces juridicos de Andalucia. Sevilla, 1993; D'Ors А. у J. La ley Irnitana. Santiago de Com-postela, 1992.
66 См.: Garcia Garrido, Reinoso. Digestorum Similitudines, cit.
67 Современные немецкие юристы Виакер и Казер также цитируются на страницах данного учебника.
Может считаться устаревшим утопическое намерение Венгера разработать историю правовых систем в древности, равно как и ошибочная вера в то, что право является непременным продуктом любого человеческого сообщества, достигшего определенного уровня развития цивилизации. Ни одна из правовых систем древности не может сравниться с римским правом по его оригинальности, совершенству и адаптации к различным историческим эпохам. См.: Garcia Garrido. Derecho Romano у Sociologia juridica // Rta. de D. Notarial. 1959. Необходимо выступить в защиту автономии права перед лицом все еще влиятельных марксистских тенденций рассматривать его как часть социологии или экономики.
§30
Римское право и его рецепция в Европе
Причины того, что римское право, вопреки утилитаристским намерениям вычеркнуть его из программы юридического образования69, изучается и преподается у большинства цивилизованных народов мира, поистине бесчисленны.
Римское право традиционно стали считать гуманитарной наукой для юриста. В качестве исторического и научного фактора оно является неинтегрирующим элементом европейской и западной культуры. В силу своего влияния на создание гражданских кодексов оно формирует в них общее ядро и базу для их интерпретации и критики, равно как и для сравнительного и общеевропейского права. С другой стороны, технология и казуистический метод римской юриспруденции предлагают «модель» открытой системы для решения правовых проблем с помощью «совершенной процедуры» исков и процессуальных мер™. В этом отношении ответы и решения юристов дают необходимую опору для формирования юридического стиля мышления. В Дигестах мы распологаем неисчерпаемым количеством казусов, споров и правовых принципов. Актуальность романистических исследований по большей части состоит именно в тренировке и обучении правоведческой казуистике. Наконец, дух правотворчества юристов и обновляющее толкование правопорядка, адаптирующее его к современным нуждам, создают непревзойденную школу свободы, противостоящую государственному авторитаризму и легализму.
69 О кризисе римского права и его преодолении см.: Koschaker. Historia, cit. P. 473 e sgg; Pugliese. II significato dell'insegnamento del diritto romano oggi // Romanitas. 1970; Latorre. Valor actual del Derecho Romano. Barcelona, 1977; Guarino. Cinquant'anni dalle Krise // La-beo. 1988. 34. P. 43 e sgg. О планировавшейся реформе изучения права в Испании см.: En defensa del Derecho Romano // Boletin del Colegio de Abogados de Madrid. 1987. 6; Fernandez de Bujan F. La reforma de los estudios de Derecho. Madrid, 1994.
70 См.: D 'OrsA. Presupuestos criticos para el estudio del Derecho Romano. Salamanca, 1943. P. 23.
ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ПРАВО
Правой правосудие
§31
I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
§ 31. Право и правосудие (ius et iustitia). Directum
«Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть искусство доброго и справедливого. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».
Ульпиан, inst. D. 1.1.1. рг. - 1
В этом отрывке, с которого начинаются «Дигесты», встречается определение Цельсом права (ius) как «искусства (или техники) доброго и справедливого». Текст Ульпиана открывает для нас моральные и религиозные основы правовой сферы. Согласно представлениям и решениям правоведов, «право» (ius) означает «справедливое» (iustum)1. Первоначально Ульпиан ссылается на то, что общество считает справедливым делать. Предназначение судьи в том, чтобы выразить через право (ius) конкретные эффективные действия, которые формально осуществляет личность (ius dicere, iusdicendum). Право реализуется в процессе судебного разбирательства, основанного на критериях справедливости, которые формулируют юристы.